Урок развития речи в 9 классе


The Presentation inside:

Slide 0

Изложение с элементами сочинения по тексту "Лунная соната" Урок развития речи в 9 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»


Slide 1

закрепить умения по определению стиля речи, темы и главной мысли текста; обогатить речь учащихся; формировать навыки написания изложения с элементами сочинения; воспитывать эстетический вкус, любовь к музыке. Цели урока:


Slide 2

Соната (итал. sonata) -инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырех или трех различных по темпу и характеру частей. Классический стиль сонаты сложился в конце XVIII в. в творчестве И. Гайдна и В. Моцарта. Большой вклад в развитие сонаты в Западной Европе внесли Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Э. Григ. В русской музыке — А. Скрябин, Н. Метнер. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Словарная работа


Slide 3

Творчество Л. Бетховена — одна из вершин в истории мирового искусства в развитии жанра сонаты. Людвиг ван Бетховен (1770—1827) — немецкий композитор, пианист и дирижер. Он является автором 32 сонат для фортепьяно, 10 сонат для скрипки и фортепьяно, 5— для виолончели и фортепьяно. Широкую популярность получили «Лунная соната» (1801), «Крейцерова соната» (1803), «Аппассионата» (1804)и др. Ни прогрессировавшая с 27-летнего возраста глухота, ни жизненные испытания (к концу Л. Бетховен испытывал тяжелую материальную нужду и одиночество) не сломили его могучей творческой силы.


Slide 4


Slide 5

Языковой анализ текста и работа над содержанием О чем говорится в рассказе? Расскажите, что произошло с Бетховеном во время ночной прогулки. Как он слушал доносившуюся музыку? Как по-другому можно сказать об этом? Назовите синонимы к слову восхищение. Почему автор выбрал из синонимического ряда слово восхищение?


Slide 6

Восхищение — высшая степень удовлетворенности, удовольствия от чего-л.; восторг. Восторг— сильный подъем радостных чувств; восхищение. Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза. Экстаз — высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление.


Slide 7

Почему автор использовал глагол возразил, а не противоречил, перечил, прекословил? (Возразить — выразить несогласие с кем-, чем-л. Противоречить — возражать, не соглашаясь с кем-л. Перечить (разг.) — говорить, поступать наперекор кому-, чему-л.; возражать. Прекословить — противоречить, возражать.) Как можно озаглавить эту часть текста?


Slide 8

Что можно сказать о разговоре ночных посетителей с хозяевами дома? (2-я часть текста.) Как можно озаглавить эту часть? Перескажите подробно 3-ю часть текста: игра Бетховена на рояле (манера игры Бетховена, его поза, отношение к игре хозяев дома, лунный свет). Как можно озаглавить 3-ю часть? Расскажите подробно о решении Бетховена написать сонату и посвятить ее лунному свету (4-я часть). С помощью каких слов автор изображает Бетховена? Что говорится о луне и звездах? Подберите синонимы к словам благородный и величавый и докажите, что данные слова являются наиболее точными для описания Бетховена.


Slide 9

Величавый — величественный, царственный. Благородный — великодушный, рыцарский и рыцарственный. Как можно озаглавить 4-ю часть текста? Как можно озаглавить 5-ю часть? Как взаимосвязаны между собой части текста?


Slide 10

Какова тема? Озаглавьте текст. Какова главная мысль текста? Определите стиль и тип речи (повествование с элементами описания и рассуждения)


Slide 11

Композиция рассказа Экспозиция — Бонн. Лунный вечер. Завязка — звуки музыки, доносящиеся из дома Развитие действия — желание зайти и сыграть на рояле, вдохновенная игра Бетховена в доме бедного сапожника. Кульминация — решение написать сонату и посвятить ее лунному свету. Развязка — написана «Лунная соната».


Slide 12

Словарная работа Сдержанное (рыдание), извините, протестовать, когда-нибудь. Глаголы, обозначающие процесс речи: сказал, услышал, возразил, повторил, спросил, проговорил, ответил, слышал, протестовал; слушать, затаив дыхание, крик восторга вырвался


Slide 13

План изложения с элементами сочинения: I. Бетховен—крупнейший композитор, создатель великолепных сонат. II. 1. Звуки музыки, доносящиеся из дома. 2.Разговор между хозяевами дома и ночными посетителями. 3.Вдохновенная игра Бетховена на рояле. 4.Решение Бетховена написать «Лунную сонату». 5.Создание сонаты. III. Мои мысли, чувства при звуках сонаты (или музыки) Бетховена.


Slide 14

Домашнее задание: 1. Дописать изложение с элементами сочинения. 2. Повторить структуру сложного предложения, второстепенные члены предложения, сочинительные и подчинительные союзы.


Slide 15

Источники: http://www.rossika.biz/marks.php?year=1970&seriya=1631 http://s49.radikal.ru/i126/0906/1d/00e3ec52280b.jpg http://www.zaycev.net/download.php Миллер Ц. Г., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием.— М.., 1982.—С. 80—81. А.А.Семенюк. Уроки углублённого изучения русского языка 9 класс. М. «Просвещение» 1994 В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова Обучение русскому языку в 9 классе. М. «Просвещение» 1991


×

HTML:





Ссылка: