Slide 0
Влияние рынкаобразовательных услугна развитие трудовых ресурсов современной России
Егоршин Александр Петрович
ректор НИМБ, заслуженный деятель науки РФ,доктор экон. наук, профессор, академик МАМ
Гуськова Ирина Владимировна
канд. экон. наук,
доцент кафедры экономики НИМБ
МОСКВА
Апрель 2011
Slide 1
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 2
Показатели системы образования России
Slide 2
Показатели системы образования России (продолжение)
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 3
Slide 3
Прием в средние профессиональные и высшие учебные заведения
204
215
279
268
152
52
-
В негосударственные вузы, тыс. чел.
1195
1330
1363
1372
1140
629
584
В том числе:
В государственные вузы,тыс. чел.
1399
1544
1642
1640
1292
681
584
Прием студентов в высшие учебные заведения, тыс. чел.
705
694
703
854
867
669
754
Прием студентов в средние профессиональные учреждения, тыс. чел.
2010
2009
2008
2005
2000
1995
1990
Годы
Показатели
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 4
Slide 4
Показатели развития системы высшегои среднего профессионального образования России
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 5
Slide 5
Рейтинги стран по ИРЧП
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 6
Slide 6
Международные сравненияв области развития человеческого потенциала
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 7
Slide 7
Распределение выпускников вузовпо группам специальностей в 2009 г.
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 8
Slide 8
Ключевые проблемы высшего экономического образования в России
недостаточное госфинансирование вузов (50-60 %), вынуждающее развивать обучение в технических вузах по широкому спектру и непрофильным специальностям;
старение профессорско-преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, слабый приток молодежи;
низкая оплата труда преподавателей по сравнению с работниками материального производства (6% в 1990 году, 53% 2005 году и 70% в 2009 году);
снижение уровня научно-экономической и методической работы в вузах (НИР, УМК, мультимедиа и др.);
конкуренция вузов за прием студентов на специальности экономического и управленческого профилей в условиях сокращения потребности в специальностях;
значительная дифференциация в цене обучения и качестве образования периферийных и столичных вузов (от 18 до 200 тыс. руб. в год);
подготовка экономистов, юристов и менеджеров в технических и отраслевых вузах, где отсутствует научная экономическая школа;
резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения экономистов в малых городах и районах из-за отсутствия МТБ и ППС.
трудоустройство бакалавров и специалистов на предприятиях, организациях и учреж- дениях отраслей экономики по профилю приобретенной специальности в вузе.
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 9
Slide 9
Показатели, характеризующие население России
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 10
Slide 10
Основные показатели трудовых ресурсов
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 11
Slide 11
Структура потоков поступающих, 2001 (млн. человек)
Полная школа 10,11, (12) класс
НПО
СПО
ВПО
Рынок труда, служба в ВС, другие страны
Дополнительное образование взрослых
Основная школа 5-9 классы
1-4 классы
Дошкольники
Не ходят в детские сады
0,26
0,46
0,18
0,37
1,6
0,03
0,24
0,13
0,61
0,43
0,22
0,68
0,50
0,74
0,04
0,024
0,17
2,32
1,54
0,67
0,61
0,69
1,1
0,01
0,46
0,02
Это численность ушедших из программ соответствующего уровня
* Из презентации ректора НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов на форуме «Гайдаровские чтения»
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 12
Slide 12
Структура потоков поступающих, 2009 (млн. человек)
Полная школа 10,11, (12) класс
НПО
СПО
ВПО
Рынок труда, служба в ВС, другие страны
Дополнительное образование взрослых
Основная школа 5-9 классы
1-4 клас-сы
Дошколь-ники
Не ходятв детскиесады
0,29
0,24
0,08
0,21
0,76
0,03
0,14
0,49
0,42
0,17
1,37
0,64
0,63
0,02
0,023
0,22
1,29
0,95
0,54
0,63
1.41
1,07
0,04
0,34
0,01
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 13
* Из презентации ректора НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов на форуме «Гайдаровские чтения»
Slide 13
Средняя заработная плата в зависимости от уровня образования, руб.
11383
17799
24366
7722
11830
15276
8123
12136
15321
0
5000
10000
15000
20000
25000
30000
2005
2007
2009
руб.
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 14
Slide 14
Структура занятых в экономике России по категориями годам (тыс. чел.)
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 15
Slide 15
Реалистичный прогноз занятых по группе специальностей«Экономика и управление»
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 16
Slide 16
За последние 19 лет с 1990 года произошло изменение структуры численности студентов по техническим и естественнонаучным направлениям с 49 % до 38 % и роста специалистов экономико-гуманитарного профиля с 23 % до 42 %.
Впервые в научной литературе разработаны пессимистичный, реалистичный и оптимистичный сценарии развития рынка трудаи системы образования России и рекомендуемые стратегии развития от условий социально-экономического развития.
Решена двойственная задача прогноза спроса и предложения специалистов на рынке труда и высшего экономического образования России. Результаты исследования могут быть использованы для определения государственного заказана бюджетные места и оценки рыночного спроса на подготовку кадров России.
Краткие выводы
А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 17
Slide 17
Благодарю за внимание!