XI ПЛЕНУМПсковской областной организации профсоюза работников культуры Российской Федерации


The Presentation inside:

Slide 0

XI ПЛЕНУМ Псковской областной организации профсоюза работников культуры Российской Федерации


Slide 1

XI ПЛЕНУМ О задачах профорганизаций в связи с модернизацией отраслей культуры


Slide 2

«культура является основой душевного здоровья нации» Дмитрий Сергеевич Лихачев


Slide 3

Поляризация российского общества в культуре Углубляется разрыв между богатыми и бедными в сфере формирования и удовлетворения культурных потребностей, между народной и элитарной культурой Происходит переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, безграничного потребления. В политике государства наблюдается недооценка роли культуры как консолидирующего фактора, важнейшего ресурса духовного объединения России. Нужен приоритетный национальный проект «Культура», новый закон о культуре, которые должны сделать жизнь учреждений культуры и тех, кто в них занят, нормальной и предсказуемой. Они должны обеспечить надежную систему финансирования культуры, широкие возможности для художественного творчества, достойную оплату труда и социальное обеспечение ветеранов культуры.


Slide 4

Почему такой низкий правовой и общественный статус культуры? культура не вошла в перечень приоритетных национальных проектов упоминание о культуре в ежегодных Обращениях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ впервые появилось в тексте Послания только в 2007г. Концепция 2020 служит ярким доказательством того, что культура перестает быть сферой ответственности государства В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) услуги учреждений культуры оказались в разделе «Представление прочих коммунальных услуг».


Slide 5

Сфера культуры по - прежнему воспринимается как отрасль, функционирование которой обременительно, убыточно для государственного бюджета. Финансово – экономические ведомства предпринимают настойчивые попытки оценить культуру исключительно с точки зрения экономической эффективности. Культурная политика стала не самостоятельным направлением госполитики, а производной от бюджетной.


Slide 6

требования Профсоюза: Культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов (наряду с образованием и здравоохранением). Необходимо признание культуры, как сферы ответственности государства, а расходы на культуру должны стать защищенной статьей бюджета. Финансирование культуры должно осуществляться не от достигнутого, как это происходит в настоящее время, а с учетом реальных потребностей отрасли. Вернуть уважение и понимание высокой общественной значимости творческих профессий невозможно без законодательного закрепления правовой нормы, в соответствии с которой размер заработной платы данных категорий работников должен быть не ниже уровня средней заработной платы по экономике (учителя, врачи уже идут по этому пути).


Slide 7

Будущее России Необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу развития. Уже обозначены основные направления модернизации отраслей культуры.


Slide 8

Концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2020 года (10 июня 2011г.) Определена особая роль театра в становлении культуры в целом, определены основные принципы и механизмы господдержки театрального дела на ближайшие годы. С учетом предложений ЦК РПРК в ней предусмотрен специальный раздел, касающийся социальной защиты работников театра. В Концепции указывается на такой деликатный факт, что профессиональная безработица среди актеров и актрис старшего возраста связана не с потерей ими квалификации, а с дефицитом соответствующих ролей. Предложено развивать институт «Актерской биржи», обеспечивающий возможность личного и виртуального общения артистов и работодателей всей России.


Slide 9

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008 – 2015 гг. 17 июня принят ФЗ №145 в части повышения статуса образовательных программ для ДШИ, которые стали «предпрофессиональными» общеобразовательными программами в области искусств» с правом выдачи выпускникам свидетельства об окончании этих школ. За бортом пока остается решение вопросов величины педнагрузки за ставку и досрочной пенсии.


Slide 10

Программа модернизации библиотек Завершилась перепись всех библиотек страны (их более 90 тысяч) Из них: компьютеризировано 43,5%, имеют выход в сеть Интернет 20,6%, имеют свой сайт – 3%. Готовится доклад в Правительство с целью выделения дополнительных средств, и для субъектов РФ на завершение этой работы. За этим хочется видеть не только улучшение условий труда библиотекарей, но и создание новых рабочих мест.


Slide 11

О музеях «Слабым звеном» в музеях является фондохранение. Здание каждого третьего музея нуждается в капитальном ремонте. Предложение, внесенное Министерством культуры в Правительство о Программе восстановления и строительства новых музейных хранилищ в стране пока поддержку не получило из – за их большой затратности.


Slide 12

Концепция развития циркового дела в РФ 28.02.2012 г. в Правительство направлен проект концепции. В случае одобрения проекта цирки (в стране их 42) получат новый правовой статус, позволяющий им определенную автономию, а значит - возможность развития.


Slide 13

Федеральная целевая программа «Культура России 2012-2018 утверждена 3 марта, стоимостью 192 млрд.рублей, в реализации и софинансировании которой примут участия практически органы власти всех субъектов РФ. Основным механизмом модернизации должен стать ФЗ № 83, который в полном объеме вводится в действие с 1 июля. Через переход от финансирования по смете на содержание на представление субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание услуг и работ, учреждения приобретут новый статус и новое качество.


Slide 14

Основными задачами для Профсоюза всех уровней являются: поскольку изменение организационно – правовой формы учреждения проводится через принятие нового Устава, ППО должны максимально постараться сохранить или внести в него положения о наличии профорганизации и нормы взаимодействия работодателя и профкома, в соответствии с ТК РФ и законом о профсоюзах и гарантиях их деятельности. В соответствии с ТК РФ, Законом об АУ и ФЗ № 83, при изменении организационно – правовой формы локальные нормативные акты учреждения сохраняют свое действие. Поэтому весь массив этих документов профкомы совместно с администрацией должны подтвердить. Это коллективный договор, Положение о зарплате и стимулирующих выплатах, Правила внутреннего трудового распорядка, индивидуальные трудовые договоры и т.д. Именно они станут основой для организации защиты социально – трудовых прав членов профсоюза. Если учреждения культуры при переходе по ФЗ №83 не претерпевает реорганизации, положение о ППО остается в силе. Если происходит реорганизация путем присоединения или слияния необходимо проведение учредительного собрания членов профсоюза по созданию профорганизации новой хозяйствующей структуры.


Slide 15

Модернизации деятельности учреждений культуры будет содействовать подготовленная по поручению Правительства Минздравэкономразвития РФ Программа поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе экономики на 2012- 2020 гг., в ходе которой планируется: повысить уровень среднемесячной зарплаты всех бюджетников до уровня среднего по экономике региона обеспечить получение заработной платы работникам в бюджетной сфере на уровне не ниже ПМ (прожиточного минимума) региона


Slide 16

На первом этапе (2012-2013г.г.) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам оплаты труда


Slide 17

На втором этапе (2014-2015гг.) принять Постановление Правительства РФ о внедрении системы базовых окладов в бюджетных учреждениях всех уровней.


Slide 18

Третий этап (2016-2020гг.) контроль за исполнением.


Slide 19

Задача Профсоюза – принять в этом непосредственное участие.


Slide 20

Заработная плата Главным вопросом в бюджетной сфере остается вопрос заработной платы. В конце июня этого года на Совете мы рассматривали вопрос «О построении эффективной системы оплаты труда работников бюджетной сферы». Было признано, что введение НСОТ не оправдало надежд работников культуры и существенно не повлияло на размер оплаты труда и ее дифференциацию. Хотя в отличие от ЕТС предоставила большую самостоятельность руководителям учреждений культуры по утверждению штатных расписаний, установлению размеров окладов работников на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации с учетом сложности и объема выполняемой работы, по определению порядка выплат стимулирующего характера сотрудникам, которые наиболее качественно работают и добиваются лучших результатов.


Slide 21

В 2011г. подписано региональное отраслевое соглашение между Государственным комитетом по культуре и Профсоюзом работников культуры В данном соглашении раздел оплаты труда занимает особое место, т.к.этот вопрос остается доминантным на встречах с губернатором, представителями комитета, управления культуры.


Slide 22

По данным Росстата средняя заработная плата в учреждениях культуры субъектов РФ -10518 рублей в месяц, в тоже время 16% работающих получали менее 5000 рублей, а 30% - менее 6600 рублей. На территории Псковской области - 8994 рубля, рост на 26,1% (6655 рублей была раньше). Разница между заработной платой города и села есть, но это проблема и самого работника, его инертность.


Slide 23

Заработная плата Несмотря на рост заработной платы, индексацию - уровень оплаты труда работников культуры остается несоизмеримо низким, по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью труда. Отмечается сокращение дифференциации в уровнях оплаты труда высококвалифицированных специалистов и работников неквалифицированного труда. Указ Президента №597 от 07 мая 2012 «О мероприятиях по реализации Государственной социальной политики» представляет возможность уравнять заработную плату до уровня средней в регионе в 2018 году, может нужно начать эту работу сейчас, не дожидаясь 2018года? Благодаря Псковскому областному совету профсоюзов, областному комитету были установлены дополнительные ежемесячные выплаты работникам государственных библиотек и музеев- заповедников области в размере 30% должностного оклада.


Slide 24

Заработная плата Необходимо перейти к системе установления базовых окладов по профессионально квалификационным группам, которые будут являться минимальными государственными гарантиями для всех учреждений (федеральных, региональных, муниципальных). В настоящее время Государственным Комитетом Псковской области по культуре разработан проект Постановления Администрации области «О внесении изменений в Положение о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы», принятие которого предполагает повышение заработной платы труда работников культуры, замещающих должности, относящиеся к определенным квалификационным группам и не включенные в профессиональные квалификационные группы. Расходы на культуру должны стать защищенной статьей бюджета. Финансирование культуры должно осуществляться не от достигнутого, как это происходит в настоящее время, а с учетом реальных потребностей общества. Об этом заявила спикер Совета Федерации В.Матвиенко, выступая на международном культурном форуме в Ульяновске. «Необходимо, чтобы расходы на культуру были на достойном уровне в процентах от валового регионального продукта и стали защищенной статьей бюджета». Причем спрашивать за развитие культуры нужно не только с федерального центра, но и с руководителей региона в такой же мере, как за экономику и социальную сферу.


Slide 25

Заработная плата Озабочен низкой заработной платой работников культуры президент. Четыре миллиарда рублей выделит государство на повышение заработной платы, эта мера будет реализована, даже, несмотря на сложные проблемы с бюджетом, заявил он. Таким образом, заработная плата должна увеличиться на 30-33%. Правительство должно обратить внимание в первую очередь на тех, кто получает сейчас «запредельно низкие» зарплаты – библиотекарей, музейные работники.


Slide 26

За счет чего увеличится зарплата? За счет оптимизации? Вопрос сохранения действующей сети муниципальных учреждений культуры и увеличения расходов на их содержание остается открытым.


Slide 27

Введение в действие ФЗ №83 означает: объединение различных видов учреждений культуры, путем объединения площадей, создавая культурно – досуговые комплексы, информационно –культурные центры, но при этом необходимо учитывать правой статус: например библиотеки в клубе и клуба в библиотеке, финансирование которых должно быть многоканальным. наделение учреждений культуры в поселениях статусом филиалов межпоселенческих учреждений. органы управления культуры хорошо понимают, что создание культурных комплексов не только позволяет наделить их правами юридического лица, но и помогает решить экономические задачи: обеспечение полной занятости работников, оптимизация расходов. все учреждения культуры должны быть укомплектованы профессионалами, особенно сейчас, когда остро стоит задача духовного воспитания молодого поколения, сохранения прошлого. Нужно разработать программу по поддержке культуры. Модернизировать библиотеки, концертные залы. Довести культуру до малых городов и поселков. Охватить все сферы культуры, обеспечив их необходимым финансированием, как из федерального, так и из регионального бюджетов. Нам нужна ясная стратегия культурной политики, чтобы не формально, а по существу провести Год культуры в 2014 году. Говорить о системе оплаты труда, как состоявшейся, пока рано. Мы продолжаем совместную работу по ее развитию и совершенствованию.


Slide 28

приоритеты совершенствования профсоюзной структуры тенденция к снижению численности членов профсоюза. Сокращение численности членов профсоюза –основная причина организационного, финансового, кадрового ослабления областной и первичных профорганизаций. Нуждается ли наш Профсоюз во внесении изменений в свою деятельность, и в какой степени нужны эти изменения? И что именно менять?


Slide 29

Проблемы большой разрыв между решениями профсоюзных комитетов и мнениями членов профсоюза. Этот разрыв будет всегда. Это чисто психологическая реакция. Вопрос в том – насколько велик этот разрыв, и как его сократить. От обкома требуют реальной результативной работы по ряду направлений. Но для результата очень часто нужны консолидированные действия всех организаций Профсоюза (совместные профсоюзные акции, выступления, обучение….).


Slide 30

необходимо: четко понимать, что происходит в стране, отраслях культуры, в профсоюзах и руководствоваться в работе принятыми решениями уделять более внимание вопросам профсоюзной практики


Slide 31

как, почему мы состоим в профсоюзе? Кто наши партнеры? Чего мы добиваемся сегодня, завтра, вообще? Какими способами мы можем пользоваться в процессе нашей работы? Это вроде бы абстрактные вопросы, но это не так. Все это очень конкретно. Если у нас есть и будет общее понимание этого – значит за нами будущее.


Slide 32

Спасибо за внимание!


Slide 33

Обращение участников XI ПЛЕНУМА Псковской областной организации Российского профсоюза работников культуры Уважаемый Андрей Анатольевич!  Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года определила основные ориентиры модернизации культуры: децентрализация управления отраслью переход от бюджетного финансирования к программно –целевому запуск механизмов государственно – частного партнерства сокращение бюджетных средств и привлечение внебюджетных источников финансирования В стране утверждена федеральная целевая программа «Культура России на 2012-2018 годы», действует концепция долгосрочного театрального дела на период до 2020 года, образования в сфере культуры и искусства на 2008 -2015 годы, модернизируется библиотечная система. Кроме того, 7мая 2012 года был подписан Указ Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому в числе прочих поручений поставлена задача до 1 августа 2012 года обеспечить разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры. При активном участии Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы РФ подготовлен проект Программы поэтапного совершенствования оплаты труда работников в бюджетном секторе экономики на 2012 -2020гг., предусматривающий совершенствование нормативно-правовой базы организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, установление базовых окладов и ставок, доведение размеров среднемесячной заработной платы бюджетников до уровня не ниже среднемесячной заработной платы в экономике соответствующих субъектов РФ. Несмотря на имеющиеся положительные шаги в области модернизации культуры, в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие социальные гарантии работникам культуры, отсутствует закон «О культуре», отрасль культуры постоянно подвергается реформированию, отсутствует нацпроект «Культура», федеральный закон №131 создал серьезные трудности в работе муниципальных учреждений культуры, так как муниципальные органы власти в подавляющем большинстве не в состоянии нести бремя содержания зданий учреждений культуры и штатных сотрудников. Мы считаем, что только путем принятия приоритетного национального проекта «Культура» можно решить проблемы отрасли, Основной задачей которой является обеспечение конституционных прав граждан в области культуры, повышение культурно –нравственного и интеллектуального здоровья нации. Требования профсоюзов ко всем ветвям власти следующие:  культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов; признание культуры как сферы ответственности государства, а расходы на отрасль должны стать защищенной статьей бюджета; замена остаточного принципа финансирования культуры на стратегию планомерного увеличения государственных инвестиций в культуру, финансирование с учетом реальных потребностей отрасли; Законодательное закрепление правовой нормы, в соответствии с которой размер заработной платы работников культуры должен быть не ниже уровня средней заработной платы по экономике; В соответствии с гарантиями Конституции РФ на равную доступность бюджетных услуг и ТК РФ на равную оплату за равный труд и в целях снижения дифференциации в оплате труда между различными субъектами РФ, необходимо перейти к системе установления базовых окладов, которые будут являться минимальными государственными гарантиями для всех государственных и муниципальных учреждений РФ.   Принято 14 ноября 2012 года


×

HTML:





Ссылка: