Особенности ФГОС. Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС


The Presentation inside:

Slide 0

1 Особенности ФГОС. Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС По материалам Александра Кондакова, декабрь 2010 г. – январь 2011г.


Slide 1

2 Основы школьного стандарта III) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Научная основа Идеологическая и методологическая основа I) Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России II) Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Наша новая школа


Slide 2

3 I) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: систему базовых национальных ценностей; современный национальный воспитательный идеал; цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.


Slide 3

4 1. Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество


Slide 4

5 5 Патриотизм любовь к России к своему народу к своей малой родине служение Отечеству


Slide 5

6 6 Социальная солидарность свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство


Slide 6

7 7 Гражданственность служение Отечеству правовое государство гражданское общество закон и правопорядок поликультурный мир свобода совести и вероисповедания


Slide 7

8 8 Семья любовь и верность здоровье достаток почитание родителей забота о старших и младших забота о продолжении семьи


Slide 8

9 Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека здоровый образ жизни


Slide 9

10 10 Труд и творчество любовь к труду творчество и созидание целеустремленность и настойчивость


Slide 10

11 11 Наука ценность знания стремление к истине научная картина мира


Slide 11

12 12 Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога


Slide 12

13 13 Искусство и литература красота гармония духовный мир человека нравственный выбор смысл жизни эстетическое развитие этическое развитие


Slide 13

14 14 Природа эволюция родная земля заповедная природа планета Земля экологическое сознание


Slide 14

15 15 Человечество мир во всем мире многообразие культур и народов прогресс человечества международное сотрудничество


Slide 15

16 1. Базовые национальные ценности российского общества определяют: идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.


Slide 16

17 2. Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России


Slide 17

18 3. Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников Формирование у обучающихся: Личностной культуры Семейной культуры Социальной культуры


Slide 18

19 Личностная культура готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности


Slide 19

20 20 Семейная культура осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода


Slide 20

21 21 Социальная культура осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.


Slide 21

22 22 22 II) Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует: систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности


Slide 22

23 З А П Р О С Ы И О Ж И Д А Н И Я Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы О Б Щ И Е Р А М К И Д Л Я С И С Т Е М Ы Н О Р М А Т И В О В III) Стандарт как совокупность трех систем требований


Slide 23

Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании. Изменилась структура стандарта (совокупность требований). Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные). ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход). Особенности ФГОС 24


Slide 24

Ориентиром при построении содержания образования стали: фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России; изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования; значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса; расширены возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС; предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность. Особенности ФГОС 25


Slide 25

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы. Основная образовательная программа ОУ 26


Slide 26

Выпускник начальной школы любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познает мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 27


Slide 27

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»я» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения ООП 28


Slide 28

Метапредметные результаты (начальная школа) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач 29


Slide 29

Предметные результаты (начальная школа) Литературное чтение: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации 30


Slide 30

31 Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы (начальная школа) Планиру- емые результаты Программа культуры здорового образа жизни Учебный план Программа формирования УУД Программа духовно- нравственного воспитания Программы по учебным предметам Программа коррекционной работы Система оценки Поясни- тельная записка


Slide 31

Примерная основная образовательная программа 32 Рекомендована к использованию решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Минобрнауки России от 16 августа 2010 года № 03-48) Размещена на сайтах Минобрнауки России www.mon.gov.ru и www.standart.edu.ru (26.08.2010 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768)


Slide 32

Программа формирования УУД Виды универсальных учебных действий: Личностные- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные- общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково –символических средств Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов 33


Slide 33

Планируемые результаты Планируемые результаты освоения сквозных программ: Программа формирования УУД Программа формирования ИКТ-компетентности Планируемые результаты изучения программ по учебным предметам: Русский язык. Родной язык Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Математика, Информатика Иностранный язык Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 34


Slide 34

Программы отдельных учебных предметов Включают разделы: пояснительная записка основное содержание учебного предмета варианты тематического планирования рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета 35


Slide 35

Оценка достижения планируемых результатов На итоговую оценку выносятся только метапредметные и предметные результаты обучения: Русский язык Родной язык Математика Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Личностные результаты оцениваются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований 36


Slide 36

Направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение 37


Slide 37

Образовательное учреждение (ОУ) должно быть обеспечено - учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, - учебно-методической литературой, - материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Учебно-методическое обеспечение 38


Slide 38

Учебно-методическое обеспечение 39 ОУ должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР; библиотека должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам, библиотека должна иметь фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания.


Slide 39

Особенности экспертизы учебников При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования (Приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 года № 428) 40


Slide 40

Система учебников обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС комплексное представление информационно-образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени повышенный спрос образовательных учреждений на системы учебников 41


Slide 41

Основные принципы формирования федеральных перечней учебников Учебник включается в федеральный перечень при наличии двух положительных экспертных заключений: 1. по результатам педагогической экспертизы (РАО) 2. по результатам научной экспертизы (РАН) 42


Slide 42

Структура федерального перечня учебников Перечень рекомендованных учебников 1. Раздел – системы учебников (ФГОС) 2. Раздел - завершенные предметные линии учебников (ФГОС) 3. Раздел – завершенные предметные линии учебников ( ФК ГОС) Перечень допущенных учебников 1. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии (ФГОС) 2. Раздел – учебники, не принадлежащие к завершенной предметной линии ( ФК ГОС) 43


Slide 43

Структура Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год Раздел 1. Системы учебников (соответствие ФГОС) Год экспертизы 2010 Только учебники начальной школы Раздел 2. Завершенные предметные линии (соответствие ФГОС) Год экспертизы 2010 Только учебники начальной школы Раздел 3. Завершенные предметные линии (соответствие федеральному компоненту содержания образования) Год экспертизы 2005-2009 Учебники начальной, основной и старшей школы Раздел 1. Незавершенные предметные линии (соответствие ФГОС) Год экспертизы 2010 Только 1 учебник начальной школы Раздел 2. Незавершенные предметные линии (соответствие федеральному компоненту содержания образования) Год экспертизы 2005-2009 Учебники начальной, основной и старшей школы


Slide 44

Учебно-методические комплекты издательства «Просвещение» в федеральных перечнях учебников на 2011-2012 учебный год


Slide 45

СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ Начальная школа


Slide 46

Особенности системы учебников включает завершенные предметные линии учебников по всем учебным предметам начальной школы; содержание учебников соответствует требованиям ФГОС; учебники способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов;; электронный продукт дополняет и расширяет содержание учебника; учебники позволяют учителю рационально организовывать работу для эффективного решения образовательных задач, используя как традиционные методы и формы обучения, так и инновационные технологии


Slide 47

Русский язык РАЗДЕЛ 1


Slide 48

РАЗДЕЛ 1 Литературное чтение


Slide 49

Углубленное изучение РАЗДЕЛ 1 Английский язык


Slide 50

Немецкий язык РАЗДЕЛ 1


Slide 51

Углубленное изучение РАЗДЕЛ 1


Slide 52

Испанский язык РАЗДЕЛ 1


Slide 53

РАЗДЕЛ 1 Математика


Slide 54

Информатика РАЗДЕЛ 1


Slide 55

Окружающий мир


Slide 56

Музыка РАЗДЕЛ 1


Slide 57

Изобразительное искусство


Slide 58

РАЗДЕЛ 1 РЕКОМЕНДОВАНО Технология


Slide 59

Физическая культура РАЗДЕЛ 1


Slide 60

Оcновы религиозных культур и светской этики


Slide 61

Математика 4 класс Выпуск 2011 г.


Slide 62

Система учебников Особенности: включает завершенные предметные линии учебников по всем учебным предметам начального общего образования, учебники значительно доработаны в соответствии с требованиями ФГОС, учебники способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов; наличие электронного продукта, дополняющего и расширяющего содержание учебника; содержание учебного материала ориентировано на духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, поликультурность содержания носит сквозной характер, система учебников направлена на всестороннее развитие личности младшего школьника


Slide 63

ШКОЛА РОССИИ Соответствие федеральному компоненту содержания образования


Slide 64

ШКОЛА РОССИИ Русский язык 4 класс Выход 2011 г. 3 класс Выход 2011 г. 2 класс Выход 2011 г. РАЗДЕЛ 1 1 класс АЗБУКА Выход 2011 г.


Slide 65

ШКОЛА РОССИИ Литературное чтение РАЗДЕЛ 1


Slide 66

Английский язык Углубленное изучение РАЗДЕЛ 1


Slide 67

Французский язык


Slide 68

ШКОЛА РОССИИ Математика ФП РЕКОМЕНДОВАНО РАЗДЕЛ 1


Slide 69

Информатика РАЗДЕЛ 1 ШКОЛА РОССИИ


Slide 70

ШКОЛА РОССИИ Окружающий мир 3 класс Выпуск 2011 г. 4 класс Выпуск 2011 г. ФП


Slide 71

Изобразительное искусство ШКОЛА РОССИИ


Slide 72

Физическая культура ШКОЛА РОССИИ


Slide 73

Русский язык 4 класс Выход 2011 г. 3 класс Выход 2011 г. 2 класс Выход 2011 г. 1 класс Выход 2011 г. РЕКОМЕНДОВАНО


Slide 74

ОБЖ


Slide 75

Наш сайт: www.prosv.ru 76 Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: