Slide 0
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников
И их преодоление
Slide 1
Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия)
Третий блок
программирования, регуляции и контроля
Второй блок
приема, переработки и хранения внешней информации
Первый блок –энергетический
регулирует процессы активации и поддерживает общий тонус ЦНС
Slide 2
Slide 3
Причины трудностей при письме
Сложности переработки
полимодальной информации
Низкий уровень развития анализа пространственных отношений
Сниженный уровень зрительно-моторной координации
Несформированность однонаправленности считывания материала слева направо
Slide 4
Виды ошибок при письме
трудности освоения конфигурации букв, соотношения их частей, расположения на строке;
"зеркальное" написание букв и цифр («Я » - «R»);
замена букв по пространственному сходству (с - е, б - д);
сращивание и расщеплении слов при письме;
Slide 5
Виды ошибок при письме
слитное написании с предлогами;
высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;
при списывании буквы располагаются в обратной последовательности (вместо " на" пишут «ан», вместо «нос» - «сон»);
учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия находится выше образца.
Slide 6
Примеры
Slide 7
Примеры
Slide 8
Что может делать педагог?
Направление к психологу на диагностику.
Рекомендации родителям о посещении нейропсихолога и дефектолога (создание индивидуальной коррекционной работы).
Помощь ученику в индивидуальном или групповом порядке.
Slide 9
Возможные задания
Отработка понятий "правый" и "левый".
Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи.
Пример: предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, и т.д.).
Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах.
Slide 10
Возможные задания
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Написание слов справа налево
Пример слов: яблоко, петух, брюки, вагон и т.д.
Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности.
Пример предметов: ластик, ручка, учебник.
Slide 11
Возможные задания
Демонстрируя соответствующие изображения, просить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.
Пример: высокий - низкий (дом), длинный –
короткий (хвост), широкий -узкий (ручей),
толстый - тонкий (карандаш).
Slide 12
Возможные задания
Диктант пространственных действий
На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка), под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом. За каждое неправильно выполненное задание начисляется один штрафной балл
Пример:
От исходной точки (и.т.) провести стрелку вверх.
От и.т. провести стрелку вправо.
От и.т. провести стрелку вниз.
От и.т. провести стрелку в левый верхний угол и т.д.
Slide 13
Список литературы
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). М. 2006;
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М. 2011;
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Питер 2009;
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М. 2006;
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников// под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б.М. 2008.
Slide 14
Спасибо за внимание!