Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева. Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева.


The Presentation inside:

Slide 0


Slide 1

Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева.


Slide 2

Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Во цвете лет была она, Его усы едва чернели.


Slide 3

Стихотворение Николая Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842 год) стало для И.А. Бунина толчком к созданию этого рассказа.


Slide 4

Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было, над чем поломать голову.


Slide 5

О чем рассказ «Темные аллеи»?


Slide 6

Подготовим таблицу для анализа рассказа. Выпишите из рассказа детали пейзажа, портрета, интерьера, ремарки автора, слова героев, при помощи которых автор создает характеры героев.


Slide 7

Кто из героев вам более симпатичен? Почему? В таблице разными цветами выделите слова и словосочетания, обозначающие в рассказе прошлое и настоящее.


Slide 8

Перечитайте диалог. Николай Алексеевич: — А! Все проходит. Все забывается. Надежда: — Все проходит, да не все забывается. Чего не забыла Надежда? А Николай Алексеевич?


Slide 9

Вспомните, когда появляется образ “тёмных аллей” в рассказе. Как о них вспоминает Надежда? Николай Алексеевич? Кому или чему адресована её “недобрая улыбка”? Для героя любовь — прекрасное мгновение, а для Надежды? А что есть любовь для Бунина?


Slide 10

Согласны ли вы с такой трактовкой образа Надежды?


Slide 11

Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Прочитайте литературоведческий комментарий к рассказу.


Slide 12

Само содержание символа “тёмные аллеи” реализуется через мотив памяти. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприкосновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: “Всё проходит...”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать...” — героиня воспринимает как “формулу забвения”, оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда “выставляет”, как ей кажется, неоспоримый женский “козырь” — пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё забывается”.


Slide 13

На самом деле в словах Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова) заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, — эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: “Она... всё глядела в окно, как мы уезжали” (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она — красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок.


Slide 14

Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась “выключенной” из жизненного потока. “Тёмные аллеи”, применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте — отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.


Slide 15

Герой же, напротив, в финале спешит окунуться в водоворот жизни, в нём не заметно большого уныния, хотя его судьба тоже довольно драматична. Символичен пейзаж в заключительной части новеллы: “Кучер гнал рысцой, всё меняя чёрные колеи, выбирая менее грязные... К закату проглянуло бледное солнце”. Впереди героя ждёт просветление, ведь с ним навсегда “лучшие минуты”, которые до конца дней будут давать ощущение полноты и одухотворённости бытия, — и это залог приобщения к Вечному.


Slide 16

Изменил ли этот комментарий ваше отношение к героям? Как именно?


Slide 17

Бунин берёт на себя задачу — через “мгновения” жизни просмотреть начала и концы, историю личности в целом, её судьбу, всю “чашу жизни”. Напишите текст на тему «Две встречи». Используйте ваш словарь и композиционную схему.


Slide 18

В чём сходство и различие между схемами?


×

HTML:





Ссылка: