Личностно-ориентированная модель образования имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. Личностно-ориентированная модель образования базируется на следующих постулатах:


The Presentation inside:

Slide 0

Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Формируется во взаимодействии человека с окружающим миром Личностно-ориентированная модель образования имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. Личностно-ориентированная модель образования базируется на следующих постулатах:


Slide 1

Если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает просьбу и убеждение; Если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных; Если есть возможность не навязывать детям что-либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора; Если есть возможность принять учащихся такими, какие они есть, то педагог принимает их со всеми достоинствами и недостатками; Если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот шанс надо использовать


Slide 2

Такая модель образования базируется на равноправии субъектов педагогического процесса, принятии ценности внутреннего мира каждого каждым, организации совместной деятельности на основе сотрудничества. Необходимо обозначить личностные характеристики учителя, которые обеспечивают эффективность данного процесса Теплота в отношениях -доступность, открытость. Нельзя надеть на себя маску сердечного человека, т.к.сразу почувствуешь фальшь Искренность – качество, обеспечивающее контакт с детьми. Демонстрируя свой «профессионализм», закрепляя позицию «сверху» значит быть неискренним. Эмпатия – способность к сопереживанию. Сопереживание и сочувствие нетождественны. Сочувствие – это в большей степени жалость к другому человеку. Безусловно позитивное отношение – принятие и признание ценности другого человека


Slide 3

Добавим еще несколько необходимых качеств уверенность в себе оптимизм интуиция настойчивость Без них невозможно достичь результата в любом деле, а тем более в оказании психолого – педагогической поддержки подрастающим людям


Slide 4


Slide 5

Психологическая составляющая личности Природный компонент (здоровье, задатки, тип нервной системы) Социальный компонент (микросреда-семья, макросреда-школа) Деятельностный компонент (учение, воспитание) Интеллектуальная сфера (обученность,обучаемость). Это имеющийся у человека запас знаний, а также умственный потенциал. Эмоционально-волевая сфера - это способность к произвольной саморегуляции, рефлексии, а также показатель лабильности нервной системы, то есть приспособляемости к изменяющейся обстановке. Данная сфера определяется типом нервной системы Ценностно-мотивационная сфера (терминальные и инструментальные ценности) Терминальные – ценности-цели (получение образования, поступление в вуз) Инструментальные – тактические ценности, позволяющие занимать социальные роли. В этих ценностях проявляется отношение к себе, к людям, к делу, нравственный и моральный облик, мировоззрение


Slide 6

Структура направленности личности


Slide 7

Индивид – 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо . Индивид характеризуется потребностью быть личностью (а мы знаем, что личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации) Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, влияющий на развитие индивида и выступающий буфером между школой и ребенком. Став членом классного коллектива он вынужден принимать те правила и нормы, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими потому, что хочет быть принятым коллективом. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства, что приводит к формированию социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость. Каждый ученик воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.


Slide 8

Так что такое коллектив? Коллектив – это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.Петровский) Коллектив – это свободная группа людей, объединенная общей целью, единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и ответственности (А.Макаренко) Коллектив – это группа людей, отличающаяся гуманистической направленностью, высоким уровнем организационного единства и психологической коммуникативности ( Л.Уманский, А.Чернышев) Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития (психологический словарь)


Slide 9

Характеристики коллектива Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов Организованность – способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность. Интеллектуальная коммуникативность – это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя, степень психологической защищенности каждого ученика Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом; или – разобщенность: ученики не стремятся быть вместе проявляют безразличие к общению.


Slide 10

А.С.Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. В.М.Бехтерев доказал, что влияние группы, реальный коллектив, не всегда и не во всем влияет только положительно. Коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным. Р.С.Немов считал, что высокоразвитые детские коллективы оказывают только положительное влияние на воспитание личности, но таких сейчас мало. Детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, решать проблемы. Но ни один свободный человек не подчиняется коллективу. Этим принципиально отличается взгляд на демократическое воспитание и воспитание коллективи- стское, способное, как теперь многие признают, лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Устремленность современной школы в демократическое будущее – залог обновления содержания и способов воспитания.


Slide 11

Включенность как механизм связи личности и коллектива Включенность следует понимать как адекватное или неадекватное участие личности в жизнедеятельности коллектива Адекватное участие –проявление инициативы, активности, стремление внести вклад в коллективные дела. Неадекватное участие – безотчетное следование за коллекти- вом, либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного. Полная включенность в коллектив должна совмещать в себе: 1.Собственную активность личности 2.Пристрастность и активность других членов 3. Знание и предвидение активности всех членов организации, что является проявлением активности самого индивида.


Slide 12

Коллектив расслаивает своих участников на четыре категории по направлению активности: Лица, вносящие только положительный вклад в организацию Лица, влияющие только отрицательно Лица нулевой включенности (пассивные) Лица смешанной включенности (вносящие одновременно и положительный, и отрицательный вклад)


Slide 13

Выделяют несколько принципов всестороннего развития личности в коллективе Принцип активности ( не пассивное усвоение норм, а активное овладение ими) Принцип деятельности (организация совместной деятельности со взрослыми и сверстниками) Принцип коллективности (зависит от уровня развития межличностных отношений группы) Принцип личностного подхода (следует учитывать психологические особенности уч-ся, выявить, как представлен школьник в коллективе и как коллектив представлен в его личности)


Slide 14

Роль коллектива в воспитании личности в тезисах Р.С.Немова Нельзя утверждать, что всякий поступок ребенка, не рассчитанный на интересы коллектива, вреден для общества Целесообразно уравнять в педагогических правах и обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, детский и педагогический коллективы(не только взрослые и коллектив может что-то требовать от ребенка как от личности, но и ребенок может предъявлять требования коллективу, взрослому человеку) Не только отдельная личность должна брать на себя определенные обязанности перед коллективом, но и коллектив должен иметь четкие и равные обязанности перед каждой личностью.


Slide 15

Влияние педагога на своих воспитанников бывает положительным и отрицательным Положительное: -стремление быть полезным -высокая компетентность и профессионализм -внутреннее и внешнее спокойствие -уравновешенность -уверенность в себе -сбалансированность индивидуальных личностных качеств -уважительное отношение к детям -понимание их неповторимости -уважение их собственного достоинства


Slide 16

Формирование отрицательного влияния педагогов связано со следующими параметрами: Недостаток или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним Непонимание их психологии Незнание возрастных и индивидуальных особенностей Неуспешность, повышенная трудность педагогического труда Психоэмоциональные перегрузки, испытываемые на работе


Slide 17

Определенные сочетания качеств и свойств личности педагога могут прямо или косвенно способствовать развитию социально-педагогической запущенности у детей Фактор личностной тревожности – ведет к снижению социальной активности ребенка. Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагога – входит в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражается на учебной деятельности. Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки - провоцируют ответные реакции детей. Фактор равнодушия – разрушает личностно-эмоциональное общение ребенка. Иногда педагоги перестают быть интересными для детей, не являются примером для подражания в интеллектуальной деятельности, не развивают умственные способности уч-ся


Slide 18

Профессиональная некомпетентность ведет к низкому качеству педагогического процесса, является неэффективной для обычных детей, а у педагогически запущенных приводит к демотивации учения, неовладению учебной деятельностью и недоразвитию познавательных интересов. Авторитарность также провоцирует агрессивное поведение ребенка, вызывает протестные реакции, подавляет его, снижает активность. Для того, чтобы избежать негативных факторов, каждый педагог должен заниматься самообразованием и самовоспитанием, владеть современными педагогическими технологиями


×

HTML:





Ссылка: