Быкова М.Б., учитель-дефектолог ЦПМПК


The Presentation inside:

Slide 0

Составление мотивированного заключения и рекомендаций ПМПК, моделирующих ППМС сопровождение, в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей Быкова М.Б., учитель-дефектолог ЦПМПК


Slide 1

Это совокупность обязательных требований при реализации АООП Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования детей: с легкой умственной отсталостью (1 вариант); с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (2 вариант) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью


Slide 2

К структуре АООП; Условиям реализации АООП; Результатам освоения АООП ФГОС включает требования:


Slide 3

Раннее получение специальной помощи средствами образования; Непрерывность коррекционно-развивающего процесса; Доступность содержания познавательных задач; Удлинение сроков получения образования; Актуализация сформированных знаний; Специальное обучение «переносу» имеющихся знаний в изменяющиеся условия; Общие для всех обучающихся с умственной отсталостью особые образовательные потребности


Slide 4

Обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом особенностей обучающихся; Использование позитивных средств стимуляции деятельности; демонстрирующих доброжелательное отношение к обучающимся; Развитие мотивации интереса к познанию окружающего мира с учетом возможностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию; Стимуляция познавательной активности Общие для всех обучающихся с умственной отсталостью особые образовательные потребности


Slide 5

Выделение пропедевтического периода, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного образования; Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об окружающем мире; Овладение разнообразными видами и средствами коммуникации; Возможность обучения по программам профессиональной подготовки рабочих и служащих; Особые образовательные потребности для обучающихся с легкой умственной отсталостью


Slide 6

Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося в социуме; Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие семьи и ОО; Расширение образовательного пространства, выходящее за пределы ОО. Особые образовательные потребности для обучающихся с легкой умственной отсталостью


Slide 7

Существенное изменение содержание образования, предполагающее включение специализированных учебных предметов; Создание оптимальных путей развития; Использование специфических методов и средств обучения; Дифференцированное, «пошаговое» обучение; Формирование навыков самообслуживания, элементарных социально-бытовых навыков; Особые образовательные потребности для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью


Slide 8

Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися; Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами; Организация обучения в разновозрастных классах; Организация взаимодействия специалистов и семьи. Особые образовательные потребности для обучающихся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью


Slide 9

Стандарт направлен на обеспечение: Равных возможностей получения качественного образования обучающихся с умственной отсталостью от места жительства, пола, языка, степени выраженности ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; Государственных гарантий качества образования; Максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью к образованию; Вариативности содержания АООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся


Slide 10

Стандарт направлен на обеспечение: Демократизации системы образования через расширение возможностей для реализации права выбора педагогами методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающимися с умственной отсталостью; Создания условий для реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.


Slide 11

Стандарт направлен на решение задач образования обучающихся с умственной отсталостью Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности; Охрана и укрепление психического и физического развития детей, в т.ч. их социального и эмоционального благополучия; Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся с умственной отсталостью; Формирование основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать, контролировать и доводить до конца свою деятельность, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);


Slide 12

Стандарт направлен на решение задач образования обучающихся с умственной отсталостью Создание специальных условий для получения образования каждого обучающегося; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающихся с учетом их образовательных потребностей и состояния здоровья; Формирование социокультурной и образовательной среды разных групп обучающихся.


Slide 13

Стандарт предусматривает Возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения ПМПК и согласия родителей (законных представителей)


Slide 14

Требования к АООП АООП дополняется ИПР инвалида; Самостоятельно разрабатывается и утверждается ОО в соответствии со Стандартом; АООП реализуется на основе специально разработанных учебных планов, в т.ч. индивидуальных; Для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе Стандарта разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности детей;


Slide 15

Требования к АООП АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных класса, группах или в отдельных организациях; Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП может быть применена сетевая форма реализации;


Slide 16

В АООП входят один или несколько учебных планов Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП; Обязательным элементом учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется ОО на основе рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.


Slide 17

АООП реализуется через Учебную деятельность Внеурочную деятельность. Составляются программы учебных предметов и коррекционных курсов Программа внеурочной деятельности включает в себя направления развития личности обучающихся


Slide 18

Программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат Пояснительную записку Общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса Описание места учебного предмета в учебном плане Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса содержание учебного предмета, коррекционного курса Тематическое планирование Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Slide 19

Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у ребенка инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей) Для перевода обучающихся с одного варианта АООП на другой необходимо заключение ПМПК и согласие родителей (законных представителей)


Slide 20

Структура СИПР Общие сведения о ребенке; характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления его воспитания и обучения; ИУП; Содержание образования в условиях организации и семьи; Условия реализации потребности в уходе и присмотре; Перечень специалистов, участвующих в реализации СИПР; Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества ОО и семьи; Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; Средства мониторинга и оценки динамики обучения.


Slide 21

Результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью Личностные результаты Включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося Достижение обеспечивается овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия Предметные результаты Включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный достаточный


Slide 22

Результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью Предметные результаты не являются решающими при переводе в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений Отсутствие достижения минимального уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием для продолжения образования по 1 варианту. В том случае, если обучающийся не достигает этого уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей ОО может перевести обучающегося на СИПР


Slide 23

Результаты освоения АООП обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися рассматриваются в качестве возможных, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся


Slide 24

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика 2 вариант Предметная область Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация


Slide 25

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Математика (овладение началами математики и компьютерной грамотности 2 вариант Предметная область Математика ( в пределах доступных обучающемуся)


Slide 26

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Естествознание Мир природы и человека Природоведение Биология География 2 вариант Предметная область Не предусматривается


Slide 27

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Человек и общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Этика Обществоведение 2 вариант Предметная область Не предусматривается


Slide 28

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Не предусматривается 2 вариант Предметная область Окружающий мир Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир


Slide 29

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Искусство Музыка Рисование 2 вариант Предметная область Искусство Музыка и движение Лепка, рисование, аппликация


Slide 30

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Технология Ручной труд Профильный труд 2 вариант Предметная область Технология Профильный труд (овладение трудовыми умениями, необходимыми в жизни)


Slide 31

Учебный план включает 1 вариант Предметная область Физическая культура 1 вариант Предметная область Физическая культура (адаптивная физическая культура) Освоение доступных средств передвижения, формирование двигательных навыков, координации движений


Slide 32

Учебный план включает 1 вариант Коррекционно-развивающая область Ритмика Логопедические занятия Психокоррекционные занятия 2 вариант Коррекционно-развивающая область Сенсорное развитие Предметно- практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Логопедические занятия Психокоррекционные занятия


Slide 33

Программа коррекционной работы 1 вариант Составляется программа: 1. Механизм взаимодействия специалистов в области сопровождения; 2. перечень, содержание и план индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий; 3. Система ППМС сопровождения 4. Корректировка коррекционных мероприятий 2 вариант Не предусматривается


Slide 34

Программа внеурочной деятельности 1 вариант Направления: Спортивно- оздоровительное; Нравственное; Социальное Общекультурное через формы: кружки, экскурсии, секции, соревнования, общественно-полезные (трудовые) практики 2 вариант Включается в СИПР Направления: Спортивно- оздоровительное; Нравственное; Социально- эмоциональное; Творческое; Познавательное; Общекультурное через конкурсы, кружки, Фестивали, выставки, праздники


Slide 35

Программа сотрудничества с семьей 1 вариант Отдельно не предусматривается 2 вариант Включает консультации , семинары, тренинги, домашнее визитирование, беседы, собрания и др., направленные на психологическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей, обеспечение участия семьи в реализации СИПР, обеспечение единства требований к обучающемуся


Slide 36

Итоговая аттестация 1 вариант Проводится в форме двух испытаний: 1. Предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни 2. Профильный труд 2 вариант Предметом итоговой оценки освоения АООП является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся Итог - характеристика


Slide 37

Специальные методы и приемы больший акцент на наглядные и практические методы обучения; использование игровой формы предъявления нового материала; наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике; демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе; схематизированная форма подачи изучаемого материала; приемы развития мыслительной активности; прием выделения главного; прием комментирования.


Slide 38

Основные направления работы (часть СОУ) Формирование активного произвольного внимания, волевого усилия. Формирование контрольных действий проверки ошибок в письменных работах. Формирование умения принимать и удерживать многозвеньевую инструкцию, воспринятую на слух. Формирование умения планировать предстоящие действия. Формирование самоконтроля через использование продуктивных видов деятельности на уроках трудового обучения, в процессе кружковой работы. Чередование интеллектуальных нагрузок и отдыха. При утомляемости включать ребенка в социальные формы деятельности. Развитие фонематического восприятия. Развитие связной речи. Формирование навыка письма (развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слов; зрительно-слуховые диктанты; слуховые диктанты). Формирование навыка чтения (заучивание букв, соотнесение звука и буквы, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц (ба-ва-га и т.д., бу-ву-гу-ду и т.д., бы-вы-гы и т.д.); составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов (предложений), иллюстрированных изображением; составление предложений из слов, графические диктанты).


Slide 39

Основные направления работы (часть СОУ) для обучающихся по 2 варианту Формирование и развитие продуктивных видов деятельности; Формирование социального поведения через умение пользоваться телефоном, ориентироваться на улице; Развитие коммуникативных умений через занятия курса «Основы коммуникации» коррекционно-развивающей области; Включение в домашний труд; Расширение социальных контактов с целью формирования навыков адекватного поведения, знаний о себе, социальном окружении; Формирование простейших навыков счета, глобального чтения, письма, основ безопасной жизнедеятельности


×

HTML:





Ссылка: