Художественные средства выразительности


The Presentation inside:

Slide 0

Художественные средства выразительности


Slide 1

Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение. Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.


Slide 2

сравнение ирония метонимия эпитет синекдоха литота гипербола перифраза метафора олицетворение аллегория символ гротеск


Slide 3

Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака. Какие способы для создания сравнений вы находите? Река как зеркало стальное. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов). Лежал закат костром багровым (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).


Slide 4

Какова функция сравнения в тексте? Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.


Slide 5

Метафора ( с греч. - перенос) Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность: река как зеркало (сравнение); зеркальная река (эпитет); зеркало реки (метафора). Метафора – это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.


Slide 6

Метафора выявляет неповторимость авторского взгляда на мир, способность увидеть в привычном и обыденном – необычное, почувствовать взаимосвязь, казалось бы, далеких проявлений бытия, разных предметов и явлений. О чём говорят поэты? «Медлительнее снежный улей»; «Осколки звёзд на землю падают»; «Морозное дыхание зимы»; «К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт». «А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод».


Slide 7

метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его Что вы видите, читая эти строки? В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин); Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова);


Slide 8

Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ? В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.


Slide 9

символ Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.


Slide 10

Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание. Что может символизировать образ моря, созданный Иваном Айвазовским?


Slide 11

Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).


Slide 12

Для какой цели используется метонимия? Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.


Slide 13

Синекдоха (с греческого «соотнесение») Что с чем соотносится и по какому принципу? И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов). Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное; Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин) страна как целое обозначается через ее государственный флаг; Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет) человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.


Slide 14

олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.


Slide 15

Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир. Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.


Slide 16

гипербола Преувеличение: Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.


Slide 17

гротеск Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности. Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.


Slide 18

литота Приуменьшение: талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь). Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.


Slide 19

перифраза (перифраз) Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)


Slide 20

Ирония (с греческого «притворство») Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»? отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова). «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).


Slide 21

Что такое ирония и для чего она служит? Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному. Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая, выявляющая авторское неприятие.


Slide 22

эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир. Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:


Slide 23

Эпитет придает выражению образность и эмоциональность Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор: Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.Бунин)


Slide 24

Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.


Slide 25

эпифора параллелизм анафора умолчание эллипсис инверсия оксюморон антитеза риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение повтор многосоюзие Сочетания слов, основанные на повторе повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания Сочетания слов, основанные на соотношении значений градация бессоюзие парцелляция ряды однород- ных членов


Slide 26

Сочетания слов, основанные на повторе


Slide 27

повтор (лексический повтор) Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.


Slide 28

анафора Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август. (М.Цветаева).


Slide 29

Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета? Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.


Slide 30

Для чего служит анафора? Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.


Slide 31

эпифора Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.


Slide 32

параллелизм (синтаксический параллелизм) В чем своеобразие построения следующих строк? В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. (А.Ахматова «Родная Земля»)


Slide 33

многосоюзие Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин) Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.


Slide 34

бессоюзие Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (А.Блок)


Slide 35

ряды однородных членов Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов. Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).


Slide 36

Сочетания слов, основанные на соотношении значений


Slide 37

Антитеза – контраст, противопоставление Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)


Slide 38

Сделаем вывод о функциональности антитезы: Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.


Slide 39

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.


Slide 40

градация Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости: Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.


Slide 41

умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием? Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне… (С.Есенин)


Slide 42

Для чего используется фигура умолчания? Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.


Slide 43

парцелляция Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)


Slide 44

эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Посреди комнаты – огромная изразцовая печка, На каждом изразце – картинка, А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева) Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.


Slide 45

инверсия Обратный порядок слов: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее); на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение). Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.


Slide 46

Фигуры, повышающие эмоциональность высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста


Slide 47

риторический вопрос Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа. Чему служит риторический вопрос в художественном тексте? Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи… (И.Тургенев)


Slide 48

Каковы функции риторического вопроса? Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания, является средством связи разных мыслей, обнаруживает логику авторского размышления, привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.


Slide 49

риторическое восклицание Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И.Тургенев) Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.


Slide 50

риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! (А.Фет) Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.


×

HTML:





Ссылка: