Сочинение-миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»


The Presentation inside:

Slide 0

Сочинение-миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»


Slide 1

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.


Slide 2

Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)


Slide 3

МАСЛЕНИЦА (Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне») Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <...>


Slide 4

Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости? С какими словами обычно сочетается слово веселый?


Slide 5

?(И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей.) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый.)


Slide 6

Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот про-ступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, бли-нами. Капает в темноте, – Масленица идет. (И.С.  Шмелев)


Slide 7

Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)


Slide 8

Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами. <...> Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки... Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают... Стоит благодатный гул: довольны. (И.С.   Шмелев)


Slide 9

После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, – они из дерева и зали-ты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над све-жими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах наро-дом. Нам подают «американки» – низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары, пищат гармошки, гудят буб-ны... (И.С.   Шмелев)


Slide 10

Рассматриваем репродукции картин Б.Кустодиева.


Slide 11

Каждому дню масленичной недели дано свое имя: Понедельник — ВСТРЕЧА На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой зазывая Масленицу, после чего устраивали кулачные бои в честь «приезда дорогой гостьи». Зажиточный люд начинал встречу Мас-леницы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где прово-дить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не поте-шаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок".


Slide 12

Борис Кустодиев Зима (вариант картины "Масленица") 1916 г.


Slide 13

Вторник — ЗАИГРЫШ Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.  


Slide 14

Борис Кустодиев Масленица 1920 г.


Slide 15

Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".


Slide 16

Борис Кустодиев Деревенская масленица (Гармонист) 1916 г.


Slide 17

Четверг — РАЗГУЛЯЙ В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.


Slide 18

Борис Кустодиев Масленица 1919 г.


Slide 19

Пятница — ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".


Slide 20

Борис Кустодиев Масленица 1916 г.


Slide 21

Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки  


Slide 22

Борис Кустодиев Масленица 1916 г. (вариант картины)


Slide 23

Воскресенье — ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


Slide 24

Борис Кустодиев Масленица. Масленичное катание. 1919 г.


Slide 25

Слушаем пьесу П.Чайковского «Февраль. Масленица». – Не только писатели, художники, но и композиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике. Сегодня на уроке мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется – «Февраль. Масленица». Этой музыкальной пьесе П.И. Чайковский предпослал эпиграф: Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир. (П.Вяземский)


Slide 26

Работа над черновиком сочинения. Слушаем пьесу и работаем над черновиком сочинения. – Как начать сочинение?(Ребята предлагают варианты: Я слушаю музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», и мне представляется... Когда звучит музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», мне кажется... Услышав первые звуки пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», я оказалась на празднике среди гуляющих, веселящихся людей...)


Slide 27

Домашнее задание Переписать сочинение


Slide 28

Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №24 ст. Суворовская 2013 год


×

HTML:





Ссылка: