Экономика образования.Лекции 7-8


The Presentation inside:

Slide 0

Экономика образования. Лекции 7-8 13 марта 2012


Slide 1

Образование и экономическое развитие


Slide 2

Качество образования и экономическое развитие


Slide 3

Качество образования и экономическое неравенство


Slide 4

Теория человеческого капитала Человеческий капитал – свойства и качества работников, которые повышают их производительность (способности, навыки, образование, накопленный опыт, здоровье) Теория человеческого капитала стала основой для экономики труда – изучения неравенства в оплате труда, отдачи от образования, опыта и здоровья Играет важную роль в объяснении экономического роста и развития


Slide 5

Основные предположения теории Доходы определяются производительностью работника Производительность – функция от накопленного человеческого капитала в семье в школе, вузе на рабочем месте В рамках данной теории расходы на образование и медицину рассматриваются как инвестиции в повышение производительности Рациональный агент выбирает тот уровень инвестиций, который максимизирует его чистый приведенный доход (NPV)


Slide 6

Образование и доходы (мужчины)


Slide 7

Образование и доходы (женщины)


Slide 8

Образование и доходы в России


Slide 9

Growing Together, Growing Apart Income Growth by Quintile, Various Periods January 12, 2012 10


Slide 10

$8,900


Slide 11

Much Faster Income Growth for the Top 1%


Slide 12

Income Inequality Near Record High


Slide 13

The Size of the Middle-Class has Fallen


Slide 14

Top 1% in the world


Slide 15

Causes of Higher Inequality


Slide 16

Гонка технологий и образования (Goldin, Katz, 2009) Появление новых технологий повышает спрос на квалифицированную рабочую силу Спрос рождает предложение: доля людей с высшим образованием растет во всех развитых и развивающихся странах Повышение качества рабочей силы приводит к появлению новых еще более сложных технологий Сложные технологии увеличивают требования к качеству рабочей силы… …и ведут к повышению оплаты труда самых способных и росту неравенства заработных плат


Slide 17

Равенство и развитие: исследование Всемирного банка


Slide 18

Неравенство возможностей: пример Эквадора


Slide 19

Неравенство способностей в США


Slide 20

Неравенство способностей в США


Slide 21

Неравенство способностей в США


Slide 22

Что такое неравенство возможностей? Различия в шансах на успех в жизни во многом определяются независящими от человека факторами: Доходы родителей Образование родителей Национальность, раса Пол Место рождения (город, село) Неравенство возможностей – мера зависимости результатов индивида (доходов, уровня образования) от факторов, находящихся за пределами его контроля


Slide 23

Почему это важно? Этический аргумент: несправедливость Дети не могут повлиять на обстоятельства своего рождения, поэтому большинство людей воспринимает ситуацию изначального неравенства в шансах на успех как фундаментально несправедливую Экономический аргумент: неэффективность Основной ресурс экономического развития это человеческий капитал (знания, умения, навыки, таланты, воображение, творческие способности). При изначально неравных возможностях огромные резервы человеческого капитала остаются неиспользованными


Slide 24

Инвестиции в образование на ранних стадиях развития Heckman et al. (2010) Early Childhood Investment


Slide 25

Почему важно образование на ранних стадиях развития? Решения об инвестициях часто подразумевают выбор между эффективностью и равенством (efficiency-equity trade-off) Экономически эффективное распределение часто приводит к высокому неравенству Попытки снизить уровень неравенства (государственное перераспределение, субсидии и т.п.) ослабляют экономические стимулы и снижают эффективность Инвестиции в раннее развитие свободны от такого выбора, т.к. одновременно дают очень высокую экономическую отдачу и снижают уровень неравенства Такие инвестиции – важный способ снижения неравенства возможностей


Slide 26

Знания и навыки имеют динамический характер Приобретение одних знаний облегчает приобретение других (skill begets skill) Инвестиции в образование на ранних стадиях развития (до 6-7 лет) повышают отдачу от затрат на более поздних стадиях (школа, университет) Множество работ из разных дисциплин (психология, физиология) показывают, что в развитии детей существуют особые периоды, наиболее чувствительные к обучению и восприятию новой информации


Slide 27

Если инвестиции не осуществляются на этих чувствительных стадиях, то инвестиции на более поздних стадиях (школа, вуз, рабочее место) будут более затратными Once a child falls behind, he is likely to remain behind Это относится не только к доходам! Различные социальные показатели сильно зависят от объема и качества образования на ранних стадиях (безработица, преступность, курение, потребление алкоголя и т.п.)


Slide 28

Результаты тестов для детей из разных семей


Slide 29

Условия в семье отвечают за большую часть различий


Slide 30

Программа Perry Preschool Education Программа дошкольного обучения проводилась в начальной школе имени Перри в городе Ипсиланти, штат Мичиган, в начале 1960х годов В программе участвовали только дети с низким коэффициентом умственного развития и с низким показателем социально-экономического статуса семьи Распределение детей в контрольную группу и группу воздействия решалось с помощью подбрасывания монетки Программа длилась два года


Slide 31

Программа Perry Preschool Education В течение школьного года по будним дням с детьми проводились занятия по 2.5 часа по программе дошкольного обучения Раз в неделю учителя приходили к ученикам на дом Программа была основана на стимулировании умственного и социо-эмоционального развития детей с помощью методики активного обучения, при котором сами дети играют важную роль в образовательном процессе С участниками программы проводили повторные интервью, когда им было 15, 19, 27 и 40 лет


Slide 32

IQ для группы воздействия и контрольной группы


Slide 33

IQ для группы воздействия и контрольной группы


Slide 34

Доходы для группы воздействия и контрольной группы


Slide 35

Безработица для группы воздействия и контрольной группы


Slide 36

Интеллект или эмоциональное развитие? Многие исследования концентрируются на измерении интеллектуальных способностей (тесты IQ, SAT и т.п.) hard skills, cognitive skills Однако не менее важными для успеха являются психологические способности soft skills, non-cognitive skills самоконтроль терпение мотивация уверенность


Slide 37

Cognitive and Non-cognitive skills: вероятность работы «белым воротничком» в 30 лет


Slide 38

Cognitive and Non-cognitive skills: вероятность работы «белым воротничком» в 30 лет


Slide 39

Cognitive and Non-cognitive skills : доходы в 30 лет


Slide 40

Cognitive and Non-cognitive skills are equally important for success Cognitive and Non-cognitive skills : доходы в 30 лет


Slide 41

Отдача от образования в зависимости от возраста


Slide 42

Выводы Множество экономических и социальных проблем объясняется недостатком знаний, навыков и социо-эмоционального развития индивидов Знания, навыки и способности имеют динамический характер Знания порождают знания Мотивация рождает мотивацию Большое внимание уделяется умственному развитию (IQ), но эмоциональное развитие имеет не меньшее, а иногда и большее значение для успеха в жизни


Slide 43

Внешние эффекты от образования


Slide 44

Внешние эффекты от образования Seymour Lipset (1960) Образование обладает положительными внешними эффектами… …и приносит не только технологические, но и политические последствия Снижает уровень насилия Повышает склонность к разрешению конфликтов правовыми методами Воспитывает уважение к суду и праву


Slide 45

Education and Social Capital Helliwell, Putnam (2007) Дополнительный год образования индивида повышает склонность к доверию на 4,4% Увеличение среднего срока образования в регионе на 1 год повышает склонность к доверию на 2,4% Образование оказывает решающее влияние на гражданскую активность по сравнению с другими социально-демографическими показателями


Slide 46

Данные по России Росстат Мониторинг образования Опрос ФОМ «Георейтинг» (68 регионов РФ, 34 тыс. респондентов) Анализ на двух уровнях: Региональный Индивидуальный


Slide 47

Зависимые переменные Социальный капитал: Доверие Согласие Готовность к объединению Участие в ассоциациях ?????????? ?? = ?? 0 + ?? 1 ?????????????????? ?? + ?? 2 ?? ?? + ?? ??


Slide 48

Социальный капитал в РФ: описательная статистика


Slide 49

Образование и доверие в России


Slide 50

Образование и доверие в России


Slide 51

Проблема эндогенности


Slide 52

Образование и доверие в России


Slide 53

Университеты в регионах и расстояние до столицы


Slide 54

Образование и доверие: индивидуальный уровень


Slide 55

ARC model (Helliwell, Putnam, 2007) Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region


Slide 56

Absolute effect Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region


Slide 57

Relative effect Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region


Slide 58

Cumulative effect Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region


Slide 59

Cumulative effect on Trust Trust Personal Educational Level 0.033*** Average Educational Level 0.248***


Slide 60

Absolute effect on Participation Participation in organizations Personal Educational Level 0.097*** Average Educational Level 0.0315


Slide 61

More than 13 years Less than 13 years 19 thousand respondents 15 thousand respondents


Slide 62

More than 13 years Less than 13 years Personal Educational Level 0.0154 Average Educational Level 0.2032*** Personal Educational Level 0.0884*** Average Educational Level 0.2847***


Slide 63

Выводы Образование устойчиво связано со всеми показателями социального капитала На индивидуальном уровне образование – главный предиктор Доверия и иных показателей СК. Уровень образования в социальном окружении важнее для низкообразованных, чем для высокообразованных При оценке эффективности государственных расходов на образование необходимо учитывать социальные внешние эффекты


Slide 64

Приложение. Статистические данные


Slide 65

Образование и экономическое развитие


Slide 66

Качество образования и экономическое развитие


Slide 67

Качество образования и экономическое развитие


Slide 68

Результаты тестов для детей из разных семей


Slide 69

Стереотипы усиливают неравенство возможностей


Slide 70

Growing Together Again 1992-2000


Slide 71

Education “is everywhere the universal solvent, and the relationship is always in the same direction. The higher the education, the greater the ‘good’ values of the variable” Philip Converse, The Human Meaning of Social Change (1972)


×

HTML:





Ссылка: