Отбор и поиск национально маркированных языковых единиц для реализации сравнительно-сопоставительного метода как одного из методов диалога культур на уроке русского языка


The Presentation inside:

Slide 0

Отбор и поиск национально маркированных языковых единиц для реализации сравнительно-сопоставительного метода как одного из методов диалога культур на уроке русского языка


Slide 1

Основывается на сравнении как познавательном принципе. У данного метода две цели: выявить специфику изображения чего-нибудь в изучаемой культуре; установить диалоговые отношения. Языковой материал: лексика и фразеология Сравнительно-сопоставительный метод


Slide 2

Фразеологизмы – зеркало самосознания народа, связанного с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.


Slide 3

Жена и муж словно палочки для еды: всегда парой (вьетнамск.) Муж и жена – одна сатана (русск.) палочки для еды – традиционный столовый прибор Восточной Азии В своём первоначальном значении «сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Ветхом Завете это слово часто относится к людям. Лучше умереть, чем обеднеть (армянск.) Бедность – не порок (русск.)


Slide 4

Задание: найдите слова, указывающие на принадлежность пословицы чужой культуре. Объясните смысл иностранной пословицы. Подберите схожую по смыслу русскую пословицу. Свой хлеб лучше чужого плова Злой язык разрушает горы Даже курица пьет воду, глядя на Аллаха И Конфуцию не всегда везло Народ – тело, царь – голова Фразеология


Slide 5

Плов – это национальное блюдо многих народов Средней Азии, а также некоторых народов Кавказа. Плов готовится из риса, мяса и овощей. Назад


Slide 6

Ландшафт Кавказа отличается значительным количеством гор и возвышенностей. Назад


Slide 7

Конфу?ций – великий китайский философ древности (551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.) Назад


Slide 8

Царь – это русское слово, которое образовалось от имени великого римского императора и полководца Цезаря. Царями называли в России единовластных правителей страны, монархов. Назад


Slide 9

В гостях хорошо, а дома лучше Свой хлеб сытнее На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Свой хлеб лучше чужого плова (узбекск.) Злой язык разрушает горы (армянск.) Язык мой – враг мой Язык – враг: прежде ума глаголет Даже курица пьет воду, глядя на Аллаха (дагестанск.) На все воля Божья И в малом – Бог, и в великом – Бог Все под Богом ходим На всякого мудреца довольно простоты. И Конфуцию не всегда везло (китайск.)


Slide 10

Источники фразеологизмов: http://www.aphorism.ru/dal/ http://sayings.ru/ http://www.dibit.ru/quotes/folk.html Критерии отбора: наличие уникальных культурных реалий; наличие индивидуального видения проблемы; наличие похожего или идентичного видения проблемы, но отраженного иными реалиями. отсутствие национальной специфичности пословицы или поговорки.


Slide 11

Другой языковой материал для реализации сравнительно-сопоставительного метода тематически подобранные тексты; высказывания известных писателей о языке (не только русских, но и писателей, принадлежащих родной культуре инофонов); специально отобранная лексика (концепты, заимствованные слова и мн.др.); грамматические особенности языков


Slide 12

Нашу планету населяют более трех тысяч различных народов, каждый из которых имеет уникальную культуру, традиции, обычаи и язык. Однако это не делает нас непохожими! Испокон веков одни народы стремились понять других: изучали иностранные языки, культуру – и открывали больше сходств, чем различий. Действительно, все люди Земли стремятся к добру, любви и сочувствию. Все знают, что такое милосердие, забота, уважение... Значит, души людей похожи, а отличаемся мы только лицами, условиями жизни, культурой. В этом заключается единство и многообразие мира!


Slide 13

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Произведите синтаксический разбор предложения, помеченного звездочкой (*). Найдите в толковом словаре и выпишите определение выделенных слов, а также значение устойчивого словосочетания «испокон веков». Нашу планету нас..ляют более трех тысяч(?) различ(?)ных н..родов, каждый из которых имеет уникальную культуру, традиц..и, обычаи и язык. Однако это (не)делает нас (не)похожими! Испокон веков одни н..роды стр..мились понять других: изучали иностра(нн,н)ые языки, культуру – и открывали больше сходств, чем различий. Действительно, все люди Земли стр..мятся к добру, любви и сочу(?)ствию*. Все знают, что такое милосердие, з..бота, ув..жение. Значит, души людей похожи, а отл..чаемся мы только лиц..ми, услови..ми ж..зни, культурой. В этом заключает(?)ся единство и многообразие мира! Какова тема текста и его основная мысль? Вы согласны с основной мыслью текста? Озаглавьте текст.


Slide 14

На гербе Грузии изображены два льва, держащих щит с изображением покровителя Грузии Святого Георгия на коне. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». Идея единства – одна из важнейших для грузинского народа. Львы же, изображенные на гербе, издавна во многих культурах символизируют силу и храбрость. Грузины – один из древнейших народов на земле. Современное государство Грузия располагается на восточном побережье Чёрного моря, столицей является город Тбилиси. Грузинский флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с пятью красными крестами, одним большим в центре и четырьмя одинаковыми крестами в четырёх углах флага. Такое изображение являются общехристианским символом, олицетворяющим Иисуса Христа-Спасителя и четырёх евангелистов. Фоновый белый цвет символизирует невинность, непорочность, чистоту, мудрость, а красный цвет крестов — мужество, отвагу, справедливость и любовь.


Slide 15

Казахстан – расположен в центре Евразии, на севере и западе граничит с Россией, с юга и юго-запада омывается Аральским и Каспийскими морями. Государство Казахстан очень молодое (оно существует с 1991 г.), однако казахи издавна жили на пересечении торгово-транспортных путей древнейших цивилизаций мира, социальных и экономических связей между Востоком и Западом, югом и севером. В связи с этим, современный Казахстан – это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Современной столицей государства является город Астана, главной достопримечательностью которого является Байтерек. Это высокий монумент, представляющий собой символическое изображение Древа жизни, корнями уходящего в землю (в подземное царство), а кроной как бы подпирающее небо (небесное царство), ствол символизирует земную жизнь.


Slide 16

На территории Башкортостана также располагается знаменитый заповедник Шульган-Таш, посмотреть на который приезжают гости со всего мира. Заповедник известен также располагающейся на его территории одноименной пещерой, одной из крупнейших пещер Урала (протяженность - около 3 километров). Башкортостан – так называется моя родина, которая находится в Предуралье, на склонах Южного Урала. Башкортостан – это республика в составе Российской Федерации. Она славится производством вкуснейшего мёда, а также большим количеством водных ресурсов (2700 озер).


Slide 17

Представления различных народов об идеальных женихах и невестах сложились ещё с древних времен. Они до сих пор оказывают влияние на брачный выбор. Для современного русского мужчины важны уют, спокойствие, гармония в доме. Поэтому в характере женщины он ценит ум, доброту и нежность. Однако завоевать сердце русской женщины – дело трудное и требует таланта. Во главе угла нужно поставить заботу: приходить в гости с цветами, придерживать перед женщиной дверь и пропускать ее вперед, подавать пальто, помогать донести чемодан, сумку и прочее. У народов Кавказа же девушка-невеста должна обладать следующими положительными чертами характера: подчеркнутой гордостью, сдержанностью и кротостью, а также почтительным отношением к старшим. Юноша-жених должен быть умен и сообразителен, должен уметь преодолевать все трудности и невзгоды, обладать храбростью и иметь репутацию человека решительного и мужественного.


Slide 18

Змей Горы?ныч* унес царевну далеко. Из-под чадры?* было видно, что Гюльчата?й сильно покраснела. Коне?к-Горбуно?к* быстро мчался на помощь Ивану. Церковные служители знают Псалты?рь* до конца. Упражнение до корне?й воло?с от ко?рки до ко?рки за три?девять земе?ль сломя? го?лову Реализация сравнительно-сопоставительного метода возможна за счет намеренного введения в тексты упражнений особой национально маркированной лексики


Slide 19

Змей Горы?ныч - огнедышащий «дракон» из русских народных сказок и былин. Встречается в былинах про Добрыню Никитича, сказках про Ивана Царевича.


Slide 20

Мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Назад


Slide 21

Чадра? - легкое женское одеяние в мусульманских странах, закрывающее тело женщины с ног до головы, включая большую часть лица Назад


Slide 22

Коне?к-Горбуно?к -сказочный персонаж (знаменитая сказка в стихах Петра Ершова) Назад


Slide 23

Псалты?рь (от греч. ????????? – псалте?рион  – музыкальный инструмент) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 религиозных песней (от слова «песнь»). Назад


Slide 24

Реализация сравнительно-сопоставительного метода через сообщения-рассуждения, доклады учеников на темы, предложенные учителем: У мысли нет дна, у слова нет предела (киргизск.) Язык – переводчик сердца (арабск.)


Slide 25

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: