Применение модульной технологии при изучении бессоюзных сложных предложений


The Presentation inside:

Slide 0

Применение модульной технологии при изучении бессоюзных сложных предложений Автор: Балобанова Анна Петровна, учитель ГБОУ ЦО № 133 г. Санкт-Петербурга


Slide 1

Научиться: устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения Цели урока


Slide 2

Теоретические сведения Бессоюзные сложные предложения (БСП) – сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов. А.С. Пушкин


Slide 3

Составные части БСП грамматически не зависят друг от друга, они равноправны Дождь не прекращался, небо не прояснялось. Теоретические сведения


Slide 4

Молвит слово – соловей поёт (русская). Образование - гость, ум – хозяин (абхазская). Слово — стрела: выпустишь — не вернешь (грузинская). Пословицу сказал - дорогу указал, поговорку - душу утешил (башкирская). Бессоюзное сложное предложение отличается от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ. Пословицы на всех языках в большинстве случаев представляют БСП. Теоретические сведения


Slide 5

1) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее. 2) Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало. 3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью. 4) Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи. Задание: выпишите БСП, обозначьте границы простых предложений


Slide 6

Теоретические сведения


Slide 7

, ; : – Знаки препинания в БСП Перечисление фактов При перечислении фактов, если части предложения более распространены Причина, пояснение, дополнение Противопоставление, время, условие, вывод (следствие), быстрая смена событий, сравнение Теоретические сведения


Slide 8

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах. Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи. Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас. Подули осенние ветры – конец лету. Настанет утро – двинемся в путь. Задание: объясните постановку знаков препинания


Slide 9

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах. Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи. Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас. Подули осенние ветры – конец лету. Настанет утро – двинемся в путь. Проверьте себя [ ] : [причина] [ ] ; [перечисление фактов] [ ] : [пояснение] [ ] : [дополнение] [ ] : [дополнение] [ ] – [следствие] [ ] – [условие] [ ] – [время]


Slide 10

Какой знак препинания ставится в БСП, если его части указывают на одновременность и последовательность действий? Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение причины, пояснения, дополнения (изъяснения)? Какой знак препинания ставится в БСП, если вторая часть имеет значение следствия? Какой знак препинания ставится в БСП, если первая имеет значение времени, условия или противопоставлена содержанию второй? Есть ли ошибка в схемах? [ ] : [причина] [ ] : [вывод] [ ] , [время] [ ] – [пояснение] Задание: Ответьте на вопросы


Slide 11

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт волшебница-зима. Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело. Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках. Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб. Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы. А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов. Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал. Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. Задание: Определите тип предложения, поставьте двоеточие или тире


Slide 12

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл __ и вот сама идёт волшебница-зима. Свойство зеркальце имело __ говорить оно умело. Одарённый необычной силой, он работал за четверых __ дело спорилось в его руках. Стал Жилин вглядываться __ маячит что-то в долине, точно дым из труб. Вот затрещали барабаны __ и отступили басурманы. А потому обычай мой __ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. В эту минуту свисток оглушительный взвизгнул __ исчезла толпа мертвецов. Невежды судят точно так __ в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Мне стало страшно __ на краю грозящей бездны я лежал. Любите книгу __ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. Проверьте себя – (ССП) – – – : : : : : : (ССП) (БСП) (БСП) (БСП) (БСП) (БСП) (БСП) (БСП) (Бессоюзная связь между 1-й и 2-й частью предложения)


Slide 13

В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле. Задание: Выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания


Slide 14

Ремесло не коромысло: не научишься. Хорош садовник – соберёшь хлеба на грош. Не помучишься, не посеешь – не взойдут. Не удобришь рожь – плечо не оттянет. Бобы не грибы, хорош и крыжовник. Задание-шутка: Восстановите пословицы, заново расставив знаки препинания. Объясните правописание «ь»


Slide 15

Задание для первого уровня Выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. Желаешь себе добра – не делай зла другому.  Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.  У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. Опуская союзы, преобразуйте сложноподчинённые предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте знаки препинания и объясните их. Матушка плакала, так что мне было ужасно грустно. Заранее предупреждаю, что удобств в пути не будет. Если солнце на закате багрово-красное, день будет ветреный. Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)


Slide 16

Задание для второго уровня Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схему 8 предложения. На дворе в морозном пару краснело солнце ( ) в доме было тепло. Глянет ( ) к земле пригвоздит.   Я умираю ( ) мне не к чему лгать. В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство ( ) воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей. Один ушел ( ) зато другой пришел. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.  Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.  В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)


Slide 17

Задание для третьего уровня Придумайте и запишите БСП со значением а) причины б) пояснения в) следствия г) противопоставления д) условия е) времени Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Выпишите его, исправив знаки препинания. А) Эта страсть к чтению была ему отвратительна: сам он читать не умел. Б) Я знаю - в вашем сердце есть и сердце и прямая честь. В) Рита хотела говорить – Павел перебил её. Проверочная работа (выберите задание по своим силам: первого, второго или третьего уровня)


Slide 18

Спасибо за работу!


×

HTML:





Ссылка: