С


The Presentation inside:

Slide 0

СЛОВАРЬ ПО ИСКУССТВУ С МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г. www.artdic.ru


Slide 1

Садово-парковое искусство искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства - в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика зеленого строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой.


Slide 2

Саксонский фарфор изделия Майсенского фарфорового завода в Германии.


Slide 3

Салон название периодических, первоначально официальных выставок современного искусства во Франции. Устраивались в Париже с XVII века. С 1699 года размещались в Лувре, сначала в Большой галерее, а в 1737-1848 гг. в так называемом Квадратном салоне, от которого и происходит название "салон"; затем устраивались в Большом дворце Елисейских полей. Жироде. Сон Эндимиона


Slide 4

Салонное искусство нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности произведений изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин получил распространение со 2-й половины XIX века и первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, признанием в верхах общества, а также официальным одобрением со стороны властей. Г. Моро. Галатея. 1880-1881 гг.


Slide 5

Саман необожженный кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины). С V-IV-го тысячелетия до н. э. широко распространен в безлесных районах. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек.


Slide 6

Самодеятельное искусство художественная самодеятельность, различные области непрофессионального любительского художественного творчества народных масс (в области изобразительного и декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др.). Истоки самодеятельного искусства в народном творчестве. Для самодеятельного искусства не существует каких-либо единых стилевых критериев: одни мастера подражают профессиональному искусству, другие - работают в духе народного искусства, третьи - под влиянием средств массовой коммуникации (телевидение, афиши, открытки), четвертые - в манере примитивизма. А. Руссо. Игроки в футбол. 1908 г.


Slide 7

Сангина (от латинского sanguineus - кроваво-красный) карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов. Природная (натуральная) и искусственная сангина состоят из каолина и окислов железа. Рисунки сангиной очень живописны. Во время работы ее можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, легко удалять ненужные линии. Техника сангины известна с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.). Особенно широко сангина была распространена в XVII-XVIII вв. в рисунках с натуры (П. П. Рубенс, А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. С. Шарден). А. О. Орловский. Портрет А. П. Ланского. 1813 г., итальянский карандаш, сангина


Slide 8

Сандрик декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.


Slide 9

Саркофаг (от греческого sarkophagos, буквально - пожиратель мяса; первоначально - название породы известняка, который якобы уничтожал трупы) гроб, небольшая гробница у народов древности; в более широком смысле - любой архитектурно и художественно оформленный гроб. В истории искусства особенно примечательны древне-египетские (первоначально воспроизводившие формы жилища, а с III-го тысячелетия до н. э. - облик умершего), этрусские (с фигурой умершего на крышке), эллинистические, древнеримские и раннесредневековые (с рельефами и архитектурным декором) саркофаги. Тип античного саркофага получил дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и барокко. Саркофаг Тутанхамона 1340 г. до н. э.


Slide 10

Сатиры (греч. миф) низшие лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Диониса. Мифы изображают их ленивыми, похотливыми, часто полупьяными, постоянно занятыми играми и танцами. Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами ведут веселые хороводы. Постоянные атрибуты сатиров - тирсы, флейты, мехи или сосуды с вином. В ранний период в античном искусстве сатиров изображали полулюдьми-полукозами, с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим (или лошадимым) хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом. Отдыхающий Сатир. Римская копия с греческого оригинала. Мрамор. Нач. II в.


Slide 11

Светотень градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объемной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и ее теория разрабатывались мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи), и с этого времени светотень широко использовалась художниками как одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения. Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. Конец 1770-х гг.


Slide 12

«Свободный стиль» краснофигурный стиль росписи древнегреческой керамики периода классики середины V в. до н. э., отличавшийся свободой передачи движений и ракурсов изображаемых фигур. Наиболее известный мастер "свободного стиля" – Полигнот. Полигнот. Ваза. V в. до н. э.


Slide 13

Свод пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах сводов горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространенным является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п. ); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п.


Slide 14

Сграффито, граффито (от итальянского sgraffito, буквально - выцарапанный) разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании специальными инструментами верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, по цвету контрастного верхнему. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В XV-XVII вв. сграффито распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники), а оттуда проник и другие страны Европы. В XX веке широко использовался в монументально-декоративном искусстве.


Slide 15

Северные письма условный термин, принятый в истории древнерусского искусства для обозначения стилистически близких произведений иконописи, созданных живописцами русского Севера в XV-XVIII вв. Вначале северные письма развивались как наиболее демократическая ветвь новгородской школы. С XVI века, наряду определенным влиянием московской школы живописи, формируются местные художественные традиции (в том числе обонежские, карельские, устюжские и др. "письма"). Для северных писем в целом характерны несколько наивная наглядность образов, декоративность и некоторая упрощенность живописных приемов. Положение во гроб. Икона. XV век.


Slide 16

Севильская школа одна из основных художественных школ Испании XV-XVII вв. Стремление к чувственно-достоверной передаче реальной действительности, сказавшееся уже в живописи севильской школы XV- начала XVI вв. (А. Фернандес и др.), ярко проявилось в конце XVI - 1-й половине XVII вв. (Ф. Эррера Старший, Х. де Роэлас, Ф. Пачеко). Характерные черты севильской школы - глубокий демократизм образов, конкретность художественного языка - способствовали расцвету испанского реалистического искусства XVII века. С Севильей было связано творчество Д. Веласкеса (до 1623 года), Ф. Сурбарана, Б. Э. Мурильо.


Slide 17

Севрский фарфор художественные изделия фарфорового завода в Севре (близ Парижа, с 1756 г.) во Франции. В середине XVIII века в севрском фарфоре господствовали принципы рококо, а в 1770-1830 гг. реализовались тенденции классицизма. Посуда и различные предметы, создававшиеся в Севре, украшались изысканной дробной орнаментацией, часто с изобразительными мотивами в медальонах на цветном фоне.


Slide 18

Сейченто (от итальянского seicento, буквально - шестьсот) принятое в итальянском языке наименование XVII века; применяется для условного обозначения художественной культуры Италии XVII века Доменикино. Девушка с единорогом Роспись. 1602-1608 гг. Рим


Slide 19

Секко (от итальянского secco - сухой) живопись по сухой штукатурке; тоже что а секко Петр Александрийский. Фреска из церкви Спаса Преображения на Нередице 1199 г.


Slide 20

Селена (греч. миф) богиня луны. Миф о происхождении Селены связывает ее с солнцем. Селена - дочь Гипериона и Фейи. Селена мчится по небу в блестящей колеснице, запряженной парой белоснежных коней, и скрывается в Океане. Наиболее распространен миф о любви Селены к прекрасному юноше Эндимиону. Иносказательно Селена - луна


Slide 21

Семь чудес света Египетские пирамиды в Гизе (около 2700-1780 гг. до н. э.). Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (605-562 гг. до н. э.). Храм Артемиды в Эфесе (VI век до н. э.). Гигантская статуя Зевса в Олимпии (около 430 г. до н. э.). Галикарнасский Мавзолей в Малой Азии (середина IV века до н. э.). Колосс Родосский (бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса высотой 37 метров, около 285 г. до н. э.). Фаросский маяк в Александрийском порту (окончен около 279 г. до н. э.). 


Slide 22

Сень в архитектуре шатёр, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарём, колодцем, троном или завершающий башню. Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. 1883-1907 гг.


Slide 23

Сепия (от греческого sepia - каракатица), светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска - сепии. С XX века приготовляется искусственным путем. Сепией называется также вид графической техники, распространенной в Европе с середины XVIII века (Ж. О. Фрагонар во Франции и др.). М. И. Козловский. Автопортрет? 1788 г., сепия


Slide 24

названия стиля модерн в Австрии и странах, входивших в Австро-Венгерскую империю. Г. Климт. Юдифь с головой Олоферна 1901 г. Сецессион


Slide 25

Сецессион (от латинского secessio - отход, отделение) название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция академизму. "Мюнхенский сецессион" объединял преимущественно представителей немецкой разновидности стиля "модерн". Одним из главных его мастеров с 1893 года был архитектор, график и дизайнер П. Беренес. Г.Климт. Поцелуй


Slide 26

Сиенская школа одна из главных школ живописи Италии. Сложилась в XIII веке (Гвидо да Сиена и др.). Исходила из традиций итало-византийской иконописи и готической книжной миниатюры. В период расцвета (XIII - 1-я половина XIV вв.) ее мастера (Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Липпо Мемми), отчасти воспринявшие воздействие Джотто, создавали произведения, отличающиеся одухотворенным лиризмом образов, эмоциональной насыщенностью мягкого локального колорита, утонченностью линейного ритма. Дуччо Жены-мироносицы у Гроба Господня. Фрагмент алтарного образа 1308-1311 гг.


Slide 27

Сикстинская капелла в дворцовом комплексе Ватикана в Риме, памятник итальянского искусства эпохи Возрождения. Построена архитектором Дж. де Дольчи в 1473-1481 гг., освящена в 1483 году при папе Сиксте IV, по имени которого и получила свое название


Slide 28

Силуэт одноцветное контурное изображение на фоне другого цвета. Названо по фамилии Этьена де Силуэт, министра при французском короле Людовике ХV (XVII век), на которого художник нарисовал карикатуру, она была сделана необычно -как тень. В силуэте фигуры людей и предметов рисуются сплошным чёрным пятном Е. Бем. 1843-1914 гг. Силуэт


Slide 29

Символ (от древнегреческого sumbolon) это изображение, знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Вторым значением слова "символ" является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс. Николай Рерих. Владычица Знамени Мира


Slide 30

Символизм (от греческого symbolon - знак, символ) направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-1870-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. М. А. Врубель. Демон. 1890 г.


Slide 31

Синагога в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на 3-5 нефов, у восточной стены "ковчег завета" и возвышение для чтения священных текстов перед ним


Slide 32

«Синий всадник» (Blauer Reiter) объединение близких к экспрессионизму художников, существовавшее в 1911-1914 гг. в Мюнхене. Основано В. В. Кандинским и Ф. Марком; в деятельности "Синего всадника" участвовали немцы А. Макке, Г. Мюнтер и др., русские А. Г. Явленский, М. В. Верёвкина, братья Д. Д. и В. Д. Бурлюки, швейцарец П. Клее, француз Р. Делоне и другие художники. Некоторые из мастеров «Синего всадника» вскоре обратились к абстрактному искусству (Кандинский), другие продолжали сохранять изобразительную основу своих произведений. В 1920-е гг. отдельные представители «Синего всадника» сыграли значительную роль в деятельности «Баухауза» (Кандинский, Клее и другие). В. Кандинский. Казаки


Slide 33

Синтез искусств органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза.


Slide 34

Сион 1. Вид православной церковной утвари, предназначенной для хранения просфор (освященного хлеба). Изготовлялись обычно из серебра и повторяли в миниатюре архитектурные формы христианских церквей. 2. Название ряда грузинских средневековых церквей (например, Атенский сион). Большой Сион. Серебро, чеканка, гравировка, чернь. Новгород. Середина XII в.


Slide 35

Сирены (греч. миф) полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз. По "Одиссее" сирены обитают на острове, лежащем между островом Кирки Эей и чудовищем Скиллой. Своим волшебным пением они увлекают мореходов, которые гибнут в морской пучине. Одиссей по совету Кирки залепил своим спутникам уши воском, а себя велел привязать к мачте и оказался первым человеком, который услышал пение сирен и остался после этого жив. Сирен сближали с гарпиями и керами и часто изображали на надгробьях в виде крылатых существ с грудью и головой женщины и птичьими ногами.


Slide 36

Сисиф, Сизиф (греч. миф) сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, супруг плеяды Метопы, отец Главка, дед Беллерофонта. Сисиф считается строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Мифы рисуют Сисифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Сисиф совершал многие безакония: грабил и убивал путников, разорял Аттику, нападал на соседние страны. За свои преступления Сисиф понес в Аиде суровое наказание: он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, так что всю работу приходилось начинать сначала. Тициан. Сизиф


Slide 37

Скань (от древнерусского скать - сучить, свивать) вид ювелирной техники; то же, что филигрань Сережка-подвеска. ХІ-ХІІІ вв. Золото Скань, зернистость. г. Киев


Slide 38

Скарпель стальной круглый или граненый стержень, расширенный к одному концу в виде остро отточенной лопатки. Используется скульпторами при обработке камня


Slide 39

Скифос   древнегреческий керамический сосуд для питья вина. Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой емкости) с 2 ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью Аттический краснофигурный скифос IV в.


Slide 40

Складень складная икона из 2 (диптих), 3 (триптих) или нескольких (полиптих) частей. Дуччо. Триптих. 1300-1305 гг.


Slide 41

Склеп (от польского sklep - свод, подвал) внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего. Пьер Бонтам. Фамильный склеп Франциска I и Клотильды. 1548 г.


Slide 42

Скопинская керамика гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники и декоративная скульптура малых форм), вырабатываемые в г. Скопин (Рязанская обл. России). Производство было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми и заглохло в период 1-й мировой войны 1914-1918 гг. Детали изделий формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, коричневой, зеленой и желтой глазурями. Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. С 1934 года производство скопинской керамики возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий (до 1960 года - артель) Квасник


Slide 43

Скопкарь деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с 2 рукоятями в виде головы и хвоста птицы. Был распространен на Руси с древности вплоть до середины XIX века Скопкарь. Архангельская область Дерево, роспись. 1-я половина XIX в.


Slide 44

Скоция (от греческого skotia - темнота) асимметричный архитектурный облом с вогнутым профилем из 2 дуг разного радиуса


Slide 45

Скульптура (от латинского sculpo - высекаю, вырезаю) ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животное (анималистический жанр), еще реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектонической организации объема, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфические в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры А. Верроккио Давид. 1476 г.


Slide 46

Слепок точная копия произведения скульптуры, прикладного и других видов искусства, имеющего объемный характер. Слепок получают путем снятия с оригинала формы, твердой (гипс) или мягкой (восковой, пластилиновой и т. д.), и заливки в нее гипса, синтетической массы и т. п. Используется в музейных экспозициях, в качестве учебного пособия, в реставрации. С. В. Малютин. Скульптурная мастерская Фрагмент. 1903 г.


Slide 47

Слуцкие пояса изделия белорусского ручного ткачества 2-й половины XVIII - 1-й половины XIX вв. Название получили от г. Слуцк (Минская обл., Беларусь), где в 1740-х годах было организовано производство поясов, заменивших привозные восточные пояса и ставших принадлежностью богатого белорусского, польского, украинского и русского мужского костюма. Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей, очень длинными (2-4,5 м) и широкими (30-50 см); по сторонам украшались узорной каймой, а по концам - пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. Высокохудожественные слуцкие пояса приобрели широкую известность. Во 2-й половине XIX - начале XX вв. подобные изделия, сохранившие название слуцких поясов, производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах.


Slide 48

Смольный в Санкт-Петербурге, один из наиболее примечательных архитектурных ансамблей города, включающий бывший монастырь и институт благородных девиц. Ныне здесь административные учреждения города. Смольный монастырь - выдающийся памятник русского барокко (1748-1764 гг., по проекту архитектора В. В Растрелли; интерьер и корпуса келий - 1832-1835 гг., архитектор В. П. Стасов), в котором доминирует стройное, пышно декорированное здание собора, возвышающееся в центре двора, окруженное корпусом келий и 4 угловыми церквами. Вблизи монастыря находится величественное, строгое по формам здание бывшего Смольного института благородных девиц (1806-1808 гг., архитектор Дж. Кваренги; классицизм). В 1923-1932 гг. перед зданием института были возведены классицистические пропилеи, разбит регулярный сад, установлен памятник В. И. Ленину (1927 год, скульптор В. В. Козлов) и др.


Slide 49

Собор главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля (например, собор Парижской богоматери, соборы святого Петра в Риме, святого Павла в Лондоне, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде). В городе бывает несколько соборов Микеланджело. Собор святого Петра в Риме. 1556-1564 гг.


Slide 50

Солея (от латинского solium - престол, трон), небольшое возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в православном храме


Slide 51

Соловецкий монастырь на Соловецком острове в Белом море. Основан в конце 20-30-х гг. XV века монахами Кирилло-Белозерского монастыря Зосимой и Савватием. Территория Соловецкого монастыря окружена мощными стенами (высотой 8-11 м, толщиной 4-6 м) с 7 воротами и с 8 башнями (1584-1594 гг., мастер Трифон), сложенными в основном из огромных необработанных камней-валунов (длиной до 5 м) Культовые здания поставлены по одной оси, соединены крытыми арочными переходами и окружены многочисленными хозяйственными и жилыми постройками: трапезная с Успенским собором (1552-1557 гг.), Преображенский собор (1556-1564 гг.), церковь Благовещения (1596-1601 гг.), каменные палаты, водяная мельница, колокольня, церковь Николая (1834 г.). Историко-архитектурный заповедник.


Slide 52

Софии храм в Стамбуле (Константинополе), храм святой Софии, Айя-София, выдающийся памятник византийской архитектуры. Сооружен в 532-537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Представляет собой 3-нефную купольную базилику (длина 77 м). Возведенный на парусах купол (диаметр 31,5 м; восстановлен в меньших размерах после разрушения в 6 веке) объединен с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов. Она придает интерьеру, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоническое единство. Внутри облицован цветным мрамором, украшен замечательными мозаиками. Наружный монументальный облик храма Софии искажен турецкими пристройками XVI-XVIII вв. (минареты и др.). Ныне музей.


Slide 53

Софийский собор в Киеве, собор святой Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры; главное культовое и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. 5-нефный, 5-апсидный, 13-главный крестово-купольный храм выстроен из кирпича-плинфы и с 3 сторон окружен 2-ярусными галереями, в которые встроены 2 башни с лестницами, ведущими на хоры. В конце XVII века - 1707 году собор был перестроен и приобрел формы украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески XI века. В советское время реставрирован. В 1934 году создан музей-заповедник "Софийский музей", включающий также окружающий его ансамбль построек XVII-XVIII вв., в основном в стиле украинского барокко, в том числе каменная ограда, колокольня, брама (ворота) Заборовского и др.


Slide 54

Софийский собор в Новгороде, собор святой Софии, выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построен в 1045-1050 гг. Был кафедральным собором, находится в "Детинце" (кремле). Построен из камня (с использованием кирпича-плинфы в кладке сводов) по образцу Софийского собора в Киеве. Отличается суровой мощью и простотой форм, скупостью декора. Софийский собор - 5-нефный, 5-главный крестово-купольный храм, окруженный с 3 сторон 2-ярусными галереями. С западной стороны в галерею встроена массивная башня с лестницей, ведущей на хоры. Сохранились фрагменты фресок (2-я половина XI века, 1108, 1144 гг.), западные бронзовые, так называемые Корсунские врата (1152-1156 гг.), иконы середины XIV - начала XV вв. Собор, частично разрушенный в 1941-1944 гг., реставрирован.


Slide 55

Софит 1. (от итальянского soffitto - потолок), обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто декоративно обработанная. 2. В театре - светильник рассеянного света, который освещает сценическое пространство спереди и сверху. 3. В работе художника - передвижной светильник с несколькими источниками света, с помощью которого освещается натура, модель. А. П. Брюллов. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823 г., акварель


Slide 56

Соц-арт направление в отечественном неофициальном искусстве 1970-х - начала 1990-х гг. Художники соц-арта использовали для своих работ стилистику, язык и завоевания соцреализма. Однако, как правило, в произведениях художников присутствуют юмор, ирония и саркастичное отношение к идеологическим пропагандистским клише, в изобилии растворенным в массовом сознании советских людей. Соединяя в своих работах псевдосерьезность и стилистику, взятые от соцреализма, с юмористическим или абсурдным сюжетом, художники добивались не только зрительской улыбки, но и разрушения социалистической мифологии. К художникам этого жанра традиционно относятся: В. Комар и А. Меламид, А. Косолапов, Г. Брускин и др. Г. Брускин Ноты Литография


Slide 57

Социалистический реализм творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества... - так писали в о социалистическом реализме в недавнем прошлом. Это был творческий метод, основное художественное направление в СССР. Концепцией этого направления было провозглашено правдивое отображение действительности в ее революционном развитии. А. М. Герасимов В. И. Ленин на трибуне 1930 г.


Slide 58

Союз архитекторов (Союз архитекторов СССР, в 1932-1955 - Союз советских архитекторов) творческая общественная организация деятелей архитектуры. Создан в 1932 году. Устав Союза архитекторов СССР был принят в 1937 году (изменялся и дополнялся). Цель - повышение уровня архитектуры, развитие профессионального мастерства зодчих и др. В систему Союза архитекторов СССР входили Союзы архитекторов республик, а также местные организации в авт. республиках, краях, областях и городах. Проводились съезды. Печатный орган - журнал "Архитектура СССР". Охотный ряд. Москва


Slide 59

Союз художников (Союз художников СССР) творческая общественная организация художников и искусствоведов. Отдельные союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах начали создаваться с 1932 года [на основе постановления ЦК ВКП(б)]. Единый Союз художников СССР создан в 1957 году. Задачей Союза художников является содействие художникам в создании высокохудожественных произведений искусства и др. Союз ведет работу по повышению профессионального мастерства своих членов, по популяризации их творчества, организует и финансирует творческую деятельность. Проводились съезды. Печатные органы - журналы "Искусство", "Творчество", "Декоративное искусство", "Юный художник".


Slide 60

Среднеазиатская школа миниатюры одна из средневековых школ миниатюрной живописи. На рубеже XIV-XV вв. в Самарканде работали миниатюристы во главе с багдадским художником Абд аль-Хай. Покорение Систана войсками Темура. Шараф ад-дин Али Йазди Зафарнаме. 1628-1629 гг.


Slide 61

Средневековое искусство историко-художественный термин, применяемый обычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусства феодальной эпохи (для стран Европы - V-XIV вв, до эпохи Возрождения; для России - X-XVII вв.; для стран Востока - с III-IV вв. до XVI-XVIII вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов. Жан из Орбе. Собор в Реймсе. 1211-1311 гг.


Slide 62

Средокрестие пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом. Собор в Вормсе. Первая половина XIII века


Slide 63

Стайлинг одно из направлений дизайна, выражающееся во внешнем, не затрагивающем конструктивную и функциональную основу, изменении архитектуры, промышленных изделий в соответствии с господствующим стилем.


Slide 64

Сталактиты, мукарны в архитектуре Ближнего и Среднего Востока декоративные выступы призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, полукуполах и так далее. Напоминают сталактиты в пещерах.


Slide 65

Стамбха в буддийском искусстве Индии мемориальный монолитный каменный столб, обычно увенчанный лотосовидной капителью с символическими скульптурными изображениями животных.


Slide 66

Станковое искусство термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение (в отличие, например, от произведений монументального искусства, прикладной и книжной графики и других, специально предназначенных для каких-либо сооружений, изданий или изделий и образующих с ними нерасторжимое единство). Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин "станковое искусство" произошел от "станка", на котором создаются многие произведения искусства (в живописи, например, им является мольберт). О. Кипренский Портрет А. С. Пушкина 1827 г.


Slide 67

Станок скульптурный деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают скульптуру в процессе работы. К. Брюллов. Портрет скульптора Ивана Витали


Slide 68

Старая пинакотека в Мюнхене, то же что Баварские государственные собрания картин


Slide 69

Стаффаж (от немецкого staffieren - украшать картины фигурами) фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж получил распространение главным образом в XVII веке, когда пейзажисты часто включали в свои произведения мелкоформатные религиозные и мифологические сцены. Иногда стаффаж выполнялся не автором пейзажа, а другим художником. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу 1891 г.


Slide 70

Статуя (от латинского statua) один из основных видов скульптуры, свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры или животного (реже какого-либо фантастического существа). Обычно помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника. Небольшие скульптуры, служащие для украшения интерьеров, называются статуэтками. Пракситель. Афродита Книдская. Около 350 г. до н. э., мрамор. Римская копия


Slide 71

Стаффаж (от немецкого staffieren - украшать картины фигурами) фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Стаффаж получил распространение главным образом в XVII веке, когда пейзажисты часто включали в свои произведения мелкоформатные религиозные и мифологические сцены. Иногда стаффаж выполнялся не автором пейзажа, а другим художником. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу 1891 г.


Slide 72

Стека, стек (от итальянского stecca) инструмент скульптора, применяемый при лепке из глины и других мягких материалов; деревянная, костяная или металлическая палочка с расширенными в виде лопатки концами. Распространены также проволочные стеки (кольца различной кривизны на деревянной ручке).


Slide 73

Стекло искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий, в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке; художественное стекло включает витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство стекла было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, IV-I вв. до н. э.), Сирии, Китае.


Slide 74

Стела (от греческого stele - столб) вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением. В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии, Древней Греции стелы играли роль межевых камней, служили надгробными памятниками, воздвигались в честь какого-либо события (например, стела со сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, XVIII век до н. э.). В современном искусстве форма стелы используется как для надгробий, так и для памятников другого назначения.


Slide 75

Стенные росписи - изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи являются областью монументального искусства; органически связанные с архитектурой, они представляют собой существенный компонент синтеза искусств. Стенные росписи выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (иногда к стенной росписи условно относят мозаику и сграффито). Леонардо да Винчи Тайная вечеря. 1495-1497 гг. Стенная роспись трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие


Slide 76

Стереобат в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из 3 ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.


Slide 77

Стилизация (от французского style - стиль) намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной культуры, как эклектизм - неорганичное соединение разностилевых художественных элементов, традиционализм, свойственный многим культурам первобытной, рабовладельческой и феодальной формаций, наконец, восприятие художественного наследия как всеобщей нормы (например, обращение к античному искусству в эпоху Возрождения и классицизма).


Slide 78

Стилобат в античной архитектуре каменные плиты под колоннами (верхняя ступень стереобата); в более позднем словоупотреблении - 3-ступенчатый цоколь древнегреческого храма.


Slide 79

Стиль (от греческого stylos - остроконечная палочка для письма), устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. Термин "стиль" употребляется в различных значениях и в современной теории стиля существуют различные мнения об объеме этого понятия: иногда с ним связывают весь комплекс сложных диалектических взаимоотношений содержания и формы в искусстве, иногда ограничивают его структурой образа и художественной формой; однако вне зависимости от той или иной трактовки понятия стиля подчеркивается глубокая обусловленность формальных структур художественного произведения социальным и культурно-историческим содержанием эпохи, творческим методом и мировоззрением художника.


Slide 80

«Стиль», «Де Стейл» (De Stijl) авангардистское объединение голландских архитекторов и художников. Оформилось в 1917 году в Лейдене на основе одноименного журнала (1917-1928 гг.). Выдвигало теорию неопластицизма (отказ от изобразительности, обращение к "чистой" художественной форме). Представители "Стиля" создали в живописи так называемую геометрическую разновидность абстрактного искусства (П. Мондриан, организатор и теоретик "Стиля" - Т. ван Дусбюрг и др.), а в архитектуре - строгие и аскетичные, математически четкие по композиции постройки, приближавшиеся отчасти к принципам функционализма. Распалось в 1931 году. П.Мондриан Композиция А. 1932


Slide 81

Стонхендж, Стоунхендж (Stonehenge) комплекс мегалитических построек в Великобритании, у г. Солсбери; один из крупнейших в Европе. Состоит из 3 разновременных сооружений: круглого земляного вала и рва диаметром 97,5 м (1900-1700 гг. до н. э.); 2 концентрических кругов камней (38 пар), вертикально поставленных внутри древнего вала (1700-1550 гг. до н. э.); вертикально врытых в землю тесаных камней высотой до 8,5 м, массой до 28 т и лежащих на них каменных плит, образующих замкнутый круг диаметром 30 м (1500-1400 гг. до н. э.). Внутри круга находятся 5 трилитов (2 камня, покрытые сверху каменной плитой), окружающих горизонтально лежащий "Алтарный камень". Стонхендж был, вероятно, древним храмом, возможно связанным с культом солнца. Некоторые исследователи считают Стонхендж древней астрономической обсерваторией.


Slide 82

Стопа, стопка питьевой сосуд в форме расширяющегося кверху стакана с гранеными прямыми стенками


Slide 83

Стоя, стоа в античной архитектуре длинная галерея-портик, обычно с 1-2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Нередко украшались статуями и живописью Стоя Аттала


Slide 84

Стрельна комплекс дворцово-парковых ансамблей XVIII - 1-й половины XIX вв. на южном побережье Финского залива, между Петродворцом и Петербургом. В числе памятников архитектуры - Петровский деревянный дворец (1718, возобновлен в 1750 и 1834-1840 гг., барокко), Большой дворец (1720-1802 гг., по проекту архитектора Н. Микетти; восстановлен после пожара 1803 г., архитектор Л. Руска) с изрезанным каналами регулярным Нижним парком (архитекторы Б. К. и В. В. Растрелли, А. Леблон и др.) Стрельна Деревянный дворец Петра I


Slide 85

Строгановская школа условное, введенное в XIX веке наименование одного из основных направлений в русской живописи конца XVI- начала XVII вв. Название "Строгановская школа" возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановских на оборотной стороне икон этого направления, однако авторами большинства произведений Строгановской школы были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых - ценителей тонкого и изощренного мастерства. Прокопий Чирин. Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич. Строгановские письма. Начало XVII в.


Slide 86

Строгий стиль условное наименование этапа развития древне-греческого искусства, охватывающего 1-ю половину V века до н. э. и относящегося к ранней классике. Критий. Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон. 477 г. до н. э., бронза


Slide 87

Студия военных художников имени М. Б. Грекова (СССР), коллектив советских военных художников. Создана в 1934-1935 гг., названа в память М. Б. Грекова. Первоначально имела учебный характер, объединяла самодеятельных художников-красноармейцев; с 1940 года превратилась в организацию профессиональных художников. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. студийцы выезжали в действующую армию, работали во фронтовой печати, создавая плакаты, боевые листки, листовки, портреты героев, карикатуры М. Греков. Трубачи Первой конной. 1934 г.


Slide 88

Стукко искусственный мрамор, материал из обожженного и измельченного гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры. Применяется для декоративной отделки стен и архитектурных деталей. Стукко широко использовался в древнеримском искусстве, а также в искусстве Возрождения, барокко и классицизма (в России - с XVIII века).


Slide 89

Ступа в буддийской архитектуре монументальное символическое и мемориальное сооружение; хранилище реликвий. С первых вв. до н. э. известны полусферические ступы, позже - башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Бирма, Таиланд, Кампучия, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Название "ступа" характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название "дагоба", в Бирме - "зеди" и "пато", в Таиланде - "чеди" и "пранг", в Лаосе - "тхат", в Монголии - субурган, в Китае, Вьетнаме - "бао та", пагода и т. д. Ступа в Санчи. III-I вв. до н. э. Индия


Slide 90

Субурган в монгольской архитектуре мемориальное сооружение, гробница лам, хранилище реликвий; состоит из пьедестала, бутылеобразного дарохранилища и шпиля. Н. Рерих. Субурган в Ташидинге. 1924 г.


Slide 91

Сузани вышитое декоративное панно; то же что сюзане. Сузани. Узбекистан. Хлопок, шелк, вышивка. XIX-XX вв.


Slide 92

Сульс почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.


Slide 93

Суми-э "живопись тушью" по бумаге или шелку в Японии, воспринятая из Китая.


Slide 94

Сунна образец правоверия, священное предание - поступки и высказывания Мухаммада, письменно зафиксированные в виде рассказов (хадисов).


Slide 95

Супрематизм (от латинского supremus - наивысший) условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910-х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства, супрематизм воплощался в лишенных изобразительного начала сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур (прямоугольников, треугольников, полос и т. п.), образующих пронизанные внутренним движением уравновешенные ассиметричные композиции. К. Малевич. Супрематизм в контуре спортсменов


Slide 96

Сура (от арабского ряд, ранг) глава Корана (всего 14). Страница Корана. Сура "Фатиха". Страница из рукописи. Иран. 1430-1550 гг. Бумага, тушь, гуашь


Slide 97

Суровый стиль существовал в 1950-1960-е гг. в рамках социалистического реализма. В основе оставалась сюжетно-тематическая картина. Художников, работавших в этом стиле, интересовали энергия, воля, драматизм судьбы их современников. Т. Салахов. Ремонтники. 1961 г.


Slide 98

Сутэиси искусство композиции японского сада, распределение камней в нем и других компонентов.


Slide 99

Сухая игла разновидность углубленной гравюры на металле, основанная на процарапывании штрихов иглой. Для гравюр, исполненных в технике "сухой иглы", характерна бархатистость штрихов (несколько приближающая "сухую иглу" к рисунку), возникающая благодаря оставляемым иглой заусенцам - так называемым барбам. "Сухая игла" часто является дополнением к технике офорта. Известна с конца XV века. Как самостоятельная техника распространилась с XIX века. В технике "сухой иглы" работали А. Дюрер, Рембрандт, Дж. Э. М. Уистлер и др. А. Цорн. Автопортрет. Офорт


Slide 100

Сфинкс в Древнем Египте статуя, изображающая фантастическое существо (духохранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (часто портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся сфинксов - так называемый Большой сфинкс в Гизе около Каира, расположенный близ пирамиды Хефрена (известняк, XXVIII век до н. э.).


Slide 101

Сфумато (от итальянского sfumato - затушеванный, буквально - исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передатьокутывающий их воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи. Мария с младенцем и со Святой Анной. Между 1500 и 1507 гг.


Slide 102

Сырмак узорчатый казахский ковер, сшитый из кусков войлока разных цветов: узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на другой войлок и простегивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. Сырмак - один из главных предметов убранства юрты.


Slide 103

Сюзане, сузани в Таджикистане и Узбекистане настенный ковер (от 3х2 м до 5х4 м), вышитый шелком или мулине швами "канда-хиел" (вид глади), "басма" (гладь в приклеп), "юрма" (тамбурный) по хлопчатой ткани ("карбос", "мата", сатин), шелку или бархату, на подкладке, обшитый тесьмой или черной тканью. Замкнутая композиция с широкой нарядной каймой и центральным полем, заполненным одной крупной узорчатой или несколькими симметрично расположенными розетками либо мотивами цветущего куста, плодов, цветов, иногда с изображениями животных. Старинные центры: Бухара, Нурата, Самарканд, Ура-Тюбе, Ходжент, Шахрисабз.


Slide 104

Сюрреализм (от французского surrealisme, буквально - сверхреализм) авангардистское направление в художественной культуре XX века. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 1920-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924 г), журнал "Сюрреалистическая революция" (1924-1929 гг.), 1-я выставка сюрреализма в Париже (1925 г.). С. Дали. Сон. 1937 г., х., м., фрагмент 


×

HTML:





Ссылка: