Психолого-педагогические особенности работы современного учителя при реализации ФГОС нового поколения


The Presentation inside:

Slide 0

Психолого-педагогические особенности работы современного учителя при реализации ФГОС нового поколения к.п.н., доцент Т.Ю. Медведева


Slide 1

«Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, надо изменить общество». Э. Фромм Современное образование становится самым активным участником процесса социально-экономического развития общества, а центральной фигурой этого процесса является учитель. В связи с этим необходим новый подход к системе повышения квалификации. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.


Slide 2

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы учреждениями и включает в себя 3 группы требований -требования к структуре образовательной программы - требования к результатам освоения основной образовательной программы - требования к условиям реализации основной образовательной программы


Slide 3

Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; Базисный учебный план образовательного учреждения; Программа формирования универсальных учебных действий; Программа отдельных учебных предметов, курсов; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.


Slide 4


Slide 5


Slide 6

С введением ФГОС должно измениться в первую очередь отношение всех участников образовательной деятельности к подходам и идеологии ее организации, и ключевая роль в этом принадлежит учителю. ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, а вариативную деятельность учащегося, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.


Slide 7


Slide 8

Разрешение данных противоречий зачастую проходит в форме конфликтов (межличностных, внутриличностных). Введение нового в организации сопровождается конфликтами (в конфликтологии «инновационный конфликт»).


Slide 9

Педагогический труд входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее характеристике как стрессоустойчивость.


Slide 10

• Фактическое отсутствие «права на ошибку» • Неудовлетворенность профессиональным статусом • Страх потерять работу • Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег • Отсутствие условий для Самовыражения и самореализации • Недостаток положительного стимулирования труда Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования:


Slide 11

Дистресс – перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до проблем со здоровьем. Стресс и дистресс в нашей жизни Стресс - неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. От стресса до дистресса: 1.Тревога 2. Сопротивление 3. Истощение


Slide 12

Преодоление факторов стресса Личные факторы Хорошо организовать свою работу Правильно распределить рабочее время ( тогда вы избавитесь от страха не успеть, не закончить) Реально оценивать уровень социальной компетенции педагога (привлекать психологов для решения конфликтных ситуаций) Профессиональные факторы Формирование здорового климата в коллективе Повышение конкурентно способности педагога Отсутствие моббинга (психологического давления со стороны руководящих работников) Обучение приемам мотивации студентов к усвоению материала


Slide 13

«Именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения.» Рубцов В.В. Комфортные условия работы для педагога Иметь оптимальную для себя нагрузку Грамотное комплектование групп


Slide 14

Для понимания сущности конфликта и определения подходов к его разрешению необходимо провести подробный анализ сложившихся представлений конфликтной ситуации: Этап 1. Определение проблемы конфликта. Этап 2. Определение оппонентов, вовлеченных в конфликт. Этап 3. Определение подлинных интересов оппонентов. «Карта конфликта», разработанная Х. Корнелиусом и Ш. Фэйром


Slide 15

уверенность в себе как в учителе; отсутствие страха в процессе деятельности; умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль); отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешанности; наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения); удовлетворенность деятельностью; нормальная утомляемость. Показатели психологической устойчивости к проблемам в профессиональной деятельности педагога (Столярова С.С.)


Slide 16

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.


Slide 17

«Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определенной мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» – такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение». Воробьева О.А. Согласно концепции среды как места человеческого существования К. Норберта-Шульца, обучающийся не просто проникает в окружающий мир, но постигает разные миры, являющиеся отражением настоящего и прошлого человеческого опыта аккумулированного в данном конкретном учебном заведении. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Исторически, психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывают у человека определённые ассоциации и оказывает опосредованное влияние на поведение человека.


Slide 18

Для комфортного существования человека необходимо удовлетворение личностных потребностей. А. Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека: 1. Физиологические потребности, связанные с удовлетворением нужды в пище, одежде, других материальных ценностях, без которых невозможна нормальная жизнь. 2. Потребности в безопасности, в защите от угроз всему тому, что ставит под удар жизнь и здоровье, экономическую обеспеченность, уверенность в своем будущем и будущем членов семьи, близких и т.п., которые становятся доминирующими в условиях социальной дезорганизации. 3. Потребности в привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях. 4. Потребности в самоуважении (уверенности в себе, компетентности, мастерства, достижений, независимости и свободы) и оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственная оценка). 5. Потребности в реализации потенциала личности, в самоактуализации, "желании стать тем, кем ты можешь стать".


Slide 19

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.


Slide 20

Основные направления деятельности школьной психологической службы: Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества; Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса и должна обеспечивать сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.


Slide 21

профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений учащегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, умения направлять обсуждение на анализ и поиск новых, нетривиальных решений, умения прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, умения связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, умения планировать свою деятельность и учить планированию ученика, умения находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках. Условиями эффективности работы учителя являются:


Slide 22

ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;


Slide 23

Каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии


Slide 24

Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).


Slide 25

Педагогические технологии Информационно-коммуникационные технологии Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Проблемно-диалогическая технология Технология, основанная на реализации проектной деятельности


Slide 26

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета. Из материалов Мирового банка (цит. по: Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997. С. 8).


Slide 27

Что мы понимаем под проектами? Признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности: направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом, в определенной степени неповторимость и уникальность.


Slide 28

Классификация проектов по видам конечного результата изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.), мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования), решения проблем: результат – решённая проблема, исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.


Slide 29

Этапы проектной деятельности Подготовка. Планирование. Реализация. Выводы. Презентация.


Slide 30

Для чего нужны проекты? Это способ формирования универсальных учебных действий: организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных. Кроме того, работа над проектами позволяет: обрести учениками ощущение успешности, независящее от успеваемости, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.


Slide 31

Основной целью российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия учащегося. Достижение данной цели и решение задач возможно при условии наличия соответствующих качеств и культуры мышления у педагога. Непрерывное образование учителя становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.


Slide 32

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: