Раздел 2 Зрелое Средневековье Романский стиль XI - XII века


The Presentation inside:

Slide 0

Раздел 2 Зрелое Средневековье Романский стиль XI - XII века


Slide 1

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Термин «романский стиль» появился в начале XIX столетия и применяется к европейскому искусству X—XII вв. Учёные полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus — «римский»).


Slide 2

В XI-XII веках утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который был присущ прежде всего архитектуре.


Slide 3

ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ первый общеевропейский стиль продолжает римские строительные традиции: облицовка тёсанным камнем, использование арок и цилиндрических сводов; все постройки носят оборонительный, крепостной характер: храм – крепость Бога, замок – крепость феодала, толстые стены, узкие окна, массивные башни. - Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала. оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени. все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности; в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.


Slide 4

Монастырские комплексы представляли собой целые посёлки и города-крепости. В их планировке строго соблюдались требования обороны. Бенедиктинский монастырь в Хирсау, Германия, XI век (реконструкция) МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ


Slide 5

РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ Монастыри утверждали и распространяли христианство, а также были центрами культуры и науки, образовательными школами, хозяйственными центрами, благотворительными заведениями, крупными феодальными сеньориями


Slide 6

Бенедиктинцы – орден, основанный монахом Бенедиктом, отцом западного монашества, создавшим устав монашеской жизни, по которому следовало повиноваться старшему во всём, проводить дни в молитвах и трудах – физическом, чтобы обеспечивать себя необходимой едой, и умственному, читая и переписывая книги. Огромную роль в романскую эпоху играли монашеские ордена.


Slide 7

Цистерицианцы Орден монахов-отшельников, основанный св. Робертом. Они одевались в белые одежды, строго соблюдали устав и избегали светских контактов.


Slide 8

Францисканцы и доминиканцы – ордена нищенствующих монахов-проповедников, основанные св. Франциском Ассизским и Доминго де Гусманом. Действовали при помощи проповеди, но францисканцы призывали к покаянию и любви ко всему живому, а доминиканцы боролись с ересью в богословии.


Slide 9

Аббатство Клюни, Франция, XII век


Slide 10

Атриум – внутренний двор, окружённый аркадами, пристройка к храму.


Slide 11

Клуатр – внутренний дворик для хозяйственных целей с огородом лекарственных трав и садом.


Slide 12

РОМАНСКИЙ ХРАМ-КРЕПОСТЬ Собор в Шпейере,1030-1092г., Германия


Slide 13

Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии. Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Это вело к строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны просторными внутренними помещениями. Главным техническим завоеванием эпохи были сводчатые каменные конструкции, которые сменили непрочные деревянные перекрытия. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным.


Slide 14

«Тяжёлое безмолвие» - так характеризовал романский стиль французский скульптор Огюст Роден.


Slide 15

Возведение арок Какая архитектурная задача, возникшая перед строителями романских базилик привела к созданию арочных сводов?


Slide 16

Арочные своды


Slide 17

КОНТРФОРС – вертикальный каменный выступ стены, несущий нагрузку свода.


Slide 18

Замковый камень НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.


Slide 19

РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны с резьбой растительно-орнаментального стиля.


Slide 20

ТИПЫ КОЛОНН И КАПИТЕЛЕЙ


Slide 21

Виды романских капителей


Slide 22

ТИМПАН – углублённая часть арки над входом ПОРТАЛ – вход в собор в виде перспективных орнаментальных арок.


Slide 23

Тимпан собора Нотр Дам в Шартре


Slide 24

СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления. Почему ранее христианство не поощряло создание круглых скульптур?


Slide 25

Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.


Slide 26

«Акробат» скульптура 1150-70г.г. из аббатства Сент-Мартин в Совиньи близ Лиона Сидящая фигура (Апостол), 1180-1200, Тоскана, Италия В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.


Slide 27

Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.


Slide 28

АРКА из церкви в Нарборне, Лангедок, Франция, 1150-1175. Каменная резьба арки представляет всех наиболее известных персонажей Средневекового бестиария. Пеликан (второй слева), который убил своих птенцов, а через три дня возродил из капли собственной крови, символизирует Христа. Василиск, убивающий взглядом, символизирует смерть. Кентавр обладает человеческим умом, но борется со своими животными инстинктами.


Slide 29

Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.


Slide 30


Slide 31

Перед вами два скульптурных изображения Богоматери. Какую из них можно отнести к романскому периоду, а какую к более позднему? Почему?


Slide 32

Собор в Ангулеме, Франция


Slide 33

Трирский кафедральный собор, Трир, Германия Мариенкирхе в Лаахе, Германия, 12 век


Slide 34


Slide 35


Slide 36


Slide 37

ЗАМОК-КРЕПОСТЬ


Slide 38

Эволюция рыцарского замка 1- IX век 2 - нормандский замок XI века с пешеходным мостом на главную башню 3 – тип башни замка из кирпича, Х век 4 – англо-романский замок, конец ХI века 5 – замок на острове, XIII – XIV века


Slide 39


Slide 40

Схема средневекового замка - города


Slide 41

1 - барбакан 2- гать (дамба) 3- частокол 4 - ров с водой 5 - дозорная башня 6 - подъёмный мост 7 - боковой ход 9- наружная стена 10 – подъёмная решётка 11 - донжон 12 - внутренний двор 13 - дальний двор 14 - караульня 15 - бойница 16 - угловая башня 17 – боковая башня 18 - бастион 19 – зубчатый парапет 20 – часовня 21 - туалет Схема средневековой крепости-замка


Slide 42

ДОНЖОН – главная башня замка, жилище феодала.


Slide 43

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


×

HTML:





Ссылка: