Slide 0
Урок №24
Slide 1
От чего может
зависеть
счастье
человека в
обществе?
Slide 2
Подросток и его права
Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал
Slide 3
Право – система общеобязательных правил поведения, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением.
Slide 4
Международные документы о правах человека
1948г.– Всеобщая декларация прав человека
1948г. – Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
1959г. – Декларация прав ребенка
1966г. – Международный пакт об экономических и культурных правах
1966г. – Международный пакт о гражданских и политических правах
1989г. – Конвенция о правах ребенка
Slide 5
Документы Российской Федерации, подтверждающие и гарантирующие права человека
1993год – Конституция Российской Федерации
1997год – Уголовный кодекс Российской Федерации
1995год – Семейный кодекс Российской Федерации
Slide 6
Slide 7
Сокращенный перечень прав ребенка (приводится по Конвенции о правах ребенка)
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности
Статья 9. Право на общение с обоими родителями
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение
Статья 14. Право исповедовать любую религию
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию
Статья 17. Право на доступ к информации
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия
Статья 27. Право на достойный уровень жизни
Статья 28. Право на образование
Статья 31. Право на отдых и досуг
Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Slide 8
Основные группы прав
Личные (охватывают аспекты свободы личности, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне
Политические (обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства)
Социально-экономические и культурные (обеспечивают гражданам равные возможности для осуществления нормальной жизнедеятельности, гарантируют поддержку и социальную защиту государства, гарантируют право на участие в культурной жизни общества)
Slide 9
Задание 1
13-ти летняя американка подала в суд на родителей. Те не были пьяницами, заботились о девочке. Но контролировали каждый ее шаг и поступок. Родителей лишили родительских прав. То есть девочка получила полную независимость от семьи. Многие американцы восхитились решительностью и юридической грамотностью юной истицы. А большинство граждан от всей души пожалели ребенка.
Вопрос: Почему у большинства американцев девочка вызвала чувство жалости?
Slide 10
Выдержки из Уголовного кодекса РФ
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязания
Статья 125. Оставление в опасности
Статья 127. Незаконное лишение свободы
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией
Slide 11
Некоторые права ребенка, закрепленные в Семейном кодексе
Право ребенка жить и воспитываться в семье
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
Право ребенка на защиту
Право ребенка выражать свое мнение
Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Право на изменение имени и фамилии
Право на имущество
Slide 12
Задание 2
Родители Павлика не сумели развестись как цивилизованные люди. Произошла громкая ссора из-за квартиры, машины и даже чайников. В отместку за это мама Павлика запретила отцу видеть сына. А Павлик очень любил папу, который с ним никогда ни чего не делил. У них все было общее – и книги, и игрушки, и автомобиль.
Вопрос: Какое право ребенка было нарушено?
Slide 13
Тест «Способны ли вы отстаивать свои права?»
1) Пересчитываете ли вы полученную сдачу сразу, у прилавка магазина?
Всегда - 1, иногда – 5, никогда – 10
2) Если вы видите, что вас обсчитал продавец на незначительную сумму, то вы:
уходите, считая, что он ошибся – 5
тут же требуете вернуть присвоенное – 1
уходите, стесняясь потребовать свое – 10
3) Если вы оказываетесь обманутым при покупке чего-либо или при пользовании услугами, кого вы вините в первую очередь?
продавца – 10, невезение – 5, себя – 1
4) Какие усилия вы прилагаете, когда нужно сделать что-либо неприятное (решить трудную задачу, убрать свое рабочее место, сходить в магазин и т.д.)?
большие – 10, небольшие – 5, делаю без усилий - 1
5) Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
в зависимости от обстановки – 5, да – 1, нет – 10
6) Раздражает ли вас человек, который кашляет в вашу сторону?
да – 1, нет – 10, только незнакомый – 5
7) Боитесь ли вы выступать с речью на собрании, вечере, празднике?
немного боюсь – 5, да – 10, нет – 1
8) Можете л и вы быть дружелюбным с человеком, которого не выносите?
да, когда мне это нужно – 10, да, когда постараюсь – 1, не могу - 5
Slide 14
Дом задание:
& 18, в тетради с печатной основой.
Творческое задание:
1) Напишите письмо Президенту РФ с рекомендациями о неотложных мерах по обеспечению прав ребенка
2) Напишите обращение российских детей к взрослым жителям Земли с требованием соблюдения прав ребенка.
3) Нарисуйте эскиз плаката или эмблемы, значка, отражающий идеи соблюдения прав ребенка.