Tarkvara kvaliteet ja standardid


The Presentation inside:

Slide 0

Tarkvara kvaliteet ja standardid L.Joonas, 2012


Slide 1

Разработка требований к программному обеспечению


Slide 2

Требования к программному обеспечению Описание функциональных возможностей и ограничений, накладываемых на программную систему, называется требованиями к этой системе, а сам процесс формирования, анализа, документирования и проверки этих функциональных возможностей и ограничений - разработкой требований (requirements engineering).


Slide 3

Требования разных уровней Пользовательские требования - описание на естественном языке (плюс поясняющие диаграммы) функций, выполняемых системой, и ограничений, накладываемых на неё.


Slide 4

Требования разных уровней (2) Системные требования - детализированное описание системных функций и ограничений, которое иногда называют функциональной спецификацией. Она служит основой для заключения контракта между покупателем системы и разработчиками ПО.


Slide 5

Требования разных уровней (3) Проектная системная спецификация - обобщённое описание структуры программной системы, которое будет основой для детализованного проектирования системы и её последующей реализации. Эта спецификация дополняет и детализирует спецификацию системных требований.


Slide 6

Функциональные и нефункциональные требования


Slide 7

Функциональные требования Это перечень сервисов, которые должна выполнять система, причём должно быть указано, как система реагирует на те или иные входные данные, как она ведёт себя в определённых ситуациях и т.д. В некоторых случаях указывается, что система не должна делать.


Slide 8

Нефункциональные требования Описывают характеристики системы и её окружения, а не поведение системы. Здесь также может быть приведён перечень ограничений, накладываемых на действия и функции, выполняемые системой. Они включают временные ограничения, ограничения на процесс разработки системы, стандарты и т.д.


Slide 9

Требования предметной области Характеризуют ту предметную область, где будет эксплуатироваться система. Эти требования могут быть функциональными и не функциональными.


Slide 10

Нефункциональные требования Нефункциональные требования не связаны непосредственно с функциями, выполняемыми системой. Они связаны с такими интеграционными свойствами системы, как надёжность, время ответа или размер системы. Кроме того, нефункциональные требования могут определять ограничения на систему, например на пропускную способность устройств ввода-вывода, или форматы данных, используемых в системном интерфейсе.


Slide 11

Нефункциональные требования (2) Нефункциональные требования отображают пользовательские требования: они основываются на бюджетных ограничениях, учитывают организационные возможности компании-разработчика, возможность взаимодействия разрабатываемой системы с другими программными и вычислительными системами, а также такие внешние факторы, как правила техники безопасности, законодательство о защите интеллектуальной собственности и т.п.


Slide 12

Требования к продукту Описывают эксплуатационные свойства программного продукта. Это требования к производительности системы, объёму необходимой памяти, надёжности (определяет частоту возможных сбоев в системе), переносимости системы на разные компьютерные платформы и удобству эксплуатации.


Slide 13

Организационные требования Отображают политику и организационные процедуры заказчика и разработчика ПО. Включают стандарты разработки программного продукта, требования к реализации ПО (т.е. к языку программирования и методам проектирования), выходные требования, которые определяют сроки изготовления программного продукта, и сопутствующую документацию.


Slide 14

Внешние требования Учитывают факторы, внешние по отношению к разрабатываемой системе и процессу её разработки. Это требования, определяющие взаимодействие данной системы с другими системами, юридические требования, следование которым гарантирует, что система будет разрабатываться и функционировать в рамках существующего законодательства, а также этические требования.


Slide 15

Определение цели Система должна быть простой в эксплуатации для опытного оператора и сводить количество его ошибок к минимуму.


Slide 16

Проверяемое нефункциональное требование Опытному оператору должны быть доступны все системные функции после двух часов обучения работе с данной системой. После такого обучения среднее число ошибок оператора не должно превышать двух за рабочий день.


Slide 17

Показатели для нефункциональных системных требований


Slide 18

Требования предметной области Эти требования отображают условия, в которых будет эксплуатироваться программная система. Они могут быть представлены в виде новых функциональных требований или в виде ограничений на уже сформулированные функциональные требования или в виде указаний, как система должна выполнять вычисления. Невыполнение требований предметной области может привести к выходу системы из строя.


Slide 19

Пользовательские требования Пользовательские требования к системе должны описывать функциональные и нефункциональные системные требования так, чтобы они были понятны даже пользователю, не имеющему специальных технических знаний. Эти требования должны определять только внешнее поведение системы, избегая по возможности определения структурных характеристик системы. Пользовательские требования должны быть написаны естественным языком с использованием простых таблиц, а также наглядных и понятных диаграмм.


Slide 20

Пользовательские требования. Проблемы Отсутствие чёткости изложения. Иногда нелегко изложить какую-либо мысль естественным языком чётко и недвусмысленно, не сделав при этом текст многословным и трудно читаемым. Смешение требований. В пользовательских требованиях отсутствует чёткое разделение на функциональные требования, на системные цели и проектную информацию. Объединение требований. Несколько различных требований к системе могут описываться как единое пользовательское требование.


Slide 21

Системные требования Системные требования - это более детализированное описание пользовательских требований. Они обычно служат основой для заключения контракта на разработку программной системы и поэтому должны представлять максимально полную спецификацию системы в целом. Системные требования также используются в качестве отправной точки на этапе проектирования системы. Спецификация требований может строиться на основе различных системных моделей, таких, как объектная модель или модель потоков данных.


Slide 22

Методы описания требований


Slide 23

Структурированный язык спецификаций Это сокращённая форма естественного языка, предназначенная для написания спецификаций. Такой подход сохраняет выразительность и понятность естественного языка и вместе с тем формализует описание требований.


Slide 24

Стандартные формы для специфицирования функциональных требований 1. Описание функции или объекта. 2. Описание входных данных и их источники. 3. Описание выходных данных с указанием пункта их назначения. 4. Указание, что необходимо для выполнения функции. 5. Если это спецификация функции, необходимо описание предварительных условий (предусловий), которые должны выполняться перед вызовом функции, и описание заключительного условия (постусловия), которое должно быть выполнено после завершения выполнения функции. 6. Описание побочных эффектов (если они есть).


Slide 25

Создание спецификаций с помощью PDL PDL - program description language. Рекомендуется использовать PDL в следующих ситуациях: - Если описываемая ситуация состоит из последовательности простых действий и важен порядок их выполнения. Описывать такие последовательности действий на естественном языке порой затруднительно, поскольку их выполнение может сопровождаться вложенными условиями или они могут повторяться циклически. - Если необходимо специфицировать аппаратные или программные интерфейсы, так как практически во всех спецификациях системных требований приходиться описывать интерфейсы.


Slide 26

Документирование системных требований Документ, содержащий требования, также называемый спецификацией системных требований, - это официальное предписание для разработчиков программной системы. Системную спецификацию читает множество людей, начиная от высшего руководства компании - заказчика системы и заканчивая рядовым разработчиком системы


Slide 27

Кто читает документацию Заказчики системы. Определяют требования, проверяют специфицированные требования на соответствие требованиям заказываемой системы. Они могут вносить изменения в спецификацию. Руководство компании-разработчика. Использую спецификацию для расчёта цены системы и для планирования процесса разработки системы. Разработчики системы. Используют спецификацию в процессе разработки системы. Инженеры, тестирующие систему. Используют спецификацию при разработке тестов, необходимых для аттестации системы. Инженеры поддержки системы. Спецификация помогает разобраться в системе и понять, как взаимодействуют её отдельные компоненты.


Slide 28

Структура спецификации требований


Slide 29

Структура спецификации требований (2)


Slide 30

Структура спецификации требований (3)


Slide 31

Разработка требований Разработка требований - это процесс, включающий мероприятия, необходимые для создания и утверждения документа, содержащего спецификацию системных требований. Различают четыре основных этапа процесса разработки требований: анализ технической осуществимости создания системы, формирование и анализ требований, специфицирование требований и создание соответствующей документации, а также аттестация этих требований.


Slide 32

Анализ осуществимости Отвечает ли система общим и бизнес-целям организации-заказчика и организации-разработчика? Можно ли реализовать систему, используя существующие на данный момент технологии и не выходя за пределы заданной стоимости? Можно ли объединить систему с другими системами, которые уже эксплуатируются?


Slide 33

Формирование и анализ требований Анализ предметной области. Аналитики должны изучить предметную область, где будет эксплуатироваться система. Сбор требований. Это процесс взаимодействия с лицами, формирующими требования. Во время этого процесса продолжается анализ предметной области. Классификация требований. На этом этапе бесформенный набор требований преобразуется в логически связанные группы требований.


Slide 34

Формирование и анализ требований (2) Разрешение противоречий. Без сомнения, требования многочисленных лиц, занятых в процессе формирования требований, будут противоречивыми. На этом этапе определяются и разрешаются противоречия такого рода. Назначение приоритетов. В любом наборе требований одни из них будут более важны, чем другие. На этом этапе совместно с лицами, формирующими требования, определяются наиболее важные требования. Проверка требований. На этом этапе определяется их полнота, последовательность и непротиворечивость.


Slide 35

Аттестация требований Аттестация должна продемонстрировать, что требования действительно определяют ту систему, которую хочет иметь заказчик. Проверка требований важна, так как ошибка в спецификации требований могут привести к переделке системы и большим затратам, если будут обнаружены во время процесса разработки системы или после введения её в эксплуатацию. Стоимость внесения в систему изменений, необходимых для устранения ошибок в требованиях, намного выше, чем исправление ошибок проектирования или кодирования. Причина в том, что изменение требований обычно влечёт за собой значительные изменения в системе, после внесения которых она должна пройти повторное тестирование.


Slide 36

Типы проверок документации требований Проверка правильности требований. Пользователь может считать, что система необходима для выполнения некоторых определённых функций. Однако дальнейшие размышления и анализ могут привести к необходимости введения дополнительных или новых функций. Системы, предназначены для разных пользователей с различными потребностями, и поэтому набор требований будет представлять собой некоторый компромисс между требованиями пользователей системы. Проверка на непротиворечивость. Спецификация требований не должна содержать противоречий. Это означает, что в требованиях не должно быть противоречащих друг другу ограничений и различных описаний одной и той же системной функции. Проверка на полноту. Спецификация требований должна содержать требования, которые определяют все системные функции и ограничения, налагаемые на систему. Проверка на выполнимость. На основе знания существующих технологий требования должны быть проверены на возможность их реального выполнения. Здесь также проверяются возможности финансирования и график разработки системы.


Slide 37

Методы аттестации требований Обзор требований. Требования системно анализируются рецензентами. Прототипирование. На этом этапе прототип системы демонстрируется конечным пользователям и заказчику. Они могут экспериментировать с этим прототипом, чтобы убедиться, что он отвечает их потребностям. Генерация тестовых сценариев. В идеале требования должны быть такими, чтобы их реализацию можно было протестировать. Если тесты для требований разрабатываются как часть процесса аттестации, то часто это позволяет обнаружить проблемы в спецификации. Если такие тесты сложно или невозможно разработать, то обычно это означает, что требования трудно выполнить и поэтому необходимо их пересмотреть. < анализ> Если требования представлены в виде структурных или формальных системных моделей, можно использовать инструментальные CASE-средства для проверки непротиворечивости моделей. Для автоматизированной проверки непротиворечивости необходимо построить базу данных требований и затем проверить все требования в базе данных.


Slide 38

Управление требованиями Управление требованиями - это процесс управления изменениями системных требований. Процесс управления требованиями выполняется совместно с другими процессами разработки требований. Начало этого процесса планируется на то же время, когда начинается процесс первоначального формирования требований, непосредственно процесс управления требованиями должен начаться сразу после того, как черновая версия спецификации требований будет готова. С точки зрения разработки требования можно разделить на два класса. Постоянные требования. Это относительно стабильные требования, которые исходят из основной деятельности организации и касаются непосредственно предметной области, где будет эксплуатироваться система. Изменяемые требования. Эти требования отображают изменения, сделанные во время разработки системы или после ввода её в эксплуатацию.


Slide 39

Классификация изменяемых требований


Slide 40

Процесс управления изменениями Анализ проблем изменения спецификации. Процесс начинается с определения проблем в требованиях или с прямого предложения внесения изменений. На этой стадии проблема или предложенные изменения анализируются для проверки их обоснованности. Затем могут быть сделаны более определённые предложения относительно изменений в требованиях. Анализ осуществимости и расчёт их стоимости. Эффект от внесения предложенного изменения оценивается с использованием оперативного контроля. Стоимость изменений оценивается двумя показателями: стоимостью внесения изменения в спецификацию и стоимостью внесения изменений в структуру системы и непосредственно в программный код. По окончании этого этапа принимается решение, продолжать или нет внесение изменений в систему. Реализация изменений. Реализация изменений в системной спецификации, структуре системы и программном коде.


×

HTML:





Ссылка: