Региональная экспертиза: проблемы и возможности интеграции


The Presentation inside:

Slide 0

1 Региональная экспертиза: проблемы и возможности интеграции Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации


Slide 1

Проблемы реализации интеллектуального потенциала регионов России Возможности реализации интеллектуального потенциала регионов России на сегодня используются далеко не полностью. Можно выделить наиболее общие проблемы (системные проблемы), с которыми сталкиваются разработчики региональных экспертных программ: Отсутствуют государственные мероприятия, направленные на создание долгосрочных инструментов планирования и управления. У большинства регионов отсутствует общепризнанная стратегия экспертного развития, поэтому разрабатываемые программы развития, как правило, не приводят к ожидаемому результату. Как следствие, отсутствует обоснованное выделение средств бюджета по ключевым направлениям работ экспертного сообщества, поддерживаемым правительством региона. Отсутствие четкой информации о создаваемой экспертной системе в регионе. Зачастую отсутствует единый информационно-аналитический центр, который бы проводил анализ сильных и слабых сторон региона, способствовал согласованию действий экспертного сообщества (Возможный вариант – представительство Аналитического центра). Неполнота правовой базы, в частности - отсутствие законодательно закрепленных понятий (и критериев) интеллектуальной защиты экспертного продукта. У большинства регионов отсутствуют механизмы интеграции региональных программ с общероссийскими программами развития, например с ФЦП. Нет четкого разграничения федеральных и региональных функций в области экспертной деятельности. Отсутствуют реальные индикаторы, оценивающие эффективность экспертного сообщества, из-за непроработанности государственной статистики.


Slide 2

Функции, поддерживающие экспертное сообщество В соответствии с международным опытом, федеральные органы управления могут выполнять следующие функции по поддержке механизмов развития экспертного сообщества в экономике регионов:


Slide 3

Инфраструктура управления интеллектуальным потенциалом региона Крайне значимым является вопрос об инфраструктуре управления интеллектуальным потенциалом региона. Именно инфраструктура будет определять, какие проектные инициативы будут признаваться значимыми, кем и как будет осуществляться их экспертиза, каковы будут возможные способы и участники капитализации данных проектных инициатив, пути и инструменты инвестирования. Наряду с инфраструктурой управления интеллектуальным потенциалом региона, также необходимо рассмотреть вопрос о технологиях управления со стороны всех ключевых участников, заинтересованных в интеллектуальном потенциале региона. Регионы должны стремиться не только к тому, чтобы просто производить больше продукции, а к тому, чтобы концентрировать у себя интеллектуальные права на нее, финансовые ресурсы, квалифицированные кадры. Это, в свою очередь, на региональном уровне содействует решению одной из ключевых задач государственной политики России –эффективной модернизации экономики. Кроме того, это содействует расширению процессов, связанных с реализаций структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности экономики.


Slide 4

Условия эффективной модернизации экономики регионов: Построение экспертного профиля региона (выявление центров ключевых компетенций среди региональных промышленных, образовательных, исследовательских организаций на региональном, национальном и международном уровнях). Выявление наиболее вероятных тенденций развития высокотехнологичных отраслей промышленности (проведение регионального форсайта). Создание региональных информационно-аналитических центров экспертиз (мониторинг состояния территории, создание базы экспертов в области отраслевой экспертизы, установление партнерских связей среди участников. Разработка механизмов поддержки рынка интеллектуальных бизнес-услуг со стороны правительства территории.


Slide 5

Эффективной модернизации экономики способствует: Эксперты анализируют тенденции развития технологий и отраслей. Выявляются существующие в регионе технологические цепочки и цепочки поставщиков. Идентифицируются проблемы и возможности их решения. Выявляются технологии, лежащие на пересечении отраслей, развитие которых может дать толчок развитию отраслей или кластеров. Аналитическая работа Организация дискуссионных площадок (форумы, круглые столы) Важнейшие участники региональной экономики (наука, образование, производители, власть, финансовые структуры, потребители) обсуждают выявленные проблемы, предлагаемые варианты решения этих проблем; обсуждают, разрабатывают и инициируют конкретные проекты для решения проблем; подбирают участников для реализации этих проектов. Создание информационных банков данных Информация о тенденциях и перспективах развития науки и технологий, необходимая для стратегического планирования деятельности промышленных и научных организаций. Информация о потребности в новых видах продукции и новых технологиях. Организация обмена информацией между наукой, бизнесом, обществом и государством (региональной властью).


Slide 6

Организационная структура финской модели экспертиз Программы координируется расширенным национальным комитетом, члены которого ранжируются от представителей бизнеса до представителей властей, ключевых министров, университетов. Программа осуществляется региональными центрами. Организационная модель финских Центров экспертизы отражает принципы региональной сетевой работы партнерств (образованных общественным сектором, бизнесом, общественными властями и научно-исследовательским сектором). Каждый региональный центр экспертизы имеет свою модель организации и управления. Некоторые центры проводят технологическую экспертизу своими силами, нескорые привлекают внешних экспертов. Показателем региональной значимости Центров экспертизы является привлечение значительного количества научно-исследовательских фондов и других финансовых ресурсов, требуемых для софинансирования программы, а также работа с венчурными иностранными фондами. Центры экспертизы аккумулируют информацию о рынке в рамках своей отрасли, проводят технологическую экспертизу, собирают информацию о разрабатываемых новых технологиях. получают достаточно полную картину региональной востребованности новых решений. Создавая и поддерживая партнерские связи с властями, научными институтами, бизнесом и различными финансовыми организациями, Центры экспертизы создают благоприятные условия для коммерциализации новых продуктов и услуг.


Slide 7

Центр экспертизы на примере финской модели Организационный аспект программы отражает идею интеграции науки, бизнеса и власти в сетевые экспертные структуры для эффективной инновационной деятельности. Университеты и исследовательские институты Региональная администрация Компании Аналитический центр – представительство Город Центры экспертизы специализируются на развитии определенных выбранных отраслей, большинство из которых представлены экспертными знаниями мирового уровня. Области экспертизы выбираются на основании исследовательской, образовательной и деловой деятельности в регионе. Идея состоит в том, чтобы создать новый проект, основанный на прорывных технологиях и укрепить конкурентоспособность существующих компаний


Slide 8

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: