Анализ государственной программы«Развитие здравоохранения в Российской Федерации»


The Presentation inside:

Slide 0

Анализ государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» Гузель Эрнстовна Улумбекова, Председатель Правления АСМОК


Slide 1

Название программы Не содержит сроков реализации Должно быть: «Государственная программа развития здравоохранения на период с 2013 по 2020 г.»


Slide 2

Паспорт программы Отсутствует рубрика «Анализ проблем» Рубрика «Показатели реализации Программы» не включает самого главного – динамики целевых значений показателей к 2020 г.


Slide 3

Анализ проблем Системного анализа демографических показателей и показателей здоровья населения за предшествующий период не представлено Анализа деятельности системы здравоохранения – нет Анализа эффективности ранее реализованных программ – нет Анализа демографических прогнозов и социально-экономического положения ? нет Как следствие, сформулированные проблемы не обоснованны, не полны и не отражают реальной картины в отрасли


Slide 4

Цели программы Цели по улучшению здоровья населения – не поставлены Целевые значения показателей – не сформулированы: к 2020 г. предлагается достичь целей по стабилизации численности населения и достижения ОПЖ, которые уже достигнуты в 2011 г. Цель «Формирование здорового образа жизни и комфортной среды обитания человека»(!) только частично относится к сфере здравоохранения


Slide 5

Приоритеты Программы Не отражают приоритетов, обозначенных в программных заявлениях Президента РФ В.В. Путина и Постановлениях Правительства Вместо конкретных приоритетов в развитии здравоохранения представлены общие фразы по приоритетам развития страны в целом


Slide 6

Задачи Программы Задачи сформулированы нечетко, не структурированы и не отражают всех функций системы здравоохранения Задача по здоровому образу жизни выходит за рамки компетенции системы здравоохранения Задача по повышению доступности и качества медицинской помощи слишком общая и должна быть разбита на отдельные задачи К задачам не приложены показатели с целевыми значениями, они представлены только в таблице 1 в конце Программы в привязке к подпрограммам, что неудобно


Slide 7

Ожидаемые результаты Не отражают цели программы, поскольку цели сформулированы нечетко


Slide 8

Сроки и этапы реализации программы Необоснованно, почему этап 2013-2014 гг. назван этапом структурных преобразований Необоснованно, что закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» создаст предпосылки для инновационного развития здравоохранения на 2015-2020 гг. На деле этот закон не содержит ни одной нормы, направленной на развитие медицинской науки, отбрасывает систему медицинского образования на 30 лет назад и не содержит норм по увеличению финансирования здравоохранения


Slide 9

Подпрограммы (10) Поскольку подпрограммы один к одному отражают задачи, то они также как и задачи, не позволят решить комплексно ключевые проблемы здравоохранения РФ Рутинные и общие функции здравоохранения не могут являться подпрограммами: «Развитие системы качественной и доступной медицинской помощи» «Развитие международных отношений» «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в здравоохранении» «Управление реализацией Программы»


Slide 10

Характеристика основных мероприятий, реализуемых в субъектах РФ: Не представлена Информация об участии госкорпораций, иных организаций и внебюджетных фондов: Нет информации о вовлечении иных организации и ведомств в реализацию программ здравоохранения до 2020 г. (только для ФОМС и ФСС, которые должны быть отнесены к вопросам финансирования) Перечень мер государственного и правового регулирования: Не представлен Другие разделы


Slide 11

Обоснование объема финансирования Финансирование Программы представлено нечетко Не написано, с какого уровня и на сколько необходимо увеличить финансирование по подпрограммам Распределение денежных средств по подпрограммам не сбалансировано, например, 90% средств идет на реализацию программы госгарантий, 3,6% ? на охрану детей и материнства, 3,3% ? на образование По объему финансирования Программы в 2013 г. – 2,4 трлн. руб. ? это общий бюджет государственной системы здравоохранения. Однако, перечисленные подпрограммы не включают всех статей финансирования здравоохранения, например: по базовому медицинскому образованию, санитарно-эпидемиологическому благополучию, инвестиционным расходам и др.


Slide 12

Анализ рисков реализации Программы Риски перечислены, но пути нивелирования связаны только с корректировкой Программы, а не решением проблем


Slide 13

Методика оценки эффективности Программы Нет общего перечня показателей, нет их иерархии, нет оценки значимости каждого показателя, есть только формула для расчетов


Slide 14

Ошибочные положения Совершенно неправильно в качестве приоритета указано на «необходимость демонополизации государственной системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг». Контрольно-надзорные функции в здравоохранении должны остаться в руках государства, иначе это приведет к резкому снижению качества медицинской помощи Неверно указано, что «Первичное звено должно преимущественно заниматься профилактикой заболеваний», а кто будет заниматься больными, число которых в РФ ежегодно растет?


Slide 15

Повторы Например, в подпрограмме №1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни»: в качестве цели указано: снижение потребления табака в качестве задачи: уменьшение распространенности потребления табака в качестве мероприятия 1.2.: профилактика развития зависимостей, включая потребление табака в качестве целевого индикатора: снижение распространенности потребления табака среди населения без привязки к какому-либо значению этого показателя к 2020 г.


Slide 16

Употребление непринятых, малопонятных терминов и банальных выражений «Средняя продолжительность жизни» должно быть: «Ожидаемая продолжительность жизни (оба пола)» «Сосудистые заболевания»: принято называть эти заболевания «болезнями системы кровообращения», в составе которых есть цереброваскулярные болезни «Максимально комфортные условия для повышения рождаемости»: что имелось ввиду? «Реинжиниринг процессов контроля качества медицинской помощи» ? ? «Образовательно-кадровый-производственный континиум» ? ? «Общая характеристика сферы реализации программы…» ? ?


Slide 17

Глупости Ужасающе непрофессионально звучит фраза: «Понятие здравоохранение все дальше уходит от рамок, задаваемых понятиями медицина, терапия и диагностика». Это неверно. В ближайшее десятилетие в РФ в условиях: старения населения (на 4% увеличится число граждан старше трудоспособного возраста), постоянного роста заболеваемости (с 1990 по 2010 г. она возросла на 50% в расчете на 100 тыс. населения), последствий воздействия факторов риска на здоровье населения (курение, алкоголизм, высокое артериальное давление и др.), которое будет продолжаться не менее 10 лет необходимо думать прежде всего о том, как оказать медицинскую помощь заболевшим!!!


Slide 18

Глупости «Существует еще одна достаточно острая проблема, напрямую связанная с оплатой труда медицинского персонала ? это большой штат руководителей в здравоохранении, так как от их количества зависит уровень оплаты рядовых сотрудников» (!) «Содействие повышению качества оказания медицинской помощи и поднятие престижа профессии «Врач» – наивысшие цели, которых добиваются ежегодным проведением конкурсов среди молодых врачей…. (!) и т.д. и т.п.


Slide 19

Заключение Данная версия программы не соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Программа должна быть заново переписана другими исполнителями, имеющими профессиональные знания и опыт написания такого рода программ Считаю, что Программа в данной редакции не может быть принята, как государственная программа развития здравоохранения РФ ни при каких условиях


Slide 20

Как должно было быть, если бы разработчики Программы читали статьи В.В. Путина «Сбережение народа»: увеличение численности населения до 154 млн. человек к 2050 г. Акцент на удовлетворенности пациентов Конкурентная заработная плата медицинских работников: увеличение в 2 раза по сравнению со средней в экономике к 2018 г. Развитие непрерывного медицинского образования с участием профессиональных медицинских обществ Повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов в 2 раза Увеличение доступности первичной медико-санитарной помощи Увеличение доступности бесплатных лекарств Профилактика и формирование здорового образа жизни


Slide 21

Как должно было быть, если бы разработчики Программы читали статьи В.В. Путина Здравоохранение касается всех и каждого независимо от политической принадлежности – новая программа потребует консолидации усилий, публичного согласования и консенсуса в обществе Ответственность и отчетность руководителей исполнительной власти за результат Ликвидация коррупции Говорить правду людям – нельзя искажать информацию Привлечение профессионалов к управлению Доказанная эффективность решений, тестирование, публичное обсуждение, международный и отечественный опыт Расширение роли саморегулируемых организаций и общественных объединений Усиление централизации в здравоохранении


Slide 22

ИТОГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2005-2011 гг. 2005-2008 – ПНП «Здоровье» – снижение общего коэффициента смертности (ОКС) на 9%, рост финансирования в реальных ценах на 10% ежегодно 2008-2010 – снижение ОКС на 3%, рост финансирования в реальных ценах – 0% 2010-2011 – снижение ОКС на 5%, рост финансирования в реальных ценах – 12% (за счет увеличения тарифов страховых взносов в ОМС на 2%) 2008-2020 – цена «неснижения» ОКС до 11,0 к 2020 г. – 2,5 млн. жизней наших граждан


Slide 23

ИТОГИ 2005-2011 гг. Главный вывод: увеличение финансирования и контроль со стороны руководителей страны ведут к улучшению демографических показателей


Slide 24

ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ К 2020 г. Демографические и в состоянии здоровья населения ежегодное сокращение на 1 млн числа граждан трудоспособного возраста; старение населения: доля населения старше трудоспособного возраста увеличиться на 5%; сокращение рождаемости из-за снижения на 15% к 2020 г. числа женщин детородного возраста; неудовлетворительные показатели здоровья детей: около 40% детей родились больными или заболели в период новорожденности в течение последних 15 лет; рост заболеваемости населения: в 2010 г. число острых и хронических заболеваний в 1,5 раза больше, чем в 1990 г.; доля курящего населения и потребление алкоголя на душу населения в год в РФ почти в 2 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР.


Slide 25

Численность граждан трудоспособного возраста Численность трудоспособного населения РФ с 2009 г. сокращается на 1 млн ежегодно. Всего с 2011 г. по 2020 г. она сократится на 9 млн по всем прогнозам Росстата.


Slide 26

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ в здравоохранении: приоритеты Здоровье граждан трудоспособного возраста Здоровье женщин репродуктивного возраста и детей, пропаганда рождаемости Здоровый образ жизни Медико-социальная помощь для граждан старшей возрастной группы и инвалидов Повышение эффективности управления, ответственности и отчетности управленцев за результат


Slide 27

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ в здравоохранении: задачи Увеличить ежегодно на 780 млрд руб. финансирование (220 млрд руб. уже есть с 2011 г.) Повысить в 1,5 раза тарифы на бесплатную медицинскую помощь Увеличить в 3 раза лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях Повысить квалификацию медицинских работников Увеличить в 2-3 раза объемы высокотехнологичной медицинской помощи Развивать школьную медицину и производственную медицину Обеспечить поддержание материально-технической базы здравоохранения и информатизацию


Slide 28

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ разделение министерства здравоохранения и министерства социального развития создание команды высокоэффективных управленцев подписать кодекс чести написание детальной программы здравоохранения до 2015 г. с целями, задачами, мероприятиями и индикаторами по улучшению здоровья населения совершенствование существующей законодательной базы активная гражданская позиция общества


Slide 29

ЧТО МЫ ОЖИДАЕМ, ЕСЛИ ЭТИ ЗАДАЧИ БУДУТ РЕШЕНЫ увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан на 3 года – главное условие для продления пенсионного возраста поддержание роста ВВП до 6% ежегодно (для 25 млн новых рабочих мест) стабилизация в обществе


Slide 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! [email protected]


×

HTML:





Ссылка: