ЛЕКЦИЯ


The Presentation inside:

Slide 0

ЛЕКЦИЯ доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича


Slide 1

ТЕМА: «ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ» Учебные вопросы: 1. Личность как объект изучения . 2. Диагностика психологической сферы личности.


Slide 2

1 ВОПРОС Личность как объект изучения


Slide 3

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Принципы изучения: - отражения; - развития; - связи сущности и явления; - единства сознания и деятельности; - личностного подхода.


Slide 4

Рубинштейн Сергей Леонидович: «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса: > что хочет человек? > что может человек? > что есть человек?»


Slide 5

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ - жизненный опыт; - направленность личности; - особенности характера; - темперамент; - эмоционально-волевые качества; - привычки; - социально-общественная активность; - физическое развитие; - состояние здоровья.


Slide 6

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ? выявление динамики и тенденций; ? оценка устойчивости изученного качества; ? определение факторов; ? оценка сочетаемости. Рекомендации: - применять систему методов; - изучать в различных видах деятельности; - анализировать оценку другими; - сравнивать с другими сотрудниками; - учитывать решаемые задачи.


Slide 7

ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - установка на объективное изучение; - нецелесообразность разглашения информации о сотруднике; - однозначное толкование используемых понятий, категорий и терминов.


Slide 8

2 ВОПРОС Диагностика психологической сферы личности


Slide 9

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 1. Всеобщий метод – законы материалистической диалектики


Slide 10

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 2. Общие методы: наблюдение; эксперимент; диагностическая беседа; анкетирование; анализ результатов деятельности; анализ документов; независимых характеристик; биографический.


Slide 11

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ 3. Специальные методы: тестирование; опрос; проективный метод и др.


Slide 12

ПСИХОДИАГНОСТИКА отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Главная функция – оценка уровня сформированности профессионально важных личностных свойств и качеств. Цели: сопровождение личностного развития; обеспечение коррекционной работы прогноз личностного развития


Slide 13

ВИДЫ МЕТОДИК - Стандартизированные. - Клинические: тестовые; опросные; проективные. Формы методик: > индивидуальные и групповые; > письменные и устные; > аппаратурные и компьютерные; > вербальные и невербальные.


Slide 14

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ НАДЕЖНОСТЬ – стабильность получаемых результатов в различных условиях. ВАЛИДНОСТЬ – степень достоверности результатов того психического явления, которое необходимо диагностировать.


Slide 15

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ - Тестовые: Корректурная проба с помощью бланков с буквами. Перепутанные линии. Устные задачи. Отыскание чисел. Устные задачи с запоминанием


Slide 16

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ - Опросные: Личностный опросник Ганса Айзенка. 16-ти факторный личностный опросник Реймонда Кеттела. Социометрический опрос.


Slide 17

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ - Проективные: Структурирования (чернильные пятна Германа Роршаха). Дополнения (неоконченные предложения). Катарсиса (психодрама).


Slide 18

МЕТОДИКИ САМОПОЗНАНИЯ Прогрессивные матрицы Дж. Равена НАЗНАЧЕНИЕ – измерение уровня интеллектуального развития (IQ). ИНТЕЛЛЕКТ – устойчивая структура умственных способностей, проявляющаяся в форме процессов, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации


Slide 19

литература Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 17. – СПб.: Питер, 2008. 432 с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, 2009. 336 с. Калюжный А.С. Психология и педагогика: практикум. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nnspu.ru/materials/tef/psychology_pedagogics/


×

HTML:





Ссылка: