Slide 0
Урок русского языка в 8 классе
Понятие об осложненном предложении.
Однородные члены предложения.
Учитель Буренкова Л.М.
МОУ «Средняя школа №5»
г. Саранск
1
Slide 1
Понятие об осложнённом предложении. Однородные члены предложения.
Девятое января
Классная работа
2
Slide 2
Цели урока:
Понять, что такое осложнённое предложение.
Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение.
Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения.
Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».
3
06.01.2017
Slide 3
Орфоэпическая разминка.
Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклЮш.
4
06.01.2017
Slide 4
Проверьте!!!
ОптОвый, общО, тОрты, каталОг, свЁкла, договОр, водопровОд, цепОчка, хАос, щавЕль, цемЕнт, танцОвщица, фенОмен, форзАц, фарфОр, придАное, ломОть, баловАть, бАрмен, дремОта, жалюзИ, кедрОвый, квартАл, закУпорить, звонИть, красИвее, крапИва, коклЮш.
5
06.01.2017
Slide 5
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
НАЗЫВНЫЕ
ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ
БЕЗЛИЧНЫЕ
Зима!
Приходи ко мне в гости!
К вам пришли.
За окном холодно.
Мне не спится.
На улице темнело.
6
Slide 6
ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание.
ПРОСТОЕ
СЛОЖНОЕ
Содержит одну грамматическую основу
Содержит две и более грамматических основы
ПРИМЕР:
ПРИМЕР:
Зал украшали красные шары.
Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля.
НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ
ОСЛОЖНЁННОЕ
ПРИМЕР:
Здание украшали красные , зелёные и оранжевые шары.
7
06.01.2017
Slide 7
Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено:
ОДНОРОДНЫМИ
ЧЛЕНАМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ
ОБСТОЯТЕЛЬСТ-
ВАМИ
ПОВТОРЯЮ-
ЩИМИСЯ
СЛОВАМИ
ВВОДНЫМИ
СЛОВАМИ,
СЛОВОСОЧЕТА-
НИЯМИ,
ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕН-
НЫМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
ОБРАЩЕНИЯМИ
ОБОСОБЛЕННЫМИ
ДОПОЛЕНИЯМИ
ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ
МЕЖДОМЕТИЕМ
8
Slide 8
Упражнение 222
1.Пусть сосны и ели всю зиму торчат,
В снега и метели закутавшись спят.
3. Как сладко дремлет сад тёмно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!
9
Slide 9
10
Slide 10
В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)
11
Slide 11
Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
12
Slide 12
Домашнее задание:
Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленным на уроке опорным конспектом и материалом §39.
Упражнение №223
13
06.01.2017