Филологическое образование в контексте реализации требованийФГОС ООО 2010 года


The Presentation inside:

Slide 0

Филологическое образование в контексте реализации требований ФГОС ООО 2010 года Дощинский Роман Анатольевич, к.п.н., доцент КФО МИОО


Slide 1

ФГОС – результат деятельности Российской академии образования Президент РАО Н.Д. Никандров Вице-президент РАН В.В. Козлов Вице-президент РАО А.А. Кузнецов Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков Академик РАО М.В. Рыжаков В.Р. Кучма, РАМН Академик РАО В.Д. Шадриков


Slide 2

http://standart.edu.ru


Slide 3

Разработчики проекта Российская академия образования Российская академия наук Российская академия медицинских наук МГУ РАПКРО Институт развития образования Татарстана ФИРО ВШЭ


Slide 4

Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения Российская академия образования Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край


Slide 5

Ход преобразований 2011 год – все школы страны перешли на ФГОС НОО. Следовательно, 2015 год – все школы страны перейдут на ФГОС ООО. 2008 год – формирование в системе столичного образования пилотных школ по экспериментальному введению ФГОС НОО. Следовательно, 2012 год – формирование в системе столичного образования пилотных школ по экспериментальному введению ФГОС ООО («по мере готовности» ОУ).


Slide 6

Выводы: Изменения сознания учителя не только полезны и необходимы, но и неизбежны и уже необратимы. С этого учебного года изменения будут реальны в 5-ых классах 253 школ г. Москвы, но в скором времени они коснутся всей массовой школы. 7


Slide 7

Критерии готовности ОУ: Управленческие решения - Координационный совет при ДОгМ - Региональный центр по введению стандартов - городская конференция - инструктивно-методическое письмо 8


Slide 8

Критерии готовности ОУ: Оборудование 9


Slide 9

Критерии готовности ОУ: Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров СВАО – 36 пилотных ОУ Сентябрь – ноябрь – 72 часа Кафедра филологического образования МИОО: www.filobraz.ru 10


Slide 10

Стандарт второго поколения – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность


Slide 11

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»). Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.


Slide 12

Т к структуре основных образовательных программ Т к результатам освоения основных образовательных программ Т к условиям реализации основных образовательных программ Тп + Ту + Тр – новая формула стандартов


Slide 13

Закон «Об образовании» Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ образовательных программ и учебных планов; 23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.


Slide 14

Иерархия программ: основная образовательная программа школы (не путать с программой развития школы!) примерная (типовая) программа предмета (по ФГОС, обязательная часть) примерная (типовая) авторская программа (согласно выбранному УМК, возможность расширения) рабочая программа учителя (симбиоз).


Slide 15

Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом Где, когда и кем утверждена РП Наименование учебного предмета (курса) Указание на принадлежность РП к ступени, уровню общего образования Срок реализации данной программы Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РП Авторы РП (составители) Титульный лист рабочей программы (вариант)


Slide 16

Содержание пояснительной записки место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ)


Slide 17

Календарно-тематическое планирование Тема изучения. Количество уроков. Соответствие Стандарту и расширяемое содержание. Образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные; «ученики достигнут», «ученики получат возможность достигнуть», «индивидуальные результаты достижения» (для учащихся с особыми образовательными потребностями). Характеристика видов деятельности с указанием обязательных проектных продуктов. Учебные средства, включая ИКТ. Используемые КИМы как инструменты, диагностирующие достижение образовательных результатов.


Slide 18

Требования к условиям реализации ООП Информационно- методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансовое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Кадровое обеспечение


Slide 19

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям дотижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие: формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование


Slide 20

Материально-техническое и информационное оснащение должно обеспечивать возможность: Осуществлять образовательную деятельность создание и использование информации получение информации Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений проведение экспериментов, наблюдений проектирование и конструирование обработка материалов и информации создание материальных объектов художественное творчество размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ


Slide 21

личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Ориентация на результаты:


Slide 22

Компетентностный подход предполагает достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания, умения и навыки Системно-деятельностная парадигма требует формирования образовательных ситуаций продуктивной, социально значимой деятельности


Slide 23

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2007. Философской основой такой модели образования выступает идея социализации человека посредством учебной деятельности, обеспечивающей создание им образовательных продуктов, адекватных познаваемым сферам внешнего мира. Осознавая созданные знания и применяя усвоенные способы познания, ученик фиксирует знания в виде личного образовательного продукта, который может быть использован для последующего познания мира [С. 244].


Slide 24

Универсальные учебные действия (УУД)


Slide 25

Нормативное закрепление понятия «внеурочная деятельность» 18 часов = 36 часов


Slide 26

Виды внеурочной деятельности


Slide 27


Slide 28

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.


Slide 29

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов Предмет оценки Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования Итоговая оценка Накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности Оценка за стандартизированные работы Динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования


Slide 30


Slide 31

Проблемы: Несовременное качество российского образования Пятая часть российских школьников устойчиво демонстрируют результаты грамотности чтения ниже порогового уровня Доля «продвинутых» школьников в России ниже, чем в среднем по странам ОЭСР и значительно ниже, чем в лидирующих странах Процент учащихся, не достигших второго уровня исследования грамотности чтения PISA Процент учащихся, получивших наивысший балл по всем трем компетенциям, PISA


Slide 32

Стандарты второго поколения обеспечивают переход от «догоняющей» к «опережающей» модели модернизации образования как основного локомотива формирования национальной инновационной системы


×

HTML:





Ссылка: