Формирование познавательных универсальных учебных действийметодист Терещенко Т.И.


The Presentation inside:

Slide 0

Формирование познавательных универсальных учебных действий методист Терещенко Т.И.


Slide 1

Задачи: Раскрыть сущность понятия универсальные учебные действия Охарактеризовать существующие подходы и классификацию универсальных учебных действий Показать пути и педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий


Slide 2

Учебные умения: общие и специальные. Общие: Управленческие Информационные Познавательные (логические) Коммуникативные


Slide 3

Организационные действия направлены на осознание, исследование и принятие осмысленных целей, позволяют сориентироваться в приоритетах, правилах, выработать свою учебную и жизненную позицию по отношению к учебному материалу и образовательной программе, учебным и жизненным перспективам.


Slide 4

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.


Slide 5

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Slide 6

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.


Slide 7

Проблемы Нет преемственности между начальным и средним звеном Нет взаимодействия при формирования УУД между учебными предметами Отсутствует связь образовательных систем и УМК Современные способы контроля не ориентированы на проверку УУД


Slide 8

Необходимые условия: Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.


Slide 9

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.  Способы учета уровня их сформиро- ванности в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности. Результаты усвоения УУД формули-руются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.


Slide 10

Навык- автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. С.Л. Рубинштейн


Slide 11

Умение - промежуточный этап овладения новым способом действия; способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков.


Slide 12

Учебные умения. Логические (познавательные): Анализ и синтез Классификация Определение понятий Доказательство и опровержение Формулирование и решение проблем


Slide 13

П.Я. Гальперин выделил шесть этапов формирования умственных действий и понятий:          1. Этап создания и поддержания мотивационной основы действия.          2. Этап создания ООД (ориентировочной основы действий) и уяснения ее испытуемыми.          3. Этап формирования действия в материальной или материализован-ной форме.          4. Этап формирования действия в громкой социализованной речи.          5. Этап формирования действия во "внешней речи про себя".          6. Этап формирования действия во внутренней речи.


Slide 14

1.Этап создания и поддержания мотивационной основы действия.


Slide 15

2. Этап составления схемы ориентировочной основы действия. На этом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Им показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Это еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, обеспечивающими понимание логики этого действия, возможность осуществления его.


Slide 16

3. Этап формирования действия в материальном виде. Для обобщения действия в обучающую программу включаются задачи, отражающие все типовые случаи применения данного действия. Материальная форма действия с самого начала сочетается с речевой: учащиеся формулируют в речи все, что выполняют практически.


Slide 17

4.Этап формирования действия как внешнеречевого. На этом этапе, где все элементы действия представлены в форме внешней речи, действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще неавтоматизированным и несокращенным.          


Slide 18

5.Этап формирования действия во внешней речи про себя. Этот этап отличается от предыдущих тем, что действие выполняется беззвучно и без прописывания - как проговаривание про себя.          


Slide 19

  6.Этап формирования действия во внутренней речи. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению (Талызина Н.Ф., 1998, аннотация)


Slide 20

организационные   


Slide 21

познавательные   


Slide 22

познавательные   


Slide 23

познавательные   


Slide 24

Как составить определение понятия Понятие - ближайший род + существенные признаки Понятие – Что такое? + Какими признаками отличается от других? Какие признаки существенны (неизменны)? Правила: Определение должно быть соразмерным; Не должно быть отрицательным; Нельзя определять через само понятие; Определение научного термина должно быть ясным и понятным.


Slide 25

Классификация - распределение предметов по группам. Выбрать один существенный признак. Признак должен сохраняться до конца классификации.


Slide 26

Описание предмета 1.Содержание понятия. 2.Отличительный признак предмета. 3.Новый признак (новое суждение).


Slide 27

Деление понятий на группы 1.Разделять понятия на группы можно лишь по одному признаку. 2. Деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все существующие группы предметов, которые выделяются по этому признаку. 3. Члены деления должны взаимно исключать друг друга. 4. Деление предметов на группы должно проводиться последовательно, постепенно.


Slide 28

Уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыками 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения). 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого); 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).


Slide 29

Естественнонаучные знания и умения, овладение которые оцениваются в исследовании PISA, формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии. В качестве основных для оценки включены следующие обще- предметные умения: 1) распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами; 2) выделять информацию (объекты, факты, эксперименталь- ные данные и др.), необходимую для нахождения доказа- тельств или подтверждения выводов при проведении науч- ного исследования; 3) делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации (15–20%); 4) демонстрировать коммуникативные умения — аргументи- рованно, четко и ясно формулировать выводы, доказатель- ства и др.; 5) демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.


Slide 30

При оценке естественнонаучной грамотности основное вни- мание уделяется следующим умениям: ? описание, объяснение и прогнозирование естественнонауч- ных явлений; ? понимание естественнонаучных исследований; ? интерпретация естественнонаучных доказательств и выводов. Для проверки естественнонаучной грамотности отобраны по- нятия, овладение которыми необходимо в повседневной жизни и которые остаются актуальными в дальнейшей жизни как отдельного человека, так и всего общества. Ниже приводятся принятые


×

HTML:





Ссылка: