ДИСЦИПЛИНА П С И Х О Л О Г И Я


The Presentation inside:

Slide 0

ДИСЦИПЛИНА П С И Х О Л О Г И Я Регистрационный номер: МП 00008-07 Рекомендовано: МСФ и МОУ


Slide 1

САДЫКОВА АЛМАГУЛЬ НУРСАИТОВНА преподаватель кафедры общей психологии


Slide 2

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 1.1. Особенности психологической науки 1.2. Методы психологии 1.3. История развития психологических знаний 1.4. Основные направления психологии в Западной Европе и США 1.5. Основные направления отечественной психологии 1.6. Психика, сознание, поведение, деятельность РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ 2.1. Психология ощущения и восприятия 2.2. Психология внимания и памяти 2.3. Психология мышления и речи 2.4. Психология воображения 2.5. Эмоционально-волевая сфера РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП 3.1. Общее представление о личности 3.2. Темперамент 3.3. Характер 3.4. Способности 3.5. Психология малых групп и межличностных отношений


Slide 3

ЛЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАК НАУКИ


Slide 4


Slide 5

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ СМЫСЛ СМЫСЛ Понятие «психология» употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины Понятие «психология» используется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей


Slide 6

Житейские Научные психологические психологические знания знания Знания конкретны Интуитивный характер знаний Передача знаний затруднена Источник знаний – наблюдение Знания ограничены Знания обобщены Знания рациональны и осознанны Знания накапливаются и передаются Источник знаний – эксперимент Знания постоянно расширяются


Slide 7

П С И Х О Л О Г И Я В переводе с древнегреческого означает «наука о душе» («psyche» – душа, «logos» – учение) Это наука о психике и психических явлениях В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIв.


Slide 8


Slide 9


Slide 10


Slide 11


Slide 12

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ НЕПОВТОРИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


Slide 13


Slide 14

ЛЕКЦИЯ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ


Slide 15

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий


Slide 16

Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX века, поэтому она часто опирается на методы других, более «старых наук»


Slide 17

КРОМЕ ТОГО ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗУЕТ МЕТОДЫ СОВРЕМЕННЫХ НАУК, ТАКИХ КАК:


Slide 18

Любая самостоятельно существующая наука имеет только ей присущие методы исследования. Все они могут быть разделены на 3 группы в зависимости от степени влияния экспериментатора на получаемые результаты: Субъективные Объективные Моделирование


Slide 19

Объективные методы


Slide 20

Приборные психофизиологические методики С помощью приборов регистрируют пульс, дыхание, мышечный тонус, биотоки мозга в целях диагностики функционального состояния человека


Slide 21

Аппаратурные поведенческие методики Регистрируют скорость реагирования и точность действий, диагностируют психомоторную координацию, свойства нервной системы, определенные профессиональные умения


Slide 22

Объективные тесты Предполагают выбор ответа испытуемым из предложенных вариантов. Ответы обрабатываются по ключу, который задан в форме норматива, поскольку есть объективно правильные и объективно неправильные ответы


Slide 23

Тесты - опросники Используются для диагностики личностных черт. В них испытуемый выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения. Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур


Slide 24

Методики «субъективного шкалирования и самооценки» Относятся к субъективным методикам, поскольку диагност не влияет на результаты, но требуется его высокая квалификация, чтобы интерпретировать ответы испытуемого, который сам оценивает объекты или понятия по степени субъективной привлекательности или схожести


Slide 25

Субъективные методы предполагают, что диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности


Slide 26

НАБЛЮДЕНИЕ Метод наблюдения позволяет проводить более полное и точное описание наблюдаемого поведения, а также психологически его истолковывать Наблюдение, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя называется внешним наблюдением Наблюдение за своими переживаниями, поведением называется самонаблюдением, или интроспекцией Научное наблюдение, характеризующееся систематичностью и проводящееся на основе определенного плана с целью получения объективной картины – это стандартизированное наблюдение В случаях, когда сам исследователь является непосредственным участником событий, мы говорим о включенном наблюдении


Slide 27

ОПРОС Представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих испытуемых путем вопросов и ответов Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Вопросы, задаваемые исследователем могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от ситуации Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма этого вида опроса – анкета Свободный опрос – разновидность письменного и устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При этом можно гибко менять тактику и содержание исследования Стандартизированный опрос предполагает четко выстроенную структуру опросника, каждый вопрос имеет свое место, что позволяет не отклонятся от плана и намеченных шагов в исследовании


Slide 28

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Направлены на экспериментальное исследование тех личностных особенностей, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу Характеризуются малой стандартизированностью проведения всей процедуры исследования и толкования данных Среди диагностируемых качеств могут быть: интересы и мотивация личности, установки и ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения


Slide 29

МОДЕЛИРОВАНИЕ Особенностью моделирования является то, что они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении и при их использовании не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации Модели могут быть: Техническими Математическими Логическими Кибернетическими


Slide 30

ЛЕКЦИЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ


Slide 31

Под историей психологии имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов


Slide 32

В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ МОЖНО УСЛОВНО ВЫДЕЛИТЬ 4 ЭТАПА: 1. Психология как наука о душе (более 2 тыс. лет до н.э.) 2. Психология как наука о сознании (начиная со 2 пол. XVII в.) 3. Психология как наука о поведении (с XX в.) 4. Психология как наука о психике и психических явлениях (со 2 пол. ХХ в. по настоящее время)


Slide 33

психология как наука о душе развивалась в рамках 2-х направлений философии Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а материальное – вторично. Они рассматривают психику как нечто самостоятельно существующее и независимое от материи. В психической деятельности видят проявление бессмертной души, а все материальные вещи и процессы трактуют как наши ощущения и представления, либо как загадочные проявления «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи» Философы-материалисты говорили наоборот: материя первична, а идеальное – вторично. Т.е., психика есть производное от материи явление. Душа предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение. Многие философы отождествляли душу с материальным веществом, состоящим из атомов огня. Все душевные явления объяснялись физическими и механическими причинами.


Slide 34

психология как наука о сознании Основной постулат психологии 2-й пол. XIXв.: «Первое, что обнаруживает у себя человек – это его сознание». Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием Основной метод психологии этого периода – интроспекция, основанная на 2-х утверждениях: Процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения Процессы сознания способны открываться только самому субъекту, т.е. могут быть изучены только им самим


Slide 35

период открытого кризиса в психологии (к.XIX-н.ХХ в.) Причины кризиса: За предыдущий период был накоплен большой эмпирический материал Отсутствовала психологическая теория, которая могла бы объяснить полученные эмпирические данные Возникли многочисленные отступления от традиционной психологии


Slide 36

Этапы открытого кризиса Первый этап (к.70-х гг. XIX в. – н. ХХ в.) характеризуется возникновением отдельных психологических школ, но общепризнанной системы в науке еще нет Второй этап (н.10-х гг. XX в. – с.30-х гг. ХХ в.) характеризуется возникновением новых теоретических направлений, заявившие о себе как о новых психологических теориях Третий этап (к.30-х гг. XX в. – по наст.время) характеризуется упадком направлений, их смешением друг с другом, появлением новых психологических концепций


Slide 37

ЛЕКЦИЯ ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США


Slide 38

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ БИХЕВИОРИЗМ НЕОБИХЕВИОРИЗМ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДИЗМ ГЕШТАЛЬПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Slide 39

БИХЕВИОРИЗМ направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящего психику к различным формам поведения, определившееся как наука о поведении основоположник Дж. Уотсон основные представители: Э. Толмен, Б. Скиннер


Slide 40

основные положения: задача психологии состоит в исследовании поведения живого существа поведение – это внешнее проявление психической деятельности человека, поддающееся наблюдению; это система реакций организма на внешние раздражители формула бихевиористов: S R


Slide 41

ПСИХОАНАЛИЗ сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а в последствии – в одно из самых важных направлений философии ХХ века основная идея – поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательными желаниями, влечениями, переживаниями основоположник – З. Фрейд


Slide 42

основные положения: В человеке находятся в противоречии 2 начала: инстинкт жизни – эрос инстинкт смерти - тонатос Основной источник развития человека – специфическая энергия либидо, которая движет им, начиная с рождения Стадии психосексуального развития человека: Оральная (0-1г.): удовлетворение желаний происходит при раздражении ротовой полости путем глотания, сосания, кусания 2. Анальная (1-3л.): ребенок приучается навыкам туалета, чистоплотности и аккуратности 3. Фаллическая (3-7л.): происходит половая дифференциация, ребенок осознает свою половую принадлежность 4. Латентная (7-12л.): наблюдается период «затишья», своеобразное время подготовки к половому созреванию 5. Генитальная (подростковый период): восстанавливаются сексуальные и агрессивные тенденции, возрастает интерес к противоположному полу


Slide 43

структурная модель личности по Фрейду личность СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я) НОСИТЕЛЬ МОРАЛИ И НОРМ ЭГО (Я) ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ ИД (ОНО) ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ


Slide 44

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов основные представители: М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер


Slide 45

Основные понятия: Гештальт – (от нем. образ, форма) функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений, создает целостный образ Среди законов гештальта были выделены: закон симметричности, сходства, близости, равновесия, прегнантности (тенденция феномена принять более отчетливую, завершенную форму) Фигура – образ предмета; то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие Фон – все остальное, что окружает фигуру


Slide 46

примеры действия законов гештальта Что это: 3 дорожки или 3 столбика; или 2 столбика и 2 линии по бокам; или просто 6 линий? Две окружности, вписанные одна в другую, могут восприниматься либо как тор, либо как направленный к зрителю усеченный конус, либо как уходящий вдаль тоннель, либо как «вид шляпы сверху»


Slide 47

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление в западной, преимущественно в американской, психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, стремящуюся к максимальной творческой самореализации основные представители: К. Роджерс (феноменологическое направление), А. Маслоу (мотивационное направление)


Slide 48

Феноменологическое направление К. Роджерса В психике человека заложены 2 врожденные тенденции СТРЕМ ЛЕНИЕ К САМО АКТУА ЛИЗА ЦИИ КОНТ РОЛЬ ЗА СВОИМ РАЗ ВИТИ ТИЕМ


Slide 49

Мотивационное направление А. Маслоу Пирамида потребностей: 5. Потребности в самоактуализации 4. Потребности в самоуважении 3. Потребности в принадлежности и любви 2. Потребности в безопасности и защите 1. Физиологические потребности


Slide 50

ЛЕКЦИЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Slide 51

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И.М. СЕЧЕНОВ ВНЕС БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ, НЕЙРОПСИХОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.П. ПАВЛОВ СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О ТИПАХ ВНД, ОБ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ, О ДВУХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, КОНЦЕПЦИИ АНАЛИЗАТОРА В.М. БЕХТЕРЕВ РАЗРАБОТАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОВЕДЕНИЯ – РЕФЛЕКСОЛОГИЮ, ВНЕС ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ К.Н. КОРНИЛОВ СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ РЕАКТОЛОГИИ, ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КОТОРОЙ – РЕАКЦИЯ КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Slide 52

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества, социального общения и освоения индивидом ценностей культуры Важным в его концепции является отношение к связи развития и обучения: обучение должно вести за собой развитие


Slide 53

Основные понятия: Уровень сложности задач, которые ребенок еще способен решить самостоятельно, определяют зону актуального развития Общение же со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством задают ближайшую перспективу развития ребенка – зону ближайшего развития


Slide 54

Деятельностная концепция А.Н. Леонтьева Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности Сложившиеся в результате этого внутренние структуры, в свою очередь, служат для порождения внешних действий, высказываний – процесс экстрериоризации Основное понятие – ведущая деятельность – та, с которой на данном этапе связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности (игра, учение, труд)


Slide 55

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ Автор – Д.Н. Узнадзе Основные положения: Ни одно действие не возникает на «пустом месте» Поведение есть реализация конкретной подготовки Центральный объяснительный принцип – понятие установки, обозначающей неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении Установка возникает при встрече потребности с ситуацией ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой


Slide 56

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ Б.Г. АНАНЬЕВА Современной наукой: человек изучается как представитель биологического вида он рассматривается как член общества изучается его предметная деятельность изучаются закономерности развития конкретного человека


Slide 57

1. ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНИЧНОЕ ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВИДА HOMO SAPIENS 2. СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИД КАК НОСИТЕЛЬ СОЗНАНИЯ, ОБЛАДАЮЩИЙ СПОСОБНОСТЬЮ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СОВОКУПНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО УНИКАЛЬНОСТИ, СВОЕОБРАЗИЯ И НЕПОВТОРИМОСТИ 4 ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА


Slide 58

ЛЕКЦИЯ ПСИХИКА СОЗНАНИЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Slide 59

П С И Х И К А – ЭТО СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ ЖИВОЙ МАТЕРИИ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В АКТИВНОМ ОТРАЖЕНИИ СУБЪЕКТОМ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, В ПОСТРОЕНИИ ИМ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЭТОГО МИРА И РЕГУЛЯЦИИ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Slide 60

ПРИРОДА ПСИХИКИ:


Slide 61

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ: РАЗДРАЖИМОСТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ИЗБИРАТЕЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ ВНЕШНЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ВЫНУЖДЕННОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, В РЕАГИРОВАНИИ НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ (ОСВЕЩЕННОСТЬ, ТЕПЕРАТУРА, МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ…) ПЕРВИЧНЫЕ ФОРМЫ РАЗДРАЖИМОСТИ НАБЛЮДАЮТСЯ У РАСТЕНИЙ И ПРОСТЕЙШИХ ОРГАНИЗМОВ, ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ТРОПИЗМЫ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ, ЧЕМ РАЗДРАЖИМОСТЬ, ФОРМА РЕАГИРОВАНИЯ НА СЛОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОБЩУЮ СПОСОБНОСТЬ К ОЩУЩЕНИЯМ ЭТО ДАЕТ ЖИВЫМ ОРГАНИЗМАМ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАГИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, НО И НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ И МОЖЕТ РАССАМТРИВАТЬСЯ КАК ПОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ТИПА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ - ПОВЕДЕНИЯ


Slide 62

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ


Slide 63

СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики


Slide 64

Стадия элементарной сенсорной психики


Slide 65

Стадия перцептивной психики


Slide 66

С О З Н А Н И Е ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ПРИСУЩИЙ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ КАК СОЦИАЛЬНОМУ И ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ СУЩЕСТВУ


Slide 67

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ: Во-первых, сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов Во-вторых, сознание интенционально. Сознание человека всегда направлено на какой-либо объект, предмет, образ, т.е. обладает свойством интенции


Slide 68

Наличие данных свойств обуславливает ряд других характеристик сознания: Способность к самонаблюдению – рефлексии. Это определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим состоянием. При чем наблюдать критически, т.е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Мотивационно-ценностный характер сознания. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок Я-концепция.


Slide 69

ПОВЕДЕНИЕ – В зависимости от уровня психического развития живые существа обладают поведением различной сложности Это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды В развитии поведения можно выделить 3 стадии: Стадия инстинктивного, или элементарного поведения Стадия навыков и предметного восприятия Стадия интеллектуального поведения


Slide 70

Стадия инстинктивного поведения


Slide 71

Стадия навыков и предметного восприятия


Slide 72

Стадия интеллектуального поведения


Slide 73

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА С МИРОМ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ПРОИСХОДИТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ОБЪЕКТЕ, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ СВОИХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЛЮБОЙ ПРОСТЕЙШИЙ АКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА, А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОТИВ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИИ


Slide 74

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Slide 75

ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ


Slide 76

ОЩУЩЕНИЕ чувственное отображение объективной реальности, суть которого состоит в отражении отдельных свойств предмета при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств


Slide 77

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных анатомических структур - анализаторов Периферический отдел анализаторов называется рецептором – это воспринимающая часть анализатора, основная функция которого трансформация внешней энергии в нервный импульс Проводящие нервные пути: эфферентные и афферентные Корковые или центральные отделы анализаторов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов


Slide 78

Виды ощущений


Slide 79

Виды ощущений


Slide 80

Свойства ощущений


Slide 81

ВОСПРИЯТИЕ целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств


Slide 82

Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение которое по проводящим нервным путям передается в нервные центры коры головного мозга Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, в зависимости от того с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация Возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира


Slide 83

Виды восприятия


Slide 84

Свойства восприятия


Slide 85

ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ


Slide 86

ВНИМАНИЕ – направленность и активная сосредоточенность психической деятельности человека на объекте, который в данный момент познаем, воспринимаем, о котором мыслим и говорим


Slide 87


Slide 88

Основные виды внимания Произвольное внимание Управляется сознательной целью.Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов Послепроизвольное внимание Первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми для него становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат Непроизвольное внимание Возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности


Slide 89

Свойства внимания Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на одном и том же объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания Объем – определяется количеством информации или объектов, одновременно способных удерживаться в поле ясного внимания Распределение – рассредоточение внимания; параллельное или одновременное выполнение разных видов деятельности Концентрация – степень сосредоточенности, интенсивности связи сознания человека с деятельностью; способность сохранять внимание при наличии помех Переключаемость – свойство большей или меньшей подвижности внимания, перевод внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую; также заключается в способности быстро ориентироваться в меняющихся условиях Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одной деятельности на другую, с одного объекта на другой, или с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения


Slide 90

П А М Я Т Ь - сложный психический процесс, состоящий из процессов запечатления, сохранения и последующего воспроизведения следов прошлого опыта


Slide 91

ВИДЫ ПАМЯТИ


Slide 92

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ ЗАПОМИНАНИЕ – ОБОБЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА В ПАМЯТИ СОХРАНЕНИЕ – ФАЗА ПАМЯТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ УДЕРЖАНИЕ ВОСПРИНЯТОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – ПРОЦЕСС ПАМЯТИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ВОССТАНОВЛЕНИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ РАНЕЕ ЗАПОМНЕННОГО МАТЕРИАЛА


Slide 93

ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ


Slide 94

М Ы Ш Л Е Н И Е высший познавательный психический процесс, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности


Slide 95

Характеристики мышления как психического процесса Первым признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям Вторым признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности, суть которого заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации В-третьих, мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Т.е. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить В-четвертых, мышление неразрывно связано с речью. Эта связь находит свое выражение в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы. Мы всегда думаем словами


Slide 96


Slide 97

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ОБЩИХ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖАТ ЗНАНИЯ ОБ ЭТИХ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫСШАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ СУЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ СУЖДЕНИЕ – ФОРМА МЫШЛЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПОНИМАНИИСУБЪЕКТОМ МНОГООБРАЗИЯ СВЯЗЕЙ КОНКРЕТНОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ ЯВЛЕНИЯМИ


Slide 98

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ СРАВНЕНИЕ операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира КОНКРЕТИЗАЦИЯ представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению СИНТЕЗ мысленное соединение частей предметов в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств АНАЛИЗ мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета АБСТРАКЦИЯ мысленное отвлечение от каких-либо частей и свойств предмета для выделения его существенных признаков ИНДУКЦИЯ переход от частных случаев к общему положению ДЕДУКЦИЯ переход от общего положения к частному случаю


Slide 99

Р Е Ч Ь особый психический процесс словесного общения людей посредством языка Я З Ы К система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл


Slide 100

ФУНКЦИИ РЕЧИ ФУНКЦИЯ ВЫРАЖЕНИЯ заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. При этом речь имеет определенную эмоциональную окраску ФУНКЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо ФУНКЦИЯ СООБЩЕНИЯ заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов и обеспечивает осуществление контакта между ними ФУНКЦИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ заключается в способности давать названия предметам и явлениям, благодаря чему мы способны мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией


Slide 101

Классификация видов речи ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ СВЯЗАНА С ПРОЦЕССОМ ОБЩЕНИЯ, ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ УСТНАЯ РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ СВЯЗАНА С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ ПИСЬМЕННАЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ОСНОВНОМ В КАЧЕСТВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧИ - ЖЕСТОВ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ


Slide 102

ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ


Slide 103

ВООБРАЖЕНИЕ процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений


Slide 104

ТИПЫ ВООБРАЖЕНИЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЕЧТА СОН ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ ГРЕЗЫ


Slide 105

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОИСХОДИТ СВОЕОБРАЗНОЕ РАСЧЛЕНЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ИЛИ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ. В ХОДЕ ТАКОГО АНАЛИЗА ПРОИСХОДИТ АБСТРАГИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА, Т.Е. ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАМ ИЗОЛИРОВАННЫМ ОТ ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВУХ ТИПОВ: ВО-ПЕРВЫХ ЭТИ ОБРАЗЫ МОГУТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНЫ В НОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ И СВЯЗИ; ВО-ВТОРЫХ, ЭТИМ ОБРАЗАМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИДАН СОВЕРШЕННО НОВЫЙ СМЫСЛ. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ С АБСТРАГИРОВАННЫМИ ОБРАЗАМИ ПРОВОДИТСЯ СИНТЕЗ


Slide 106

МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖАЕМЫЕ ОБРАЗЫ АГГЛЮТИНАЦИЯ – «СКЛЕИВАНИЕ» РАЗЛИЧНЫХ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НЕСОЕДИНИМЫХ КАЧЕСТВ, ЧАСТЕЙ (Русалка, Кентавр, Пегас) СХЕМАТИЗАЦИЯ – СЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СГЛАЖИВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ, ЧЕТКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ СХОДНЫХ ЧЕРТ (растительные орнаменты) ТИПИЗАЦИЯ – ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОГО, ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ В ОДНОРОДНЫХ ОБРАЗАХ (типичные образы в художественной литературе, произведениях искусства) АКЦЕНТИРОВАНИЕ – ПОДЧЕРКИВАНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ, ТИПИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ ОБРАЗА ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ ПРЕДМЕТА, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ (Мальчик-с-Пальчик, 3-хглавые Драконы, многорукие богини)


Slide 107

ЛЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА


Slide 108

Э М О Ц И И психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека


Slide 109

типы эмоциональных переживаний АФФЕКТ наиболее мощный вид эмоциональной реакции; интенсивные, бурно протекающие кратковременные эмоциональные вспышки ЧУВСТВА психические состояния, отражающие устойчивое отношение человека к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым) НАСТРОЕНИЯ самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, характеризующийся повышенной физиологической и психической активностью СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ это более длительные состояния, представляющие собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и воспоминаемые


Slide 110

СТЫД СТРАХ РАДОСТЬ УДИВЛЕНИЕ СТРАДАНИЕ ГНЕВ ОТВРАЩЕНИЕ ВИНА ПРЕЗРЕНИЕ ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ


Slide 111

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ СИГНАЛЬНАЯ ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ


Slide 112

В О Л Я сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков


Slide 113

функции воли активизирующая функция сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности тормозящая функция


Slide 114

структура волевого акта побуждение к совершению действия осмысление цели действия принятие решения действовать желание влечение борьба мотивов волевое усилие внутреннее волевое действие внешнее исполнение волевого действия


Slide 115

ЛЕКЦИЯ ТЕМПЕРАМЕНТ


Slide 116

ТЕМПЕРАМЕНТ характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой – с другой


Slide 117

темперамент имеет 2 компонента АКТИВНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ СТЕПЕНЬ ЭНЕРГИЧНОСТИ, СТРЕМИТЕЛЬНОСТИ, БЫСТРОТЫ ИЛИ, НАОБОРОТ, МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ И ИНЕРТНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРОТЕКАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПРЕДЕЛЯЯ ЗНАК (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ) И МОДАЛЬНОСТЬ (РАДОСТЬ, ГОРЕ, СТРАХ, ГНЕВ И ДР.)


Slide 118

краткий обзор учений о темпераменте 1 УЧЕНИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ ГИППОКРАТА ЛЮДИ РАЗЛИЧАЮТСЯ СООТНОШЕНИЕМ 4-Х ОСНОВНЫХ «СОКОВ ОРГАНИЗМА»: КРОВИ (SANGUIS) – САНГВИНИК СЛИЗИ (PHLEGMA) – ФЛЕГМАТИК ЖЕЛТОЙ ЖЕЛЧИ (CHOLE) – ХОЛЕРИК ЧЕРНОЙ ЖЕЛЧИ (MELAS CHOLE) - МЕЛАНХОЛИК


Slide 119

краткий обзор учений о темпераменте 2 КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ Э.КРЕЧМЕРА ЕГО ИДЕЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЛЮДИ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТИПОМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ИМЕЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ: ЛЕПТОСОМАТИК (хрупкое телосложение, узкие плечи, высокий рост, длинные конечности) ПИКНИК (чрезмерно тучный, средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее) АТЛЕТИК (развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост) ДИСПЛАСТИК (человек с бесформенным, непропорциональным строением тела)


Slide 120

краткий обзор учений о темпераменте УЧЕНИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ У.ШЕЛДОНА В ЕГО КОНЦЕПЦИИ ЛЕЖИТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ТЕЛО И ТЕМПЕРАМЕНТ – ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПАРАМЕТРА ЧЕЛОВЕКА. СТРУКТУРА ТЕЛА ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЕМПЕРАМЕНТ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ФУНКЦИЕЙ. ИМ БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ 3 ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫМ СООТВЕСТВУЮТ 3 ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА: 1. ЭНДОМОРФНЫЙ - ВИСЦЕРОТОНИЯ 2. МЕЗОМОРФНЫЙ - СОМАТОТОНИЯ 3. ЭКТОМОРФНЫЙ - ЦЕРЕБРОТОНИЯ 3


Slide 121

краткий обзор учений о темпераменте 4 КОНЦЕПЦИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА С ДАННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТ – ЭТО ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ТОМ СМЫСЛЕ, ЧТО ЕГО СВОЙСТВА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛНОСТЬЮ НИ ВРОЖДЕННЫМИ, НИ ЗАВИСИМЫ ОТ СРЕДЫ. ОН ВЫДЕЛЯЕТ 4 КОМПОНЕНТА ТЕМПЕРАМЕНТА, КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ И ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕНЫ: ЭРГИЧНОСТЬ (ВЫНОСЛИВОСТЬ) ПЛАСТИЧНОСТЬ СКОРОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ)


Slide 122

ЛЕКЦИЯ Х А Р А К Т Е Р


Slide 123

Х А Р А К Т Е Р совокупность индивидуально-психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющиеся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения


Slide 124

4 ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК ЧЕЛОВЕК БЫСТРЫЙ, ПОДВИЖНЫЙ, ДАЮЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК НА ВСЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ; ЕГО ЧУВСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫРАЖАЮТСЯ ВО ВНЕШНЕМ ПОВЕДЕНИИ, НО ОНИ НЕ СИЛЬНЫЕ И ЛЕГКО СМЕНЯЮТ ОДНО ДРУГОЕ ЧЕЛОВЕК МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ И СПОКОЙНЫЙ, КОТОРОГО НЕЛЕГКО ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗАДЕТЬ И НЕВОЗМОЖНО ВЫВЕСТИ ИЗ СЕБЯ. ЧУВСТВА ЕГО ВНЕШНЕ ПОЧТИ НИКАК НЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ЧЕЛОВЕК БЫСТРЫЙ, ИНОГДА ДАЖЕ ПОРЫВИСТЫЙ, С СИЛЬНЫМИ, БЫСТРО ЗАГОРАЮЩИМИСЯ ЧУВСТВАМИ, ЯРКО ВЫРАЖАЮЩИМИСЯ В РЕЧИ, МИМИКЕ, ЖЕСТАХ; НЕРЕДКО – ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, СКЛОННЫЙ К БУРНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РЕАКЦИЯМ ЧЕЛОВЕК, ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ СРАВНИТЕЛЬНО МАЛЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, НОИХ БОЛЬШОЙСИЛОЙ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ. ОН ОТКЛИКАЕТСЯ ДАЛЕКО НЕ НА ВСЕ, НО КОГДА ОТКЛИКАЕТСЯ, ТО СИЛЬНО ПЕРЕЖИВАЕТ, ХОТЯ ВЫРАЖАЕТ СВОИ ЧУВСТВА


Slide 125

ХАРАКТЕР ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЖИЗНЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И МОЖЕТ ТРАНСФОРМИРОВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КОНКРЕТНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНО С МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ И ПОБУЖДЕНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА


Slide 126


Slide 127

ЛЕКЦИЯ СПОСОБНОСТИ


Slide 128

СПОСОБНОСТИ Индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности Они не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности


Slide 129


Slide 130

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ТОНКОСТЬ И ТОЧНОСТЬ РУЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ПАМЯТЬ, РЕЧЬ И ДР. МУЗЫКАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ИДР.


Slide 131

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ТАЛАНТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННОСТЬ СВОЕОБРАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СУБЪЕКТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Slide 132

ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Slide 133

Г Р У П П А ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ В СОЦИАЛЬНОМ ЦЕЛОМ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРИЗНАКА: КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ХАРАКТЕРУ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И Т.П.


Slide 134

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП БОЛЬШАЯ ГРУППА – СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ СОВМЕСТНО В ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЛЮДИ 1-ГО ГОСУДАРСТВА, НАЦИИ, ЭТНИЧЕСКИЕ КЛАССЫ, ВОЗРАСТНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, АУДИТОРИИ СМИ, ОРГАНИЗАЦИИ МАЛАЯ ГРУППА – ОТНОСИТЕЛЬНО НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ МЕЖДУ СОБОЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ЛИЧНОМ ОБЩЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ИМЕЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКИ ФИКСИРОВАННЫЙ СТАТУС, ОПРЕДЕЛЕННУЮ НОРМАТИВНО ЗАКРЕПЛЕННУЮ ИЕРАРХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ, СОЦИАЛЬНО ЗАДАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ВСЕМИ ПРИЗНАКАМИ ГРУППЫ, НО НЕ ИМЕЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКИ ФИКСИРОВАННОГО СТАТУСА. МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО КАК (КЛУБЫ, СЕКЦИИ, ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ), ТАК ОБРАЗОВЫВАТЬСЯ ВНУТРИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ГРУПП


Slide 135

МАЛАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Д.Картрайд, А.Зингер, Т.Ньюком выделяют следующие критерии определения малой группы: частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе; число составляющих ее членов Ш.Бюлер относит к типичным особенностям группы: взаимоотношения ее членов, определенность ролей, обособление лидеров, общность целей, деятельности и организации, наличие у членов группы чувства «мы», сплоченность М.Шериф и К.Шериф относят к свойствам группы структуру и организацию группы; систему норм, регулирующих поведение членов группы


Slide 136

МАЛАЯ ГРУППА КАК СОВОКУПНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕНИЯ Малая группа представляет собой определенную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы», выполняющие в группе определенные роли. Роли могут быть: Предоставляемыми (система ожиданий индивида и определенных групп) Субъективными (те ожидания, которые связывает человек со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом) Играемыми (наблюдаемое поведение личности с данным статусом по отношению к другому лицу с другим статусом)


Slide 137

МАЛАЯ ГРУППА КАК СОВОКУПНЫЙ СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ Понятие «совокупный субъект» относится прежде всего к общности людей, занятых совместной деятельностью. Основные признаки совместной деятельности: наличие единой цели для всех участников деятельности общее стремление действовать сообща совмещение и координация индивидуальных деятельностей разделение единого процесса на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками заинтересованность всех участников деятельности в едином конечном результате


Slide 138

Функции общения как специфического вида взаимодействия субъектов в группе ОБМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДРУГ ДРУГА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ДРУГ ДРУГА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Slide 139

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения Это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей


Slide 140

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ГРУППА МОЖЕТ В КАКОЙ-ТО ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ ИНИЦИАТОРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ ЖЕ СТАТЬ СУБЪЕКТОМ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, КОГДА ГРУППА ВЫСТУПАЕТ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ: РИТУАЛЬНО-ИГРОВОЕ, ЗРЕЛИЩНО-ИГРОВОЕ, КАРНАВАЛЬНО-ИГРОВОЕ, СПОРТИВНО-ИГРОВОЕ, ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЕ


Slide 141

3 аспекта общения Перцептивная сторона общения заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира Интерактивная сторона общения заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями Коммуникативная сторона общения связана с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения


Slide 142

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! УДАЧИ В ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ!!!


×

HTML:





Ссылка: