Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи


The Presentation inside:

Slide 0

Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 50 г. Тюмени


Slide 1

Цель: Организация работы педагогов и специалистов МАОУ СОШ № 50 города Тюмени в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков речевого развития детей и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.


Slide 2

Задачи: — своевременное выявление детей с тяжелыми нарушениями речи; — определение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов; — определение особенностей организации образовательного процесса; — создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы НОО; — осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ. — оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ТНР по социальным, правовым и другим вопросам.


Slide 3

Основные направления деятельности


Slide 4

Организация образовательной деятельности Рабочая коррекционная образовательная программа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана на основе Программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (Москва, 1987г.) и концепции комплекта «Перспективная начальная школа». Программа построена с учетом специфики основного дефекта детей и наряду с выполнением общих учебных задач направлена на коррекцию проявлений речевой патологии. Некоторые темы Программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (Москва, 1987) устарели и потеряли свою актуальность, они были изменены и отформатированы с опорой на УМК «Перспективная начальная школа».


Slide 5

Организация обучения детей с ОВЗ Содержание и организация учебно-воспитательного процесса детей с тяжелыми нарушениями речи строится в условиях коррекционных классов V вида, психолого-педагогического сопровождения и помощи детям в условиях системы дополнительного образования. Программа обучения построена с учетом специфики основного дефекта детей, что отражено в программе освоения курса русского языка: «Развитие речи. Окружающий мир» (1-4 классы) – 3 ч в неделю, «Произношение» (1-2 классы) – 2 ч в неделю, «Фонетика, грамматика, правописание» (1-4 классы) – в 1, 2, 3 классах – 5 ч в неделю, в 4 классе – 4 ч в неделю, «Чтение» (1-4 классы) – 4 ч в неделю.


Slide 6

Организация коррекционной работы Обучение детей с ТНР имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию речи; работе над формированием устной речи и произношения; обеспечению коррекции различных проявлений дефектов речи. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся и составляют до 60 минут в неделю на каждого учащегося, из них групповые коррекционные занятия 1ч через неделю – логопедические, 1ч через неделю - психологические, 1ч через неделю - по предмету «Математика», 1 ч через неделю – по предмету «Фонетика, грамматика, правописание»; индивидуальные логопедические занятия – 1 ч через неделю.


Slide 7

Содержание и формы коррекционной работы учителя наблюдение за учащимися; поддержание связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ; составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута учащегося (вместе с психологом и логопедом), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; ? контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; ? формирование комфортного для каждого ученика микроклимата в классе; ведение документации (индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты детей и др.); организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.


Slide 8

Логопедическая работа В обязанности учителя-логопеда входит изучение всех компонентов устной и письменной речи обучающихся; проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.


Slide 9

Психологическая помощь Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углублённого обследования детей, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправления возможных нарушений общения и поведения, на адаптацию их в сфере нормально развивающихся сверстников; оказывает методическую помощь учителям.


Slide 10

Медицинское сопровождение Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.


Slide 11

Социальное партнёрство предусматривает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами: - Центром социальной помощи семье и детям «Мария»; - Областным центром реабилитации инвалидов; - Центром восстановительной медицины и реабилитации для детей с психоневрологической патологией «Надежда»; - Областным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник». Социальное партнёрство с данными учреждениями призвано решать вопросы преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Slide 12

Результаты Результатом коррекции развития детей с ОВЗ считается - освоение учащимися планируемых результатов основной образовательной программы; - освоение жизненно значимых компетенций: овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; - преодоление и/или ослабление недостатков речевого развития учащихся; - социальная адаптация в коллективе, обществе.


×

HTML:





Ссылка: