Тренинг для воспитателей дошкольных отделений "Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями". «Этика педагогического общения»


The Presentation inside:

Slide 0

Тренинг для воспитателей дошкольных отделений "Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями". «Этика педагогического общения» Работа с неблагополучными семьями “Дети – это наше будущее! Оно должно быть хорошим вооружением для борьбы за наши идеалы”. Н.К.Крупская   "Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери" В.А.Сухомлинский Подготовила: воспитатель: Гламаздина С.В.


Slide 1

Граждане РФ – записано в статье Конституции – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности. Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность – все это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника


Slide 2

Причины неблагополучия: Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.   Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).   Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.   Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.  


Slide 3

Общие критерии неблагополучия семьи: 1.Асоциальное поведение  2.Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.) 3.Насилие в семье.


Slide 4

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.


Slide 5

Факторы неблагополучной семьи медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития; социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители; социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки; факторы социального риска : как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение); психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей; педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.


Slide 6

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов школы по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.


Slide 7

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение. Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».


Slide 8

Методы работы с неблагополучными семьями:   Недостаточная информированность родителей о методах воспитании Наблюдение и консультации воспитателя,учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.


Slide 9

Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:   презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье); индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества); систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);  доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;  уважение норм и ценностей семьи;  ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов школы.


Slide 10

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:   1.воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;   2.содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;   3.довольно часто воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей.


Slide 11

В деятельности школы определяются следующие этапы в работе с семьей: Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство). Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей). Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса). Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).


Slide 12

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие: Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус). Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье). Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена). Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие). Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь). Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско- родительских взаимоотношений, отношения между супругами).


Slide 13

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей. 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; 3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7-й этап: составление карты семьи.


Slide 14

Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей. 7-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.); 8-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей; 10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.


Slide 15

Рекомендуемые методики диагностики семьи:   наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» изучение продуктов детской деятельности


Slide 16

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: Здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную.


Slide 17

При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:   наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам; Размещение игрушек, их состояние; что побуждает родителей покупать игрушки; любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители; решают ли родители педагогические задачи с помощью игры; когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).


Slide 18

При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:   Есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность; Как дети выполняют эти обязанности; Какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся; Установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей; Учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми; Интерес ребенка к отдельным видам труда.


Slide 19

“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение” (А.С.Макаренко).


Slide 20

Спасибо за внимание


×

HTML:





Ссылка: