Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»


The Presentation inside:

Slide 0

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» http://www.mephi.ru 1


Slide 1

Системная нанотехнология и вызовы века проф. A.Г. Алексенко Научно-образовательный центр «Нанотроника» 2


Slide 2

ОПЫТ СИСТЕМНЫХ ИННОВАЦИЙ Транссибирская магистраль ГОЭЛРО Радиолокация Атомная энергия Космонавтика Микроэлектроника У каждого суперпроекта были лидеры мирового уровня. Воспроизводим ли этот опыт? Оппоненты стратегического планирования говорят: НЕТ !


Slide 3

Бессистемные результаты Минувшие 20 лет потеряны для общенациональных инноваций. Догнать развитые страны, следуя за ними по пятам, уже нельзя. Прорыв: только на основе системных инновационных приоритетов 4


Slide 4

Пять направлений инновационного развития России http://blog.kremlin.ru/post/20/transcript 18 06 09 1. Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива.  2. Ядерные технологии. 3. Космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, конечно, и ГЛОНАСС, и программа развития наземной инфраструктуры. 4. Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства.  5. Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения. 5


Slide 5

Обратная связь. Что делать? Чей опыт использовать ? 1. Открытые письма М.Калашникова и зарубежных российских учёных 2. Анализ Г. Г. Малинецкого 3. Центр в Гренобле 4. DARPA 5. Солнечный город в США 6. Инновационный опыт XX века (России и СССР)


Slide 6

Осознание новой реальности недопустимо затягивается Вызовы века : Энергетика, Безопасность, Голод, Снижение качества жизни, Болезни Российские препятствия : Нет государственных инновационных целеуказаний. Важность системных инноваций не осознана. 7


Slide 7

Наука и производство – новый этап: конвергенция естественно - научных и гуманитарных знаний и культуры; появление наддисциплинарных сфер деятельности – информационных и нанобио- когно- технологий; Переход производств к Vl технологическому укладу. 8


Slide 8

Vl технологический уклад: Нанотехнологии Биотехнологии Проектирование живого Роботехника Вложения в человека Новое природопользование Новая медицина Высокие гуманитарные технологии Проектирование будущего и управление им 9


Slide 9

Единственная возможность инновационного рывка России: Поддержка, сохранение и приумножение оставшегося интеллектуального потенциала, Воссоздание цикла прикладная наука - производство 10


Slide 10

Специалисты знают существующие сейчас подходы к Vl технологическому укладу. Вот примеры: 11


Slide 11

Новая энергетика 12


Slide 12

Новое топливо 13


Slide 13

Безопасность, логистика- беспроводные электронные нано- и микросистемы 14


Slide 14

Здравоохранение. Дистанционная медицина 15


Slide 15

Сельское хозяйство без генной модификации 16


Slide 16

Опреснение морской воды 17


Slide 17

Нанокомпозитные покрытия. Защитные (от воздействия агрессивных химических кислотно-щелочных сред, повышенной влажности и соляного тумана, работа в со сроком службы свыше 30 лет) Бактерицидные (защита памятников архитектуры, борьба с эпидемиями, обеззараживание помещений и мест массового скопления людей) Отражающие и поглощающие (повышение помехозащищённости от электромагнитных помех и частиц различного вида) 18


Slide 18

системно не поддерживаются существующей инфраструктурой, не готовой к новому старту. 19 Эти и подобные инициативы возникающие снизу,


Slide 19

Предложения по проведению системных программ и суперпроектов Выделить их из массы предложений и поставить под протекторат государства.; Их цели и этапы технически корректно сформулировать и отслеживать на государственном уровне. 20


Slide 20

По корпусу лидеров. Отдельной строкой бюджетов финансировать создание в технических вузах элитных групп студентов– будущих лидеров путём отбора по результатам обучения в первых 4-х семестрах. Для элитных групп организовать ускоренную междисциплинарную подготовку. Не бояться перегрузки учащихся. Ввести КУЛЬТУРУ как обязательный элемент меж- и наддисциплинарного обучения.


Slide 21

Заключение: Стратегическому планированию перехода к Vl технологическому укладу нет приемлемых альтернатив. Неприемлемые - ведут «в никуда» 22


Slide 22

Ссылки 1 http://www.zlyuk.ru/archives/884 http://mk.3project.info/index.php http://www.hep.phys.soton.ac.uk/~belyaev/open_letter 2. http://www.globoscope.ru/content/articles/2596/ 3. http://www.minatec.org/en 4. http://www.arpa.mil/index.html 5. http://zhelezyaka.com/news.php?id=3046 23


Slide 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 24


×

HTML:





Ссылка: