Slide 0
Школа второй ступени
ФГОС второго поколения:
возрастные особенности и возрастные возможности;
деятельностные (а не исполнительские) формы образования
Slide 1
О чем не забыть
Slide 2
Результаты проекта
Модель организации образовательного процесса в подростковой школе (первая и вторая «половины дня»; учебная и воспитательная линии)
Модель подростковой школы (педагогический, методический, орг-управленческий, кадровый, нормативно-правовой, финансовый аспекты)
Здесь же: физическое пространство, ориентированное на возраст; образовательное пространство подростковой школы
Slide 3
Проблематика (возрастной аспект)
Деятельность взрослого: формирование предметных научных картин мира, а так же способов и средств, адекватных предметным картинам мира
Подросток: построение образа себя в мире (на фоне «чувства взрослости»)
Slide 4
Феноменология кризиса
«Я» подростка стремится к поиску своего места, к эмансипации и т.д., на фоне отсутствия адекватных средств. Более того, у подростка отсутствует ощущение подлинной, полноценной взрослости. Открытие своего внутреннего мира уже произошло, а что из себя представляет это «Я» – подросток еще не знает. Отсюда – утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. Формы поиска могут принимать раздраженно-капризные формы. Отсюда – конфликты. (В.И. Слободчиков)
Slide 5
Возрастные возможности
Подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми
Межличностное взаимодействие, опосредованное предметным материалом
Инициативные предметные пробы и соревновательность в предмете
Личностный смысл/публичное предъявление/признание
Жизнь в «ощущении необходимости» - принятие личностно-значимых внешних вызовов и требований (реальное «чувство взрослости»)
Slide 6
Проблематика (деятельностный аспект)
Работа взрослого:
формирование предметных научных картин мира как информирование
формирование способов и средств через предъявление образцов
Ожидаемое поведение учащихся: восприятие и исполнительство
Деятельностный подход: субъектность участников образовательного процесса
Slide 7
Деятельностный подход
Учебная, учебно-исследовательская, проектная деятельность
Полюс педагога:
… раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов
Slide 8
Деятельностный подход
Полюс школьника:
возможность (у)видеть деятельность в целом; оформление своих инициатив(учебных и социальных); соразмерность замысла - собственным возможностям; освоение проблемного «устройства мира», формулировка собственных проблем; самостоятельное планирование и целеполагание (самостоятельность, инициатива, ответственность)
Slide 9
Школа навыка или школа освоения инструментов?
Slide 10
Slide 11
Содержание работы семинара (1-й день)
Slide 12
Спасибо за внимание