Архитектура Древней Руси


The Presentation inside:

Slide 0

Архитектура Древней Руси Выполнили учащиеся 10а класса МОУ СОШ с УИИЯ №11 Кравченко Марина, Соболевская Ксения. Руководитель Иванова Светлана Ивановна


Slide 1

К Xв. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство, объединившее восточных славян и некоторые соседние угро-финские племена. Утверждением феодальных отношений сопровождалось восприятие от Византии православия, способствовавшего укреплению связей с ней, освоению достижений византийской культуры. Наряду с этим Древняя Русь находилась в постоянном контакте с южными славянами черноморья, странами Западной и Центральной Европы и другими, осваивая достижения их культур, а в последующем и сама воздействуя на них. В Х-XI вв. на основных водных путях возникают многочисленные русские города, укрепляемые деревянными стенами или тыном, земляными валами, естественными и искусственными водоемами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и княжеские палаты — в подавляющем большинстве из дерева. Дерево широко используется в хозяйственных постройках, для мощения дорог, в городском благоустройстве. Дубовая клеть была основой и при создании храмов, о сложной структуре которых можно судить по сохранившимся иконописным изображениям. Из дерева строились и крупнейшие здания — соборы в Новгороде, Ростове и других городах. Есть основания предполагать, что типы деревянных храмов уже на первых этапах строительства каменных зданий оказывали существенное влияние на их композицию. Первые сохранившиеся до нашего времени каменные постройки — храмы относятся к середине XI в. Конец Х — XI в. — время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего наивысшего расцвета в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054). За 1036-1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве (1037 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045- 1052 гг.). По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи. За периодом централизации русских земель в эпоху Киевской Руси последовала феодальная раздробленность, когда центр тяжести в развитии архитектуры переносится на отдельные феодальные княжества. В период развития архитектуры домонгольской Руси, охватывающей в основном XII-начало XIII в., выделяется зодчество трех регионов: северо-западного (Новгород и Псков), юго-западного (Приднепровье, Рязанская и Галицко-Волынская земли, Западная Русь) и северо-восточного (Владимиро-Суздальское княжество). Возведение столь крупных сооружений, как главные соборы периода Киевской Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной системы с пятью или тремя нефами с куполами на парусах.


Slide 2

Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки — цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными арками. Система подпружных арок представляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы, поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило, делались пилястры, усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов, совпадающие с утолщениями стен внутри, также включались в работу системы. С востока здание «подпирали» полукруглые объемы апсид, а с трех других сторон — более низкие открытые галереи. «Каркас» являлся структурной основой, определяя членения интерьера и фасадов. Тектоника основывалась на единстве конструктивных и основных пластических средств. В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В сравнительно ранних постройках Киевской Руси (Софийский собор в Киеве) использовалась византийская смешанная кладка из плинфы и камня на цемяночном растворе: каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Применялась и скрытая кладка с «утопленными» рядами кирпича. Византийская кладка постепенно уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском соборе Новгорода стены сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и подтесанного лишь со стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек. Фундаменты под стены возводились обычно из колотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90-120 см no деревянным сваям. При возведении стен использовались леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались подмости. Арки, своды и купола также выкладывались из кирпича по деревянной опалубке обычно толщиной в один кирпич. Для облегчения стен и сводов нередко в их толщину закладывали керамические сосуды — «голосники», служившие и акустическим целям как резонаторы. В XII-первой половине XIII в. продолжает развитие крестово-купольная система храма, но размеры зданий уменьшаются, преобладающим становится трехнефный тип композиции с одним куполом на высоком световом барабане. Структура храмов упрощается: уменьшаются размеры галерей-хор, постепенно исчезают внешние галереи и двухэтажный западный притвор; вместо них иногда делаются одноэтажные притворы со стороны входов на западной, южной и северной сторонах (церковь Михаила Архангела в Смоленске, 1194 г.). Характерное для XI в. единство опор и системы подпружных арок в наибольшей степени сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В постройках других княжеств пилястры на внутренних стенах часто отсутствуют, в некоторых зданиях Новгорода, Пскова и других городов крестообразные в сечении столбы заменяются квадратными или круглыми. Однако пилястры фасадов еще, как правило, совпадают с направлениями подпружных арок. Существенное развитие в этот период получает система сводов и отвечающих им на фасадах закомар. Боковые пролеты трехчефных храмов иногда перекрываются половинками цилиндрических сводов, которые вместе с цилиндрическим сводом главного нефа составляют трехлопастное завершение (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII в.; церковь Архангела Михаила в Смоленске, 1194 г.), отвечающее новой структуре.


Slide 3

КИРИЛЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Кирилловская церковь была построена в середине XII века на далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович в 1139 году взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий киевский престол. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы „Слово о полку Игореве". За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты, поновления. В 1748—1760 гг. здесь при участии известного украинского зодчего И. Григоровича-Барского были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой. После перестроек XVII—XVIII вв. древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с характерными чертами украинской барочной архитектуры. В 60-е годы XIX века Кирилловская церковь становится в центре внимания общественности: под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII века. В 1881—1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в храме проводятся огромные работы по расчистке фресок и поновленик) стенописи. В них принимали участие преподаватели и ученики Киевской рисовальной школы — Н. Мурашко, И. Селезнев, Н. Пимоненко, X. Платонов, И. Ижакевич, С. Гайдук, Ф. Зозулин и др. В 1884 году здесь работал Михаил Врубель. По требованию церкви открытые древние фрески были вновь переписаны масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас. В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником. Здесь развернулись исследовательские работы, прерванные Великой Отечественной войной. В послевоенное время в храме проводились большие противоаварийные работы по укреплению стен и фундаментов, деформировавшихся из-за разрушения древних подземных ходов. Только после этого были продолжены архитектурно-археологические исследования, расчистка и реставрация живописи. Музей вновь открыл свои двери для посещения. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII века. Перестройки XVII—XVIII вв. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад—восток. Его размеры 31 х 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталы украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой кладки на известково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное пространство храма — высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части — контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами темперной росписи XVII века и масляными работами XIX века на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси. В подкупольной части сохранились изображения апостолов в барабане, евангелистов на парусах, полуфигуры мучеников в медальонах на подпружных арках. В алтаре — ,,Евхаристия", под нею — святители. На столбах предалтарной арки — "Благовещенье", "Сретенье" и монументальные фигуры апостолов Петра и Павла. В центральном нефе важное место занимают изображения святых воинов, что вероятно, отвечало запросам феодальной знати в эпоху жестоких междоусобиц. На двух стенах трансепта — многофигурные композиции "Успение богоматери" и "Рождество Христа". Среди фресок — многочисленные фигуры пророков, столпников, красочные орнаменты. На стенах и сводах нартекса сохранилась композиция "Страшный суд", которая, начиная с XII века, получила распространение в древнерусской стенописи. Она использовалась церковниками и феодалами для социального угнетения трудящихся, для внушения им мыслей о смирении и покорности.


Slide 4

.


Slide 5

Для фресок Кирилловской церкви характерно сочетание крупных цветовых пятен — белых, розовых, голубых, оливковых. Росписям присуща выраженная графичность. Решая плоскостно одеяния фигур, мастера делали акцент на лица, создавая образы исключительной выразительности (например, фигуры святителей в северной апсиде). Богатством колорита и изобилием жизненных деталей отличаются сцены из ,,Жития Кирилла Александрийского" в южной апсиде. Многие изображения, например фреска ,,Ангел, свивающий небо", отмечены смелостью композиционных приемов. Кирилловские фрески — один из самых интересных живописных ансамблей XII века в древнерусском искусстве. Из темперных росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником украинской портретной живописи того времени. Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля, в которых проявился его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из самых сильных его произведений в храме — „Сошествие святого духа", занимающее свод хор. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Здесь же на хорах М. Врубелем исполнены "Ангелы с лабарами", полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. В нише нартекса художник написал "Надгробный плач". Построенная на контрасте плавных движений трех скорбно склонившихся ангелов и неподвижности тела Христа, на сочетании холодного зеленовато-серого и напряженных охристых тонов, эта сцена поразительно передает глубину человеческого горя. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы „Афанасий", "Богоматерь", "Христос" и "Кирилл". Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством. Наиболее удалась художнику ..Богоматерь". В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем. Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.


Slide 6

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА Золотые ворота - символ Киева, выдающийся памятник эпохи становления первого славянского государства - Киевской Руси и один из древнейших образцов архитектуры и фортификационной техники, сохранившихся до нашего времени. Золотые ворота Киева были построены при знаменитом киевском князе Ярославе Мудром в 1164 году. Первоначально они назывались Южными и были частью системы оборонительных укреплений города, практически не отличаясь от других сторожевых ворот города. Именно Южные ворота первый русский митрополит Илларион назвал "Великими" в своем "Слове о законе и благодати". После того, как был построен величественный храм Святой Софии, "Великие" ворота стали основным сухопутным входом в Киев с юго-западной стороны. Осознавая их значимость, Ярослав Мудрый повелел надстроить над воротами небольшую церковь Благовещения, чтобы отдать дань главенствующей в городе и на Руси христианской религии. С этого времени все русские летописные источники стали называть Южные ворота Киева Золотыми воротами. Ширина ворот составляла 7,5 м, высота проезда - 12 м, длина - около 25 м. Многие противники Киева пытались взять город штурмом с южной стороны, но никому из них это не удалось. Одно из преданий гласит, что польский король Болеслав II затупил свой меч о створки Золотых ворот Киева и его "меч-щербец" хранился в Краковском музее. А в 1240 году монголо-татарское войско хана Батыя нанесло основной удар не со стороны Золотых ворот, выбрал для штурма Киева более уязвимые Лядские ворота. Золотые ворота Киева прослужили городу около 500 лет. В XVII веке Золотые ворота представляли собой живописные руины, разрушенные временем и вражескими нашествиями. Тем не менее, в то время над стенами еще можно было увидеть остатки церкви Благовещения. Именно так Золотые ворота запечатлены на рисунке голландского художника А.Вестерфельда, выполненном в 1651 году. Еще через сто лет руины Золотых ворот засыпали землей, чтобы сохранить их для последующих поколений. С годами про памятник забыли. И лишь спустя два века, во время раскопок, которые проводил в 1832 году архитектор Лохвицкий, Ворота оказались обнаружены. Благодаря совместной работе В.Беретти и Ф.Меховича остатки сооружений были укреплены кирпичными контрфорсами, а обе части ворот скреплены металлическими стяжками. В течение последующих лет было предпринято несколько попыток реконструировать первоначальный вид строения, но окончательно этот проект был реализован лишь во время подготовки празднования 1500-летия Киева. Специалисты самых разных профилей проводили исследование, внимательно изучая старинные рисунки, описания, руины. Проект реконструкции разрабатывался авторским коллективом в составе Э.И.Лопушинской, С.О.Высоцкого и В.М.Холостенко. Над Золотыми воротами был построен трехъярусный павильон, который дает представление о возможном первоначальном виде памятника. Открытие новых Золотых Ворот состоялось в 1982 году, в год празднования 1500-летия Киева. Сейчас в Золотых Воротах действует одноименный музей, посвященный истории памятника.


Slide 7

Золотые ВОРОТА


Slide 8

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА Монастырь Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течении 9 следующих веков. Название "печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи, а Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. Большинство строений Монастыря датируется 17-18 веками и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. С 12 века в Монастыре сохранилась лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Монастырь и ее называют "Надбрамна". Полное название Церкви - Троицкая Надбрамная Церковь - "Церковь Святой Троицы над Брамой". Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие нещастья, которые нанесли ему значительный ущерб. Церковь была построена в 1106-1108 годах как оборонная башня над воротами главного входа в Монастырь. Сама церковь находится на втором этаже над воротами. Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри - наружные стены гладкие). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект движения вверх создают ощущение приподнятой легкости. Конструкция церкви несет отпечаток типичного строительства церквей 11-12 веков, которое было распостранено во времена Киевской Руси. В конце 17 века и в течение 18 церковь была значительно реконструирована в стиле Украинского Барокко и она обрела свой современный вид. Реконструкция привела к появлению "укороченного" купола, изменилось внтреннее убранство и появились новые росписи стен. Первоначальный аскетический вид был вытеснен барочной "игривостью". В 1730-1740х годах группа художников из Художественной Иконописной школы монастыря раписала церковь иконами (темпера и масло). Темы для всех фресок были взяты из Библии, но на декор, орнаменты и цветное решение в значительной степени повлияли традиции украинского фольклорного искусства. Имена художников долгое время оставались неизвестными и были определены недавно благодаря исследованиям в архивах. Четыре фрески заслуживают особого вимания из-за высокого художественного мастерства их выполнения: "Поход праведников в рай"- на северной стене при входе в церковь, "Никейский Вселенский Собор"- на западной стене, "Изгнание торговцев из храма" - над входом, "Крещение эфиопов апостолом Филиппом"- на южной стене. Поскольку все части церкви имеют определенное символическое значение, вход в церковь не является исключением - он символизирует путь к Богу. На фреске на стене изображен "Поход праведников в рай". Их ведут ангелы, которых послал Бог Отец, изображенный на потолке. Рай изображен как воображаемый ландшафт, по которому свободно бродят павлины, слоны, верблюды и другие экзотические животные. Фреска в центральном апсиде церкви посвящена Первому вселенскому собору в Никее. В самом центре композиции среди многих фигур можно выделить Императора Константина, окруженного церковными иерархами. Художники не побеспокоились о том, чтобы одежда персонажей отвечала прошедшим временам, и одели их в костюмы 18 века. С левой стороны фрески изображен Гетьман Иван Скоропадский. Фреска изгнания Торговцев из Храма, которая находится над входом, имеет очень динамическую композицию, где Торговцы, которых выгоняет Иисус Христос, идут к настоящим дверям в стене. Иконостас отделяет алтарь церкви от центрального нефа. Иконостас Троицкой Надбрамной Церкви вырезан из липы и позолочен. Он был сделан в 1734 году. Позолота в сочетании с богатым орнаментом создает в церкви праздничное настроение. Иконы иконостаса написаны в том же стиле, что и фрески, и наследуют дух монастыря: лики святых должны символизировать глубокую мудрость, неземной покой. Дева Мария с младенцем - центральная и наиболее важная икона, исполненная поэтической нежности и счастливой любви матери к ребенку. На других иконах, выполненных в той же манере, изображены Архангелы, Св.Тройка и Спаситель. Большое шестнадцатисвечовое паникадило, сделанное в 1725 году, дополняет гармонию интерьера. Церковь является духовным связующим звеном между прошлым и будущим.


Slide 9

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА


Slide 10

СОФИЙСКИЙ СОБОР Собор Святой Софии был построен в 11 веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века до нас дошли 260 кв.м мозаик и 3 тысячи кв.м фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок 11 века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненые в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - это неистощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками. Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды; среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава Мудрого (к сожалению, некоторые из них повреждены). Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” - выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцесе Ингигерде; его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии; его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах; одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии. Живопись 11 века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессеровщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси 11 века.


Slide 11

СОФИЙСКИЙ СОБОР


×

HTML:





Ссылка: