ОСНОВНАЯ ШКОЛА


The Presentation inside:

Slide 0

Основная образовательная программа, как комплексный проект. Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА


Slide 1

Что такое программа?


Slide 2

Понятие ООП Локальный нормативный документ, описывающий содержание образования и механизм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в конкретном образовательном учреждении. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса на определенной ступени общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). В ООП конкретизируются основные положения стандарта применительно к особенностям вида образовательного учреждения, возможностям социокультурной среды, образовательным потребностям и запросам обучающихся.


Slide 3

Какие сроки?


Slide 4

Кто разрабатывает?


Slide 5

ст.12 п.5 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»


Slide 6

КАКИЕ основные источники для проектирования ООП ООО?


Slide 7

Основные источники для проектирования ООП ООО ФГОС основного общего образования. Примерная основная программа. Основная школа. Основная образовательная программа НОО. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Фундаментальное ядро содержания общего образования. 6. Примерные программы по предметам. 7. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. 8. Устав ОУ. 9. Программа развития ОУ


Slide 8

Каковы принципы проектирования образовательной программы?


Slide 9

Система общих принципов, которым отводится ведущая роль при проектировании основной образовательной программы Целостность и комплексность ООП, предусматривает охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС и определяется системой требований нормативно установленных стандартом: требований к результатам образования, к структуре основных образовательных программ условия и ресурсам их реализации в образовательном процессе ОУ Полнота отражения в ООП специфики ОУ, социокультурной среды школы Единый контекст урочной и внеурочной деятельности предполагает возможность охвата и реализации в ООП целостной жизни школьника


Slide 10

Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, опирающийся на психолого-педагогические основы деятельности школьников разного возраста в динамике их развития. Открытость. В ОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения ООП ОУ родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации, исходя из целей и задачей образовательного учреждения. Реалистичность позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом специфики типа и вида образовательных учреждений, имеющегося ресурсного обеспечения, возможностей педагогического коллектива в обеспечении достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы


Slide 11

СТРУКТУРА ООП ООО?


Slide 12

Вопрос 1: Выбрать название основных разделов ООП ООО: Развивающий; Целевой; Условный; Содержательный; Организационный.


Slide 13

Вопрос 2: Выберите компоненты целевого раздела ООП ООО: Пояснительная записка; Учебный план; Планируемые результаты; Система оценки; Программа учебных курсов.


Slide 14

Вопрос 3: Продолжите перечень условий реализации ООП ООО: Информационно-методическое обеспечение; Материально-техническое обеспечение; …. ….. …….


Slide 15

Вопрос 4: Заполните схему «Структура ООП ООО»:


Slide 16


Slide 17

Структура основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов (курсов) Формирование и развитие ИКТ- компетентности Социализация, профессиональная ориентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно- нравственное развитие и воспитание


Slide 18

ОТЛИЧИЕ ООП ООО от ООП ООН?


Slide 19

Отличие структуры ООП ООО от ООП НОО Содержательный раздел: Программа формирования УУД в начальной школе трансформируется в программу развития УУД; Программа духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе трансформируется в программу воспитания и социализации; В структуре ООП ООО не предусматривается отдельная программа формирования культуры и здорового образа жизни. Организационный раздел: В структуре ООП ООО не предусматривается как отдельный модуль план внеурочной деятельности;


Slide 20

СОДЕРЖАНИЕ ООП ООО?


Slide 21

Задание: Заполните название разделов в таблице «Краткое содержание разделов»


Slide 22

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:


Slide 23

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:


Slide 24

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:


Slide 25

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:


Slide 26

План-график ООП ООО?


Slide 27

Что такое План-график? План-график - заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий, нанесенный на календарную сетку. Структура плана-графика Разработка основной образовательной программы может рассматриваться как комплексный проект, который включает перечень единичных проектов. Каждый единичный проект содержит пакеты работ, которые в свою очередь дифференцированы на виды работ, определен состав разработчиков и установлен временной показатель. Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.


Slide 28

Задание: Внимательно прочитайте список единичных проектов; Допишите единичные проекты, которых не хватает (по вашему мнению); Распределите единичные проекты по разделам таблицы; Напишите ответственных: заместитель директора, директор, психолог, руководители МО, педагоги-предметники, библиотекарь т.д.


Slide 29


Slide 30

Подход: проектная деятельность по разработке ООП ООО Разработка основной образовательной программы может рассматриваться как комплексный проект, который включает перечень единичных проектов. Каждый единичный проект содержит пакеты работ, которые в свою очередь дифференцированы на виды работ. Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.


Slide 31

Алгоритм проектирования основной образовательной программы основного общего образования Предпроектный этап (ПП) Этап проектирования(ЭП) Рефлексивный этап(РЭ)


Slide 32

Предпроектный этап Организация рабочей группы для проектирования основной образовательной программы (далее – Программа), обучение и обеспечение ресурсами (нормативно-правовое обеспечение, методические рекомендации, др.) Изучение нормативно-правового обеспечения проектирования основной образовательной программы основного общего образования (ФЗ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования). Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (примерная основная образовательная программа основного общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы основного общего образования, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО) Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов и условий образовательного учреждения на ступени основного общего образования. Изучение социального заказа на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Выявление рассогласований между нынешним состоянием образовательного процесса (цели, результаты) и требуемым ФГОС ООО.


Slide 33

Этап проектирования Разработка «портрета выпускника» основной ступени общего образования образовательного учреждения. Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в образовательное учреждение в пояснительной записке. Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ.


Slide 34

Этап проектирования Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Описание изменений в системе внутреннего контроля, циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов динамики образовательных достижений. Разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательного учреждения. Разработка и описание содержания междисциплинарных и учебных предметных программ. Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся.


Slide 35

Этап проектирования Разработка и описание программы коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном ОУ). Разработка и описание программ внеурочной деятельности. Составление учебного плана ОУ с учетом требований ФГОС ООО и СанПиН. Описание условий реализации Программы в ОУ. Сборка и первичное редактирование текста Программы.


Slide 36

Рефлексивный этап Самообследование и первичная коррекция Программы. Передача Программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами (при наличии возможности). Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности). Передача Программы на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Его представление и защита административной командой. Принятие итоговых решений  


Slide 37

Требования к разработке учебных программ по предмету ОСНОВНАЯ ШКОЛА


Slide 38

Программа - нормативно – правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана школы Виды программ: Примерные Авторские Рабочие


Slide 39

утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации носят рекомендательный характер не содержат распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные (типовые) программы детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана, указываются необхо­димые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера.


Slide 40

разрабатываются авторами УМК на основе государственного образовательного стандарта, примерных (типовых) программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) может быть разработана одним автором или группой отличает оригинальность концепции и построения содержания внедрению программы в практику работы образовательного учреждения предшествует ее экспертиза и апробация. Авторские программы


Slide 41


Slide 42

Вопрос: Укажите верное определение рабочей программы: рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении; рабочая программа - это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.


Slide 43

Рабочая программа нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС.


Slide 44

ООП ООО содержит обязательную часть (70 %) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (30 % ) /раздел 3 п.15 ФГОС ООО/ Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить специфику преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) потребности участников образовательного процесса авторский замысел педагога возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса уровень подготовки учащихся специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.


Slide 45

смена ориентации с учебно-предметного содержания на понимание учения как процесса образования и порождения индивидуальных и коллективных жизненных смыслов формирование и постоянная коррекция индивидуальной стратегии учебной деятельности ученика решающая роль в учебной деятельности отводится сотрудничеству всех участников образовательного процесса


Slide 46

Функции рабочей программы  - является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; - фиксирует состав элементов содержания (дидактические единицы), подлежащих усвоению учащимися, - определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.


Slide 47

Рекомендуемая структура рабочей программы 1. титульный лист. 2. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 3. общая характеристика учебного предмета, курса; 4. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;


Slide 48

Рекомендуемая структура рабочей программы 6. содержание учебного предмета, курса; 7.тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности 8. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 9. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


Slide 49

Титульный лист 1. Полное наименование ОУ 2. Гриф согласования программы (дата проведения и номер протокола заседания методического объединения) 3. Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (дата и номер приказа руководителя ОУ). 4. Название учебного курса, для изучения кото­рого написана программа. 4. Указание параллели /класса, в которых изучается учебный курс. 5. ФИО педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет. 6. Название города, в котором подготовлена про­грамма. 7. Год составления программы.


Slide 50

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: - если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий; - при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.; - указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.; - если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38. Например: 1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с. 3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с. 4. Статьи из журналов и газет. Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.  


Slide 51

рекомендации: требования должны быть описаны через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; быть понятными для учащихся.


Slide 52

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; отсутствуют некоторые обязательные разделы / цели задачи курса не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области. требования к уровню подготовки учащихся не прописываются через операционально выраженные диагностичные цели - результаты обучения; не отражена необходимость пересмотра самого содержания; проблемы, связанные с разработкой контролирующих материалов.


Slide 53

Шаг 1. Выбрать программу (авторскую, при ее отсутствии – примерную) по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России. Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе и целями и задачами ООП ОУ.


Slide 54

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе ОУ.


Slide 55

Шаг 4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться»   Шаг 5. Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий


Slide 56

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана ОУ.


Slide 57

Шаг 7. Включить в содержание (или исключить из содержания) рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала Шаг 8. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них. Шаг 9. Определить перечень методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.


Slide 58

Шаг 10. Определить основную /дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы и т.д. Шаг 11. Определить средства контроля освоения учащимися содержания программы, разработать или подобрать контролирующие задания, составить схему анализа работы Шаг 12. Составить рабочую программу, включая тематическое планирование учебного предмета на учебный год, оформить материалы согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретного образовательного учреждения


Slide 59

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: