Slide 0
Организационная информация
по проведению вебинаров в сообществе e-learning.by
Регистрация на вебинары производится САМОСТОЯТЕЛЬНО на сайте v-class.ru
Во время вебинара будет вестись запись!
Запись вебинара будет опубликована на сайте e-learning.by в рубрике Ресурсы
По итогам вебинара на сайте e-learning.by будет организован форум, на котором можно продолжить обсуждение
С предложениями по проведению вебинаров обращайтесь:
e-mail: [email protected]
ICQ: 492-596-374
Slide 1
Владимир НАУМОВ
Педагогический дизайнер, тренер-консультант, WebSoft
Эмоции и электронный курс
2
Slide 2
Вопросы на сегодня
Зачем обучаемому эмоция?
Эмоция и цель курса.
"Положительные" и "отрицательные" эмоции в обучении
Управление эмоциями
Кто на деле управляет эмоциями
3
Slide 3
Кто хозяин эмоции?
Вашими эмоциями
управляете Вы сами
управляет другое лицо
4
Slide 4
Электронный курс может не вызывать эмоций?
Да
Нет
5
ЭМОЦИЯ и Е-курс
Slide 5
Может ли человек действовать: мыслить, совершать поступки, осуществлять выбор – без и вне эмоций
Да
Нет
6
Эмоция и деятельность
Slide 6
Обреченность на эмоцию
Эмоции вплетены во все без исключения внутренние процессы и состояния человека
7
Slide 7
Обреченность на эмоцию
Эмоции – штука врожденная
8
Эмоции свойственны не только человеку
Slide 8
А зачем человеку эмоции в е-курсе?
9
ЦЕЛЬ ЭМОЦИИ
Slide 9
10
Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Должным образом мотивирует и направляет не обязательно т.н. положительная эмоция
Определимся
Slide 10
Фундаментальные эмоции
Удовольствие
Агрессия
Страх (бегство)
11
Slide 11
Нравится – не нравится
12
Высокая
+
?
Низкая
?
?
Вероятность удовлетворения потребности:
Slide 12
13
Потребность обучаемого и цель курса
Slide 13
Как управлять эмоциями?
14
Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Slide 14
Вероятность
15
Эмоция требует вероятности, неопределенности, непредсказуемости, выбора, игры, соревновательности
Там, где все предопределено, речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями
Slide 15
Эмоции в обучении
16
В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с конкретными ментальными образами (объектами медиа) ? изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными потребностями
Регулярное возникновение эмоции в ответ на конкретные медиа-объекты способствуют достижению учебной цели
Slide 16
Основной закон эмоции
17
Высокая вероятность того, что цель будет достигнута, вызывает «положительные» эмоции
Низкая вероятность достижения цели ведет к «негативным» эмоциям
Slide 17
Эмоции и потребности в обучении
Именно получение желательных эмоций и устранение нежелательных переживаний (а не удовлетворение какой-либо реальной жизненной потребности) стимулирует учебную активность при выполнении конкретного задания, ознакомлении с конкретным слайдом и изучении курса в целом
18
Slide 18
Целевая аудитория
19
Знание целевой аудитории, а именно:
какой учебный материал ей известен
способна ли аудитория усвоит новый материал
позволяет создать такой курс, вероятность достижения цели которого, а, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
Slide 19
Следствие 1из основного закона
20
Обучение должно быть посильным для любого из участников, лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции
Slide 20
Следствие 2из основного закона
21
Обратная связь на поведение обучаемого, в том числе и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели
Slide 21
Контроль и эмоции
Система учебного контроля должна предоставлять учащимся достаточно высокую вероятность выполнения учебных задач и достижения цели курса
22
Широкий диапазон проходного балла
Дифференциация оценок
Возможность коррекции результата
Slide 22
Плюс и минус
Человек стремится минимизировать негативные переживания и усилить позитивные
Должен ли контент «поступать» также?
Да, потому что…
Нет , потому что…
23
Slide 23
ЭМОЦИИ и эмоции
Эмоциональное содержание слайда и эмоции, переживаемые обучаемыми ? разные вещи
Чтобы вызвать желательную эмоцию, контент вовсе не обязан воспроизводить только ее
24
Slide 24
Отреагирование негатива
Переживание негативных эмоций по поводу изложения учебного материала безопасно и целесообразно!
Оно призвано научить управлять эмоциями и минимизировать негативные переживания в реальной жизни
25
Slide 25
Алгоритм отреагирования
Предъявить ситуацию (проблему)
Вызвать негативные эмоции
Сымитировать негативное поведение
Отреагировать на ту же ситуацию в конструктивном ключе
26
Отреагирование = управляемое устранение нежелательных переживаний
Slide 26
Базовые эмоции
Радость
Интерес
Удивление
Гнев
Отвращение
Печаль
Презрение
Страх
Стыд-вина-смущение
27
Slide 27
Смех в курсе
Смех может выступать как выражением радости, так и негативных эмоций (сарказм, издёвка и т.п.)
28
Целесообразно ли в учебных курсах использование «злого» смеха?
Slide 28
Учебный смех
Релаксирующий смех позволяет снять напряжение, переключить внимание и даже предотвратить конфликт
Актуализирующий смех повышает познавательную активность, привлекает внимание к тому или иному предмету изучения
Оценочный служит для обеспечения обратной связи по результатам обучения, содержит оценку учебных действий
Мотивирующий побуждает к деятельности
Превентивный, напротив, выставляет в неприглядном виде нежелательное поведение
29
Slide 29
Резюме
Эмоция мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия
Управление эмоциями требует вероятностности; неопределенности, непредсказуемости, выбора, игры, соревновательности
Высокая вероятность того, что цель будет достигнута вызывает положительные эмоции. Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.)
Обучение должно быть посильным, учебный материал – достаточно прост и достаточно сложен
Неуспехи целесообразно подавать как результат на пути достижения цели
Переживание негативных эмоций по поводу изложения учебного материала безопасно и целесообразно!
Смех в учебном курсе следует применять весьма осторожно
Выражение эмоций в курсе, особенно негативных целесообразно переносить на виртуальных персонажей или ситуации
30
Slide 30
Вопросы? Пожелания? Предложения?
Владимир НАУМОВ
Педагогический дизайнер,
тренер-консультант
Компания WebSoft (г.Москва)
E-mail: [email protected]
31