ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕНЛИТЕРАТУРА2 часть


The Presentation inside:

Slide 0

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА 2 часть Тарасов Константин Геннадьевич, председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе, к.ф.н., доцент кафедры русской литературы ПетрГУ


Slide 1

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ Состоит из трёх частей: часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения) часть II - задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведения часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого


Slide 2

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЧАСТЬ II ПЯТЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В8 – В12) ДВА задания с развёрнутым ответом (С3, С4). Рекомендуемый объём ответа – 5 -10 предложений С3. – развёрнутое рассуждение о тематике и проблематике предложенного стихотворения или стихотворного фрагмента С4. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного произведения или фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков


Slide 3

Теоретическая часть Лирика как литературный род Поэма и баллада как лиро-эпические жанры Лирическое стихотворение (философская и гражданская лирика), песня, элегия, послание, эпиграмма, ода как жанры лирики Сонет как «твёрдая поэтическая форма»


Slide 4

Теоретическая часть Рифма, способы рифмовки Системы стихосложения Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Дольник, акцентный стих как виды тоничекого стихосложения Верлибр, белый стих Звукопись: аллитерация, ассонанс


Slide 5

Теоретическая часть Баллада - один из жанров лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» (1812 г.)


Slide 6

Теоретическая часть Поэма - произведение лиро-эпического характера в стихах. Основными чертами поэмы является наличие развёрнутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя. Поэмы: «Медный всадник», «Мцыри», «Кому на Руси жить хорошо», «Двенадцать», «Облако в штанах», «Реквием», «Василий Тёркин». «Мёртвые души»


Slide 7

Теоретическая часть Элегия - жанр лирической поэзии; стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты античной классической элегии: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма. В.А. Жуковский, «Море»; А.С. Пушкин, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»); Н.А. Некрасов, «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)


Slide 8

Теоретическая часть Послание – поэтическое произведение в форме письма к реальному или вымышленному лицу. Пример: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина. Сонет - твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы ) и 2 трёхстишия-терцета(на 2 или 3 рифмы ).


Slide 9

Здесь все меня переживёт, Всё, даже ветхие скворешни. И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелёт. И голос вечности зовёт С неодолимостью нездешней, И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льёт. Анна Ахматова Приморский сонет И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда... Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда. 1958


Slide 10

Теоретическая часть Способы рифмовки: 1) смежная рифмовка «ААВВ» Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - Мы хлеба горбушку – и ту пополам! Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, Тебе – половина, и мне – половина!                                       (А. Прокофьев) 2) перекрёстная рифмовка «АВАВ» О, есть неповторимые слова,  Кто их сказал – истратил слишком много,  Неистощима только синева  Небесная и милосердье Бога.                                       (А. Ахматова)


Slide 11

Теоретическая часть 3) Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АВВА» Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах, В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни…                                             (А. Бунин)


Slide 12

Стихотворные размеры Хорей - двусложный стихотворный размер. Ударение в стопе падает на первый слог Б?ря мглoю нeбо крoет. (А.С. Пушкин) ‘ ? / ‘ ? / ‘ ? / ‘ ? Ямб – двусложный стихотворный размер. Ударение в стопе падает на второй слог Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил… ? ’ / ? ’ / ? ’ / ? ’ / ?                                             


Slide 13

ДАКТИЛЬ - трёхсложный стихотворный размер. Ударение в стопе падает на первый слог. В рaбстве спасённое Сeрдце нарoдное - Зoлото, зoлото Сeрдце нарoдное! (Н.А. Некрасов) ’ ? ? / ’ ? ? ’ ? ? / ’ ? ? ’ ? ? / ’ ? ? ’ ? ? / ’ ? ?


Slide 14

Амфибрахий - трёхсложный стихотворный размер. Ударение в стопе падает на второй слог. Не ве?тер бушу?ет над бо?ром Не с гoр побежaли ручь?: Морoз-воевoда дозoром Обхoдит владeнья сво?. (Н.А. Некрасов) ? ’ ? / ? ’ ? / ? ’? ? ’ ? / ? ’ ? / ? ’ ? ’ ? / ? ’ ? / ? ’ ? ? ’ ? / ? ’ ? / ? ’


Slide 15

Анапест - трёхсложный стихотворный размер. Ударение в стопе падает на третий слог. О, весна? без конца? и без кра?ю - Без конца? и без кра?ю мечта?! Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю! И приве?тствую зво?ном щита?! (А.Б. Блок) ? ? ’ /? ? ’ / ? ? ’ / ? ? ? ’ /? ? ’ / ? ? ’ ? ? ’ /? ? ’ / ? ? ’ / ? ? ? ’ /? ? ’ / ? ? ’


Slide 16

Теоретическая часть Дольник - вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. Дней (0) бык (0) пег, Мeдленна (2) лет (1) арба, Наш (0) бог (0) бег, Сeрдце (1) наш (2) барабaн. (В. Маяковский)


Slide 17

Теоретическая часть Акцентный стих - тонический стих, основанный на примерном равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным. Не вeрю, что eсть цветoчная Н?цца! (4 ) Мнoю опЯть славослoвятся (3) Мужч?ны, залёжанные, как больн?ца, (3) И жeнщины, истрёпанные, как послoвица. (3) (В. Маяковский)


Slide 18

Теоретическая часть Верлибр - свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих, характерный для поэзии XX века. Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов… (А. Блок)


Slide 19

Звукопись Аллитерация (в стихосложении) - повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн... (К. Бальмонт)


Slide 20

Звукопись Ассонанс (в стихосложении) - повторение одинаковых гласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие макушки – Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов)


Slide 21

РЕКОМЕНДАЦИИ: Знание изучаемых произведений: род / жанр произведения, литературное направление и течение, стихотворный размер, способ рифмовки язык художественного произведения. При подготовке к ЕГЭ обращаем особое внимание на ПЕРВЫЙ раздел «Кодификатора»: «Сведения по теории и истории литературы» (стихосложение). + ВСЕ стихотворные произведения, включённые в «Кодификатор».


Slide 22

РЕКОМЕНДАЦИИ: Обращаем также особое внимание на пункт 8.2 раздела № 8 «Кодификатора» «Из литературы второй половины XX века»: 8.2. Поэзия второй половины XX века. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трёх авторов по выбору).


Slide 23

ЧАСТЬ II Примеры формулировок заданий: В8: - В стихотворении поэт размышляет о вечных вопросах бытия, о непреложных законах жизни. Как называется эта тематическая разновидность лирики? (По стихотворению А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…») - Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого был А.А. Блок - Укажите имя русского поэта начала XX века, традиции которого нашли своё отражение в лирике Н.М. Рубцова. (По стихотворению Н.М. Рубцова «В горнице»)


Slide 24

ЧАСТЬ II В9: - Укажите жанр, к которому принадлежит пущкинское стихотворение, проникнутое светлой печалью? (По стихотворению А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…») - Как называется средство художественной выразительности: «ивы кружевная тень»? (По стихотворению Н.М. Рубцова «В горнице») - Укажите номер строфы (порядковое числительное в им. падеже), в которой поэт использует анафору.


Slide 25

ЧАСТЬ II В10: - Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении («Сегодня сидишь вот – сердце в железе»). (По стихотворению В. Маяковского «Лиличка») - Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение. (По стихотворению Н.М. Рубцова «В горнице») Укажите прием, к которому прибегает автор в строках: Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви.


Slide 26

ЧАСТЬ II В11: - Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой строфе данного стихотворения. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. (А. Блок «Россия»)


Slide 27

ЧАСТЬ II В11: 1. Гипербола 2. Инверсия 3. Ирония 4. Эпитет 5. Звукопись Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенести в бланк ответов № 1


Slide 28

ЧАСТЬ II В12: - «Провёл изгнанником», «как дети», «как старый холостяк» – как называется приём, который использовал здесь поэт? (По стихотворению А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…») - Как в литературоведении называется приём, основанный на иносказательном изображении: «тень дремлет»? (По стихотворению Н.М. Рубцова «В горнице») Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).


Slide 29

ЧАСТЬ II Задание С3 С3. – развёрнутое рассуждение о тематике и проблематике предложенного стихотворения или стихотворного фрагмента Особенности: ограниченный объём (5 -10 предложений) максимальный балл – 4 балла оценивается глубина приводимых суждений и убедительность аргументов оценивается следование нормам речи


Slide 30

ЧАСТЬ II Задание С3 Примеры формулировки заданий: Как финал пушкинского стихотворения связан с его основной темой? (По стихотворению А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…») Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. В чём своеобразие воплощения темы любви в стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»?


Slide 31

ЧАСТЬ II Задание С3 Пример 1: С3: Что Гражданин подразумевает под выражением «всеобнимающая Любовь»? Ответ: «Под всеобнимающей Любовью Гражданин подразумевает стремление служить отчизне, народу. Всеобнимающая Любовь в его понимании – это любовь к каждому; это чувство, охватывающее все стороны жизни; это ответственность перед людьми. Всеобнимающая любовь должна быть искренней, только тогда она будет взаимной между поэтом и обществом».


Slide 32

ЧАСТЬ II Задание С3 Пример 2: Ответ: «Для Некрасова поэт – в первую очередь должен быть деятельным гражданином. По мнению автора, поэт может и должен быть полезен для общества и государства. В образ «Всеобнимающей Любви» Гражданин вкладывает необходимость творить для всех (в том числе и «не имущих хлеба») и помогать. Также, по мнению Гражданина, истинный поэт должен пойти «в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Таким образом «Всеобъемлющая Любовь» включает в себя и любовь к народу и к Родине и готовность постоять за него».


Slide 33

ЧАСТЬ II Задание С4 С4. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков Особенности: ограниченный объём (5 -10 предложений) указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме) Максимальный балл – 3 балла Оценивается один критерий: точность и полнота ответа


Slide 34

Задание С4 НО: 5. Необходим литературный контекст экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей или называет не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют


Slide 35

ЧАСТЬ II Задание С4 Примеры формулировки заданий: - Кто из русских поэтов обращался к теме преемственности поколений и в чём их произведения близки стихотворению А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…» - В чём главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве? - Какие фольклорные традиции использует Н. Рубцов и кто из русских поэтов обращался к фольклору?


Slide 36

ЧАСТЬ II Задание С4 Пример 1: С4: В каких стихотворениях русских поэтов звучат гражданские мотивы и в чём заключается сходство этих произведений с проблематикой «Поэта и Гражданина» Н.А. Некрасова? Ответ: «Поэт и Гражданин» - одно из программных лирики Некрасова. В нем говорится о социальном назначении поэзии и гражданском долге поэта. Стихотворение схоже с пушкинским «Поэт и толпа» и «Пророк», в котором задается также главное назначение поэта «жечь сердца людей». Также схожие мотивы можно найти в гражданской лирике Лермонтова (стихотворение «Поэт»), в стихотворении Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».


Slide 37

ЧАСТЬ II Задание С4 Пример 2: Ответ: «Пушкин, Толстой, Лермонтов. В произведениях этих поэтов призывают верить, не сдаваться, не надеяться на авось, не оставаться равнодушными к отчизне, бороться за убежденья, за любовь»


Slide 38

ЗАДАНИЕ С5 - С5 - задание с развернутым ответом, – это вопрос проблемного характера. Отвечая на один из трех предложенных в части 3 вопросов, экзаменуемый создает собственный текст, своеобразное «мини-сочинение». - учитывается объём написанного сочинения. Рекомендованный объём - не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов. - При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.


Slide 39

ЗАДАНИЕ С5 - краткие связные ответы (С1 - С4) ориентированы на приведённый в экзаменационной работе фрагмент художественного произведения (или текст стихотворения). ¦ - полный развёрнутый ответ (С5) ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения.


Slide 40

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Зачем А.С. Грибоедов включил в свою пьесу «Горе от ума» множество внесценических персонажей? С5.2. Какие черты русского национального характера воплотил Л.Н. Толстой в образах людей из народа? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) С5.3. В чём суть конфликта между «старой» и «новой» жизнью, прогрессивным и патриархальным в лирике С.А. Есенина?


Slide 41

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Павел Иванович Чичиков - «живая» или «мёртвая» душа? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».) С5.2 Почему «вся прелесть, вся слабость и весь грустный комизм» натуры Обломова раскрывается «именно через любовь к женщине»? (А.В. Дружинин) (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) С5.3 Как в творчестве А.А. Ахматовой соединяются интимное и общее, злободневное и вечное?


Slide 42

ЗАДАНИЕ С5 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК С5.1 Как в поэме М. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью? С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)? С5.3 Как в прозе М. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека (по роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)?


Slide 43

ЗАДАНИЕ С5 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 1) глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 б.); 2) уровень владения теоретико-литературными знаниями (2б.); 3) обоснованность привлечения текста произведения (3 б.); 4) композиционная цельность и логичность изложения (3 б.); 5) следование нормам речи (3 б.)


×

HTML:





Ссылка: