ТЕКСТ ЕСТЬ МИР VS МИР ЕСТЬ ТЕКСТ


The Presentation inside:

Slide 0

ТЕКСТ ЕСТЬ МИР VS МИР ЕСТЬ ТЕКСТ региональный методологический семинар «Лингвистика текста и инструменты анализа» 28 октября 2014 года


Slide 1

Текст – одно из фундаментальных понятий современного гуманитарного знания. Феномен текста является объектом исследования во многих научных направлениях. В настоящее время насчитывается 250-300 определений текста, которые характеризуют его различные стороны. Текст одновременно фигурирует в виде единицы мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. «Текст есть мир» (Х.Л. Борхес) – самое широкое представление о тексте.


Slide 2

Как развитие данной формулы мир рассматривается как единый текстовый континуум, объединяющий множество текстов, которые «коммуницируют» друг с другом. В противовес столь широкой трактовке текстом считается любая последовательность предложений, организованная во времени или в пространстве таким образом, что предполагает целое. Также, текст это: – словесное законченное произведение, либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.) (литературоведение); – последовательность предложений, слов (в семиотике – знаков), построенная согласно правилам конкретного языка, данной знаковой системы, и образующая сообщение (лингвистика); – зафиксированный фрагмент человеческого опыта, передающийся в процессе литературной коммуникации и обеспечивающий образование у адресата ментальных моделей, служа тем самым сотворению и возникновению нового знания (когнитивистика). NB: Отсутствие единого определения текста не мешает его узнаванию! Текст как объект науки


Slide 3

Текст – сложное понятие науки и культуры, подходы к нему определяются доминирующими на каком-либо этапе общественными идеями и уровнем общественного сознания. Данный факт связан с тем, что прямого соответствия между единицами мышления и единицами языка не существует. Совокупность текстов создает информационное культурное поле, которое во многом определяет особенности сознания включенного в него индивида. Этот подход к тексту, по сути, отражает осмысление изменившихся в XX в. отношений между транстекстуальным и трансвизуальным способами продуцирования, хранения и передачи информации. Текст и мышление


Slide 4

Развитие визуальных технологий и появление телевизора подвергло пересмотру проблему места формирования образов и проблему развития врожденной памяти. Границы между предметами исчезли, субъект и мир стали нераздельны, … НО телепотологический феномен не сближает субъект и мир, он предвосхищает человеческое движение, опережает любое перемещение тела в отмененном пространстве (П. Вирильо). Восприятие мира человеком в корне изменилось, потому что взгляд и его пространственно-временная организация предшествуют жесту, речи и их координации в познании, узнавании, научении. В отличие от развития многообразных визуальных форм, текстовая передача информации остается достаточно стабильной, однако, ее восприятие изменилось наряду со структурой самого текста и характером языковой репрезентации содержания в тексте. Текст и образ


Slide 5

Текст и «контекст» В чем складывается принципиально иная ситуация для восприятия текста? Изменилось понятие фундаментальности науки. Научная мысль работает сегодня в условиях запутанности информационных потоков, с различиями, а не с всеобщими характеристиками. Современная социальная реальность – это реальность интеллектуальных технологий, где познание (cogito) рассматривается как основной ресурс и источник развития информационного общества. Процессуальная когнитивная сторона знания сегодня важна также как результативная, интерес направлен на скрытые способы работы мысли.


Slide 6

4. Фокус внимания переносится на ментальные основы, стоящие за созданием и интерпретацией текста; на возможности текста как инструмента познания. 5. Языковые явления рассматриваются как феномены, существующие на стыке трех онтологий – онтологии мира, онтологии человека и онтологии языка. Только сознание человека (онтология человека) связывает их воедино и наделяет общими и уникальными представлениями о вкусе, запахе, цвете и т.д


Slide 7

Текст актуализирован как часть процесса приобретения, представления и передачи знания. Процесса, который, в целом, определяет формирование разумного поведения. Текст как источник познания


Slide 8

Перспективы работы с текстом в учебном и исследовательском процессе сегодня связаны с умением сочетать традицию и достижения других наук. Текст в перспективе


Slide 9

Научные публикации свидетельствуют о том, что мир вступил в эпоху NBIC-конвергенции. Это ускорение научно-технического прогресса за счёт взаимного влияния различных областей науки – нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий (NBIC: N -нано; B -био; I -инфо; C -когно). Особенности NBIC-конвергенции : интенсивное взаимодействие между научными и технологическими областями, широта рассмотрения – от атомарного уровня материи до разумных систем, технологическая перспектива роста возможностей развития человека. Конвергенция означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение технологий, когда границы между отдельными технологиями стираются, когнитивная наука становится основой для усовершенствования мыслительной деятельности человеческого мозга. Текст в эпоху NBIC-конвергенции


Slide 10

NBIC-эпоха существенно меняет устоявшееся отношение к тексту, процессу его производства и интерпретации, а также к самому феномену языкового творчества. Текст, художественный текст, в частности, необходимо рассматривать как часть совокупного знания.


Slide 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В такой перспективе появляется возможность решения новых научных проблем в области изучения процессов, связанных с обработкой, хранением и репрезентацией в тексте опыта человека, его эмоционально-эстетического опыта. Развитие новых подходов в филологии и методике обучения открывает горизонты междисциплинарного синтеза и привлечения результатов других наук.


×

HTML:





Ссылка: