Системно-деятельностный подход в проектировании и проведении урока


The Presentation inside:

Slide 0

Системно-деятельностный подход в проектировании и проведении урока


Slide 1

ФГОС: Развитие личности на основе усвоения УУД. Суть системно-деятельностного подхода: Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату; Движение от цели к результату осуществляет сам ученик; Учитель обеспечивает движение обучающихся к результату с помощью технологий организации деятельности


Slide 2

Структура деятельностного урока


Slide 3

Характеристики деятельностного урока Деятельностная структура урока прозрачна и открыта Самостоятельность учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает Между элементами урока существуют четкие логические связи


Slide 4

Структура учебной деятельности


Slide 5

Проектирование деятельностного урока Проблемная ситуация учебная цель


Slide 6


Slide 7

Важно!


Slide 8

Теории происхождения жизни на Земле Сформулировать свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни на Земле


Slide 9

Приемы организации этапа целеполагания: практическая проблема «Выполните …» - «- Не знаем как….»- «Почему? Чего не знаем?» Задание с несколькими вариантами решения- «какое правильное?» «Какой большой темой занимаемся? Что уже знаем? Какой следующий шаг?» «Что ты считаешь по этому поводу? Чем аргументируешь свою точку зрения?»


Slide 10

Познавательная проблема Известный факт-нет объяснения-как доказать Факт-гипотезы-аргументы Как это возможно? Чего мы не знаем, чтобы ответить на вопросы


Slide 11

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ биологии 1. Использование литературных текстов, содержащих биологические ошибки или неточности. 2. Визуализация образа объекта по диктуемому тексту. 3. Рисование картины, ситуации, рассказанной педагогом. 4.Театрализация или проигрывание ситуации учащимися. 5. Демонстрация живых объектов, опыта, фрагмента фильма 6. Короткое сообщение из истории научных открытий 7. Рассказ о достижении науки


Slide 12

Требования к проблеме Проблема должна раскрывать основное понятие темы или конкретного урока Должна быть интересной для учащихся Не должна быть слишком легкой или слишком трудной Учащиеся должны владеть определенным запасом знаний по этому вопросу Учащиеся должны суметь путем анализа, синтеза и сравнения сделать собственное умозаключение


Slide 13


Slide 14

Этапы организации проблемной ситуации при использовании художественного текста Чтение текста (вслух учителем или индивидуально) Выслушивание мнений учащихся Квалификация мнений Выявление противоречия


Slide 15

Использование литературных текстов, содержащих биологические ошибки или неточности. 1. Подборка литературного текста (осуществляется с условием содержания в нем биологических объектов или явлений, содержащих ошибку или неточность их описания, которая вступает в конфликт со знаниями учащихся). 2. Прочтение текста с акцентом на неточность. 3. Выявление неточностей (выслушиваем мнения учащихся). В зависимости от содержания текста, мнений может быть одно или несколько. 4. Классификация мнений (объединяя сходные или поляризуя противоположные). 5. Формулировка конфликта


Slide 16

Этапы организации проблемной ситуации при визуализации образа Информация педагога Представление образа Описание образа Формулировка конфликта


Slide 17

Тема «Насекомые» Предлагается представить мысленно некоторые объекты: стрекозу , муравья, бабочку, жука и т.д. Предлагается дать описание некоторых объектов Представление учителем на слайдах изображения описываемых объектов и экзотических насекомых Формулировка ключевой фразы- все объекты относятся к классу насекомых. В чем противоречие?


Slide 18

Этапы организации проблемной ситуации при использовании живых объектов Представление задания Попытка выполнения Затруднение Формулировка конфликта


Slide 19

Практическая работа «Строение кольчатых червей (на примере дождевого червя» Раздача оборудования и объектов Раздача карточек с заданиями: -найти передний и задний конец тела; -измерить длину червя: -сосчитать количество колец; -определить спинную и брюшную сторону и т.д. 3. При попытке выполнения возникает затруднение 4. Формулировка проблемы: «Выполните …» - «- Не получается ….»- «Почему? Чего не знаем?»


Slide 20

Биология Проблематизация. Сегодня на уроке мы будем с вами играть в игру «Правда или Ложь». Послушайте историю: «Эта история произошла в Казани. В отделение полиции позвонил местный житель и сказал, что видел на берегу реки Казанки … крокодила. По его словам, хищник в полном одиночестве направлялся к воде. Полицейские поехали на набережную реки и действительно заметили крокодила, но не смогли его поймать - рептилия нырнула в воду и скрылась. Об этом писали в газетах, передавали в новостях по радио. Вопрос о том, откуда взялось животное на улицах города, остался без ответа. Скорее всего, кто-то из жителей завел себе экзотического «домашнего питомца», а когда тот вырос и стал прожорлив или опасен, просто выбросил его на улицу. Или крокодил убежал… Жители города, узнав о таком чуде, часто приходили на берег реки, вглядывались в воду, плавали по реке на лодках. В течение двух месяцев жители города сообщали, что им довелось видеть крокодила то на берегу, то в воде». Могло ли такое случиться, что крокодил жил в реке Казанка 2 месяца? Кто из вас верит? Поднимите ,пожалуйста ,руку. Кто не верит? Итак ,есть разные мнения. Давайте будем разбираться. Какова же наша цель на уроке? "Выяснить, возможно ли, чтобы крокодил прожил в реке Казанка 2 месяца?"). В конце урока вы обсудите все, что узнали, и примете решение, верите вы в эту историю или нет.


Slide 21

Что ты уже знаешь по теме урока, а что нужно будет узнать? Для каждого вопроса обведи «знаю» или «нужно узнать»:


Slide 22

От проблемы к цели


Slide 23

Цель без плана - это просто мечта


Slide 24

Модели плана деятельности учащихся: Поиск новой закономерности (способа) урок получения нового знания Вывести новое правило (способ) Освоить новый способ действия Установить границы способа Применить для решения проблемной задачи


Slide 25

Модели плана деятельности учащихся: применение известной закономерности (способа)-урок закрепления Определить затруднения в применении способа Тренировка в применении для решения нестандартных задач. Перенос способа в другую сферу Проверить свой уровень владения способом


Slide 26

Модели плана деятельности учащихся: освоение нового понятия-урок нового знания Изучение новых понятий Установление связей между понятиями Применение нового знания для ответа на проблемный вопрос


Slide 27

Урок нового знания«Выведение закономерности (закона)» Выдвинуть предположения (гипотезы) Подобрать методы проверки гипотез Проверить гипотезы, выбрать обоснованную Применить новое знание для ответа на проблемный вопрос


Slide 28

Цель: Научиться решать разные типы задач по моногибридному скрещиванию 1. Вспомнить алгоритм решения типовых задач. 2.Закрепить его на тренировочных упражнениях. 3. Проверить, что получилось после тренировки. 4. Подвести итоги. 5. Определить, над чем работать дальше.


Slide 29

Составь план действий: зачеркни лишнее и укажи цифрами правильный порядок: ? Узнать, в каких условиях живут крокодилы ? Изучить, какие условия в реке Казанка ? Сделать вывод ? Сравнить условия, нужные крокодилу и те, которые есть в реке Казанка


Slide 30

Итоговый план: 1) Узнать, что в каких условиях обитают крокодилы 2) Изучить природные условия реки Казанка 3) Сравнить условия, нужные крокодилу, с теми, которые есть в реке Казанка 4) Сделать вывод.


Slide 31

Способы «удержания» плана в процессе урока: План-список на доске. Отмечаем выполненные пункты Постепенное заполнение таблицы Постепенное создание кластера


Slide 32


Slide 33

Оценивание: базовые принципы 1) Оценивание-постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику; 2) Оценивание может быть только критериальным 3) Критерии оценивания известны не только учителю, но и ученикам 4) Ученики должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая привычку и навыки самооценивания


Slide 34

1. Критерий и его содержание(Что я оцениваю?) 2. Уровни (Какой шкалой пользуюсь?) В конце урока (перевод баллов в отметку): 11-12 баллов - отметка «отлично», 9-10 баллов –«хорошо», 8- 7 баллов – «удовлетворительно», менее 7 - «неудовлетворительно» Характеристика каждого уровня ( базовый, средний, повышенный)


Slide 35

Рефлексия …самооценка важна для человека, особенно критическая самооценка, и, особенно тогда, когда человек ставит перед собой задачу самосовершенствования


Slide 36

Области рефлексии:


Slide 37

Приемы рефлексии


Slide 38

Результат или рефлексия? Что мы теперь знаем про… ? Мы упустили главное Возвращаемся к примеру, который не могли решить вначале урока Ай да я, ай да молодец! В следующий раз я все сделаю иначе В процессе нам удалось понять, как… Все из-за того ,что мы по ходу не договорились… Все оказалось не так, как мы думали Вы довольны тем, что получилось?


Slide 39

Рефлексия 1 тип. Продолжить предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…


Slide 40

Светофор Красный-у меня не получилось Желтый- я сомневаюсь в правильности Зеленый-я отлично справился


Slide 41

Синквейн Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.


Slide 42

Учитель Умный, интересный Учит, воспитывает, помогает. Учитель – друг своим ученикам, Творец.


×

HTML:





Ссылка: