Slide 0
Голованова Н.В.
Разграничение полномочий в сфере социальной защиты населения
Москва
24 марта 2005 г.
Slide 1
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Полномочия субъектов федерации в сфере социальной защиты
Ст. 26.3 № 184-ФЗ
Социальная поддержка и социальное обслуживание:
граждан пожилого возраста,
инвалидов,
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации,
детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях),
Социальная поддержка:
ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,
семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей),
жертв политических репрессий,
малоимущих граждан
Ст. 15, 16 № 131-ФЗ
Опека и попечительство
Slide 2
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Проблемы реализации реформы разграничения полномочий в социальной сфере
Перекладывание ответственности за непопулярные меры (сокращение обязательств) с федерального уровня на региональный
Недостаточная налоговая автономия на субфедеральном уровне (3 региональных, 2 местных налога)
Психологический аспект (разный набор льгот у категорий, которые раньше обладали одинаковыми правами)
Адекватное финансирование федеральных категорий при предоставлении услуг на субфедеральном уровне (ЖКХ: достаточны ли суммы компенсаций за федеральных льготников? обоснованность тарифов?)
Накопленная кредиторская задолженность
Реформирование институтов (передача органов социальной защиты с местного на региональный уровень)
Монетизация натуральных льгот не обязательна, но поддерживается федеральным центром (назначение губернаторов, софинансирование расходов, рекомендуемый объем выплат)
Slide 3
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Факторы, приводящие к неравенству положения льготников в разных регионах
Неравномерное распределение численности льготников по регионам
Различный уровень доходных возможностей регионов
Различный уровень предоставления льгот в прошлом
Различная стоимость предоставления услуг в различных регионах
Разные регионы монетизировали различный набор льгот, выплачивая при этом одинаковый объем денежной компенсации
16 субъектов РФ планировали не монетизировать льготы региональным категориям по состоянию на январь
Около 20 субъектов РФ предоставляют меры социальной поддержки федеральным категориям льготников (Москва, Тверская область, Ставропольский край)
Slide 4
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Доля граждан, относящихся к льготным категориям, в общей численности населения
*Данные по всем субъектам федерации, кроме Кабардино-Балкарской и Чеченской Республик
Slide 5
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Задолженность региональных бюджетов по оплате льгот ветеранам труда (на октябрь 2004 г.)
* Данные по 55 субъектам федерации
Slide 6
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Планируемые расходы бюджетов на предоставление натуральных льгот по ЖКУ ветеранам труда (2005 г.)
* По состоянию на январь 2005 г; Тверская область, Вологодская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Республика Тыва, Агинский Бурятский АО планировали монетизировать льготы в сфере ЖКУ
Slide 7
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Планируемые расходы бюджетов на предоставление льгот по проезду на транспорте ветеранам труда (2005 г.)
* Данные по 29 субъектам федерации на ноябрь 2004 г.
Slide 8
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Стоимость проезда на транспорте (2005 г.)
* Данные на январь 2005 г.
Slide 9
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Величина ежемесячных денежных компенсаций ветеранам труда (2005 г.)
* По состоянию на январь 2005
Slide 10
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Планируемая величина ежемесячных расходов на одного льготника по закону «О ветеранах» (2005 г.)
* По состоянию на январь 2005
Slide 11
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
www.fpcenter.ru Тел.: (095) 205-3536
Возможные пути решения проблем
Передача на федеральный уровень ответственности за предоставление социальной поддержки категориям населения:
численность которых неравномерно распределена между субъектами РФ (граждане, подвергшиеся репрессиям);
статус которых близок к статусу «федеральных» льготников (труженики тыла)
Разграничение полномочий в сфере социальной защиты не по категориям льготников, а по функциям:
централизация на федеральном уровне (в федеральном бюджете) социальных трансфертов всем категориям населения, предусмотренным в федеральном законодательстве;
оставление за регионами полномочий по предоставлению социальных услуг (патронаж, дома престарелых, дома инвалидов, детские дома и т.п.)
Полная открытая информация о действиях органов власти в сфере социальной защиты, предварительная оценка влияния всех изменений в сфере социальной политики на положение граждан