Slide 0
Slide 1
ДОКЛАД
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
МИНИСТРА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУДРИНА А.Л.
О предварительных итогах исполнения
федерального бюджета за 2001 год
и задачах органов финансовой системы
Российской Федерации на 2002 год
и среднесрочную перспективу
Slide 2
В 2001 году Россия превысила уровень ВВП 1994 года
(в %%)
Slide 3
В 2001 году реальные располагаемые денежные
доходы населения практически достигли уровня 1998 года (в %%)
Slide 4
Доля внутренних факторов роста
экономики возросла на 7,3 процентных пункта
(с 79,6% ВВП до 86,9% ВВП)
Slide 5
Динамика цен на нефть марки«URALS» на мировом рынке
Slide 6
С 1 января по 17 февраля 2002 средняя ценана нефть марки «URALS»на мировом рынкесоставила 18,56 долл. США/бар.
Slide 7
Профицит федерального бюджета
Slide 8
Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета в декабре
(в % к общему объему расходов года)
Slide 9
Чистый отток капитала из России (млрд. дол.США)
Slide 10
Slide 11
Slide 12
Основные показатели федерального бюджета (% ВВП)
Slide 13
Удельный вес налоговых поступлений в доходах федерального бюджета
НДС 40,2
Налог на прибыль 13,5
предприятий
Вывозные пошлины 14,1
Акцизы 12,8
в % к доходам
Slide 14
Slide 15
Slide 16
Доля процентных платежей в расходах федерального бюджета
Slide 17
Доля процентных платежей в общем объеме расходов федерального бюджета по странам
в %%
Slide 18
Образование 285,1 11,8
Национальная оборона 246,7 10,2
Процентные расходы 243,8 10,1
ЖКХ 233,3 9,7
Социальная политика 216,8 9,0
Здравоохранение и физкультура 189,3 7,9
Правоохранительная деятельность 184,7 7,7
Основные статьи расходов консолидированного бюджета в 2001 году.
Slide 19
Основные статьи расходов консолидированного бюджета(в реальном выражении, %)
Slide 20
НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ
федерального бюджета (% ВВП)
Slide 21
Основные статьи расходов федерального бюджета в 2001 году
Slide 22
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
БЮДЖЕТАМ РЕГИОНОВ
Slide 23
Реформирование межбюджетных отношений
1. Переход к новой методологии выравнивания
2. Сокращение «нефинансируемых мандатов»
3. Унификация межбюджетных отношений
4. Меры по снижению диспропорций в бюджетной
обеспеченности
Slide 24
Привлечено средств на развитие сельского хозяйства
Кредиты банков
Сумма компенсации процентной ставки
Slide 25
НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ
бюджетов регионов (% ВВП)
Slide 26
Основные статьи расходов региональных бюджетов в 2001 году
Slide 27
Политика в области внутреннего долга
1. Восстановление доверия
к государственным ценным бумагам
2. Оптимизация объема заимствований
3. Увеличение доли среднесрочных
заимствований и подготовка новых долговых
инструментов
4. Снижение расходов по обслуживанию
внутреннего долга
Slide 28
Среднемесячная доходность рублевых ценных бумаг в 2001 году
Slide 29
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА
2. Разработана долговая стратегия РФ на 2001-2005 гг.
1. Подписаны соглашения с рядом стран об урегулировании коммерческой задолженности СССР
4. Утвержден порядок выверки и признания коммерческой задолженности бывшего СССР.
3. Подготовлен проект концепции единой системы
управления госдолгом России
Slide 30
ПРОФИЦИТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА
265
млрд. рублей
в 2001 году
Slide 31
Slide 32
Slide 33
Остатки на счетах федерального бюджета (млрд. руб.)
Slide 34
Сальдо по внешним источникам
Сальдо по внутренним заимствованиям
Приватизация
Сальдо от операций с госзапасами
Изменение остатков
ИТОГО
-224,9 млрд.руб.
-24,4 млрд.руб.
+9,7 млрд.руб.
+0,9 млрд.руб.
-26,3 млрд.руб.
-265,0 млрд.руб.
Структура профицита
федерального бюджета в 2001 г.
Slide 35
Государственный долг
Slide 36
Усиление казначейского контроля
за использованием государственных средств:
- счета по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений переведены из коммерческих банков в систему федерального казначейства
- налажен учет обязательств бюджетных учреждений
- завершен на 98% перевод счетов Министерства обороны в систему федерального казначейства
- 27 субъектов РФ заключили соглашения о полном кассовом обслуживании их бюджетов органами федерального казначейства
Slide 37
Инвентаризация государственных активов и пассивов:
1. Государственного внутреннего долга
2. Государственного внешнего долга
3. Бюджетных ссуд (кредитов), в т.ч.
предоставленных субъектам РФ
и юридическим лицам.
4. Зарубежных финансовых активов
5. Остатков денежных средств,
в т.ч. в виде ценных бумаг,
находящихся в собственности РФ.
Slide 38
Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
1998 - 2000 гг. - введены 18 МСФО
В 2001 году введены 4 стандарта:
- основные средства; материально-производственные запасы; займы и кредиты и затраты по их обслуживанию.
В 2002 году будут введены 8 положений
по бухучету
ВСЕГО 35 стандартов
Slide 39
выдано 1666 лицензий
Аудиторская деятельность Минфина России в 2001 году:
отказано в выдаче лицензий 63 организациям
и 18 индивидуальным предпринимателям
Slide 40
- выдано 448 лицензий
Надзор за страховой деятельностью в 2001 году:
- отказано в выдаче 48 лицензий
- приостановлено действие 52 лицензий
Slide 41
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
направлена на:
Укрепление устойчивости
банковского сектора
Повышение требований
к кредитным организациям
Укрепление доверия к российскому
банковскому сектору
Усиление защиты интересов
вкладчиков и кредиторов
Slide 42
Задачи бюджетной политики
Поддержание макроэкономической сбалансированности
Защита федерального бюджета
от конъюнктурных факторов
Подготовка федерального бюджета
на 2003 год
Slide 43
Продолжение налоговой реформы:
- отмена неэффективных налогов
- повышение налогового администрирования
- изыскание дополнительных источников для
сбалансированности региональных бюджетов
Повышение эффективности управления
государственными активами
Продолжение реализуемой долговой политики
Задачи бюджетной политики
Slide 44
Совершенствование бюджетного процесса
Реализация пенсионной реформы
Реализация реформы государственной службы
Реформирование бухгалтерского учета
Продолжение развития казначейской системы
Задачи бюджетной политики
Slide 45
Совершенствование системы
межбюджетных отношений:
- Разграничение расходных полномочий
между органами власти
- разграничение налоговых полномочий
- определение уровней муниципальных образований
- создание новых механизмов предоставления
финансовой помощи
- повышение ответственности регионов
за бюджетную политику
Задачи бюджетной политики
Slide 46