Обобщение опыта по теме «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы» Выполнила: учитель русского языка и литературы Сумина Светлана Юрьевна


The Presentation inside:

Slide 0

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мегиона ХМАО-Югры Обобщение опыта по теме «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы» Выполнила: учитель русского языка и литературы Сумина Светлана Юрьевна


Slide 1

формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы


Slide 2

Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная инициатива «Наша новая школа») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)


Slide 3

Изменения в школе: от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования


Slide 4

Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы.


Slide 5

Личностные УУД: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.


Slide 6

Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция


Slide 7

Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия Смысловое чтение Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


Slide 8

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Slide 9

Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?


Slide 10

“Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель” ( из речи президента В.В. Путина). Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? А.С. Пушкин Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли. Марк Аврелий


Slide 11

Актуальность и перспективность опыта: - Как учить мыслить? - Как учить жить в стремительно меняющемся мире? - Как сохранить интерес к чтению? - Как оградить от соблазна списать массово тиражируемые «Золотые сочинения»?


Slide 12

Урок рождается непросто: Порой – с наивного вопроса, Порой – со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то… Когда сомнений нет уж боле – Он вырывается на волю, Нам отдает себя на милость: Смотрите! Что-то получилось!


Slide 13

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.


Slide 14

Что такое средство? «Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»)


Slide 15

Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска?ж - ЕТЕ скаж – и? - ТЕ


Slide 16

«Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          


Slide 17

«Верные–неверные утверждения» Деепричастие – самостоятельная часть речи Деепричастие – особая форма глагола Деепричастие обладает признаками глагола и наречия Деепричастие не изменяется Деепричастие изменяется по временам Деепричастие в предложении является сказуемым


Slide 18

Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера


Slide 19

Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер:               20 Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Муму Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне


Slide 20

Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек 21


Slide 21

Театрализация 22 Заключительный урок по басням И.А. Крылова


Slide 22

Проектная и исследовательская деятельность формирует коммуникативные регулятивные познавательные личностные 23


Slide 23

Портфолио 24


Slide 24

Системно-деятельностный подход «Формирование любых личностных новообразований ? умений, способностей, личностных качеств ? возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский) 25


Slide 25

Создание литературных произведений Небылица Итак… Заигрался кот Шашлык, прыгал, скакал от радости, что никто ему не мешает, от компа не отгоняет, да и свалился со стула на пол. Лохматой своей головой шмяк об пол. Ой-ой-ой! Мало ли много ли времени прошло, неизвестно, вот только когда он очнулся, видит, а перед ним…у Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том, и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… Почесал затылок, голова болит, ничего не помнит, посидел, подумал и решил, что делать нечего, надо искать дорогу домой. Так и отправился Шашлык путешествовать по сказке. А у кого можно дорогу спросить? Ну, конечно, у кота учёного. Отправился наш Шашлык к дубу побеседовать с Котом учёным. Подошёл, поздоровался, а тот, как увидел Шашлыка, обрадовался, заулыбался. Начал кот ему про жизнь рассказывать. Сколько лет, сколько зим, ни одной новой живой души, всё Леший бродит да Русалка эта сидит, хвостом виляет. Вот вроде женщина симпатичная, а от неё так рыбой пахнет, сил нет терпеть, так и хочется слопать. Но так как я воспитанный, благородный, не могу себе позволить этого. «Устал,- говорит кот, - ходить по этим цепям, все лапы стёр, вот отпустил бы ты меня в отпуск, заменил бы меня на посту, а как вернусь, так сразу тебя домой отправлю. Ну, что делать нашему Шашлыку? Да и интересно ему было, тут ведь и чудеса всякие…Согласился наш Шашлык, заключили они договор о сотрудничестве с Котом учёным, и остался наш Шашлык по цепи ходить. Кот учёный путёвку взял в Турцию и укатил. Так наш Шашлык и остался за главного. Кто-то к нему приходил за советом, кто-то сказку послушать, а кто его шашлычок покушать. Наш кот время не терял, решил свой бизнес развивать, место-то было хорошее, людное. Правда, иногда он забывал, что делать, когда налево пойдёшь, а когда направо. Поэтому сядет на цепь и давай качаться, песни петь, всем весело и Шашлыку удовольствие. Русалка на подтанцовку выходит, леший за освещение отвечает, всех светлячков соберёт и давай дирижировать, когда кому мигать. Зрелище просто глаз не оторвать. На это представление вся живность собиралась. Веселье до самого утра продолжалось… Так незаметно месяц прошёл. Вернулся кот учёный из отпуска, загорелый, отдохнувший. А место своё узнать не может, всё вокруг изменилось. Обещание своё кот учёный выполнил, какое-то заклинание сказал и очутился наш Шашлык дома. «Да-а-аа..», - подумал Шашлык, а ведь и правда, в гостях хорошо, а дома лучше. Хозяева уже стройку закончили, осталось приглашения отправить всем на открытие ресторанчика. Гостей пришло много, а у кота Шашлыка для всех места хвалило, и сказок много он знал, да и про путешествие хотелось всем рассказать. И я там была, коктейль безалкогольный пила, только в рот ничего не попало. Сказка это была… 26


Slide 26

Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. 5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207 7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. и др. источники. 27


×

HTML:





Ссылка: