«Использование игровых коррекционных упражнений для формирования интонационной выразительности речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами»


The Presentation inside:

Slide 0

«Использование игровых коррекционных упражнений для формирования интонационной выразительности речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами»


Slide 1

Актуальность опыта и его значение. Определение тактики работы над просодической стороной речи у дошкольников с тяжелыми речевыми расстройствами, разработка направлений и форм ее организации.


Slide 2

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка, однако у дошкольников с общим недоразвитием речи на ряду с нарушением фонетико – фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий, наблюдается нарушение целого ряда просодических элементов речи, недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов. Отсюда – интонационно - монотонная и лексически невыразительная речь. Противоречия:


Slide 3

Новизна опыта Определяется системой коррекционно - развивающих занятий по формированию интонационной выразительности речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами, основными составляющими которых являются дидактические игры и упражнения, элементы здоровьесберегающих технологий, а также цикл методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по развитию просодических компонентов.


Slide 4

Длительность работы над опытом Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводилась поэтапно с сентября 2006 по февраль 2010г.г. 1этап – аналитико – диагностический эксперимент 2 этап – практический эксперимент 3 этап – аналитико – обобщающий эксперимент


Slide 5

1этап – аналитико – диагностический эксперимент Цель: - выявить особенности культуры устной речи дошкольников с ФФН и ОНР - определить практическое осознание детьми звуковой стороны речи


Slide 6

2 этап – практический эксперимент Цель: - познакомить детей с различными видами интонаций и средствами их обозначения; - формировать навыки установления различий разнообразных интонационных структур в импрессивной речи; - повысить уровень речевой инициативы; - формировать лексико-грамматические средства оформления предложений; - развивать интонационные средства оформления высказываний; - способствовать формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи; - активизировать познавательную деятельность.


Slide 7

3 этап – аналитико – обобщающий эксперимент Цель: - выявить особенности культуры устной речи дошкольников с ФФН и ОНР; - определить практическое осознание детьми звуковой стороны речи.


Slide 8

Нарушения интонационной выразительности речи в отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий на неосознанном практическом уровне; в замене вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса; в изменении силы голоса при попытке воспроизвести вопросительную интонацию; в переносе логического ударения на другое слово в предложении; в воспроизведении всех предложений только с одной интонацией (вопросительной);


Slide 9

Диаграмма культуры устной речи и практического осознания ее звуковой стороны (сентябрь 2006г.)


Slide 10

Дидактические принципы организации коррекционно- педагогического процесса. системность наглядность опора на ведущий вид деятельности учет зоны ближайшего развития постепенность, доступность преемственность коммуникативно - деятельностный подход


Slide 11

Развитие правильной воздушной струи Развитие диафрагмального дыхания


Slide 12

Игровое упражнение на развитие речевого дыхания «Медвежонок в берлоге»


Slide 13

Упражнение на расслабление «Медуза»


Slide 14

Биоэнергопластика «Чашечка» Пальчиковая гимнастика «Кошечка»


Slide 15

Массаж пальцев с помощью прищепок «Котенок - царапка» Глазодвигательное упражнение «Глаз - путешественник»


Slide 16

Игра с маленьким мячом «Фокусник» Игра с большим мячом «Прокати мяч и произнеси звук»


Slide 17

Кинезиологическое упражнение «Кулак - ладонь» Кинезиологическое упражнение «Пила»


Slide 18

Самомассаж


Slide 19

Игровые упражнения для развития мимики «Цветик - разноцветик» «Мимический кубик» «Кто это сказал?» «Мимический диктант» «Выбери ребенка» «Облака»,«Гномик» «Какой овощ / фрукт едят дети?»


Slide 20

«В гостях у Грустика и Весельчака»


Slide 21

Упражнения на развитие силы голоса 1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса): У------У АУ------ АУИ------ УЗО------ О-----О АИ------ ОУИ ------ УЗА------ 2. Усиление / ослабление голоса ( беззвучная артикуляция - шепот - тихо – громко и наоборот): ОООО АУИ АУИ АУИ АУИ АА А А ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ 3.Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе: УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ 4. Усиление голоса с увеличением длительности звучания: А—А—А—А АУ—АУ—АУ--АУ


Slide 22

Упражнения на развитие высоты голоса 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков 2. Повышение и понижение голоса при произнесении звукосочетаний и слогов. у у уи уи уи уи уи уи за за за за за за


Slide 23

Образцы символов - пиктограмм для работы над силой и высотой голоса «во весь голос» «шепотом» «тихо» «громко»


Slide 24

«А-а-а-а! в Африке горы вот такой вышины!»


Slide 25

Дидактическая игра «Произнеси звук правильно»


Slide 26

Дидактическая игра «Пройди по дорожке»


Slide 27

Направления коррекционно - развивающей работы : формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. (Знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациями, средствами их выражения и способами обозначения); дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи; формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи (Работа над интонационной выразительностью повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения); дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.


Slide 28

Образцы символов - пиктограмм для работы над интонацией предложения


Slide 29

Направления работы по формированию интонационной выразительности повествовательного предложения. выделение ударного слога в слове; воспитание чувства ритма; усвоение логического ударения; сочетание паузы с интонацией; нормализация темпа речи.


Slide 30

Усвоение ритмики речевого высказывания воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка; отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура слова, стихотворения, фразы ( вместе с логопедом и самостоятельно); подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре; имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).


Slide 31

Образцы символов - пиктограмм для работы над ритмом слова, предложения «слитно» «с паузами» «по слогам» «без пауз»


Slide 32

Игры с метрономом «Повторяй тихонечко: - Тук-тук – тук…»


Slide 33

Дидактическая игра «Найди домик для птицы»


Slide 34

Дидактическое упражнение «Выдели главное слово в предложении» Собака плывет за палкой. Корабль плывет по морю.


Slide 35

«Наш оркестр»


Slide 36

Упражнения на нормализацию темпа речи: повторение за логопедом фраз в медленном / быстром темпе (сопряжено и вслед за логопедом); самостоятельное проговаривание фраз в медленном / быстром темпе под отстукивание, отхлопывание, удары метронома; проговаривание фраз под медленную / быструю музыку; ответы на вопросы, заканчивание фразы в нужном темпе; проговаривание стихов, скороговорок (сложных скороговорок); различные речевые игры, рассказы, инсценировки.


Slide 37

Образцы символов - пиктограмм для работы над темпом речи «как обычно» «медленно» «быстро»


Slide 38

Логоритмика «Дружные ребята»


Slide 39

Последовательность работы по формированию интонационной выразительности вопросительного предложения. отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова; отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом; закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с учителем - логопедом, по подражанию, самостоятельно).


Slide 40

Дидактическое упражнение « Когда это бывает?»


Slide 41

Музыкально – дидактическое упражнение «Чей голосок?»


Slide 42

Дидактическое упражнение «Задай вопрос»


Slide 43

Последовательность работы по формированию интонационной выразительности восклицательного предложения. отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов; отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (сопряженно с педагогом, повторять за ним, произносить самостоятельно); закрепление интонации восклицательного предложения в стихотворениях, предложениях.


Slide 44

Дидактическое упражнение «Папин помощник» «- Ух! Как спорится работа!» «- Эх! Опять не получилось…»


Slide 45

Пальчиковая гимнастика «Пес и оса» Молодого злого пса (собака) В нос ужалила оса, (оса) Не скули! – мы скажем псу. (собака) Прогони скорей осу! (оса)


Slide 46

Дидактическая игра «Подбери название к картинке» «Хорошие друзья» «Тяжёлая болезнь» «Умный ребёнок» «Вкусный обед» «День рождения» «Плохой поступок» «Красивое животное» «Прекрасный отдых»


Slide 47

Дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи Кукольный театр по сказке «По щучьему веленью..»


Slide 48

«В гостях у Лесовичка» Игра - драматизация


Slide 49

Результативность сформированности «Уровня культуры устной речи»


Slide 50

Результативность практического осознания звуковой стороны речи


Slide 51

Презентацию подготовила: учитель – логопед МДОУ № 47 Бакланова Ирина Васильевна


×

HTML:





Ссылка: