Модуль «Технологический подход к организации образовательной деятельности» Москва – 2008 год


The Presentation inside:

Slide 0

Борисова Н.В., Кузов В.Б. Модуль «Технологический подход к организации образовательной деятельности» Москва – 2008 год


Slide 1

Борисова Н.В., Кузов В.Б. Тема 4 Образовательные технологии как объект педагогического выбора и управления в контексте компетентностного подхода Москва – 2008 год


Slide 2

Еще одна бомба под систему образования компетентностный подход Почему?


Slide 3

Фактически приходится констатировать почти революционное изменение целевой установки всей системы образования – переход от знаний к компетенциям/компетентности.


Slide 4

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Компетентностный подход


Slide 5

Компетентностный подход – новая для российской системы образования парадигма мышления и поведения Задача - обновить на этой новой основе систему государственных образовательных стандартов, в частности ВПО В условиях диктата содержания образования в терминах предметов и дисциплин в ущерб содержания образования в терминах умений, способности что-то делать и каким-то образом себя вести.


Slide 6

Отсюда вывод Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества


Slide 7

Компетенции/компетентность как результат образования предполагает освоение и усвоение деятельности в условиях глобализации, размывании организационных и профессиональных границ. В то время как квалификация -предполагает (вслед за Байденко В.И. ) преобладание рамочной деятельности в устойчивых рофессиональных полях и алгоритмах.


Slide 8

Компетентность - это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих этой деятельности качеств личности вне предметного характера (ответственность, самостоятельность, способность принятия индивидуальных и совместных решений, творческий подход к делу, умение постоянно учиться, гибкость теоретического и профессионального мышления, коммуникативность и др.).


Slide 9

Английская педагогическая школа использует понятие «компетенция». В национальном стандарте по квалификации представлена как результат применения знаний и умений (разработчики исходят от работы). Competence – комптенция – направление, функция, аспект работы, который должен быть выполнен Разведение понятий «компетенция» и «компетентность»


Slide 10

Американская школа использует термин «компетентность», основанный на характеристике личности (поведенческий аспект) – «бихевиоризм» (от англ. behaviour) – поведение – одно из поведенческих направлений американской прагматической психологии, рассматривающие психику как совокупность поведенческих проявлений, реакции на внешнее воздействие – стимулы. Competencу – компетентность – то, что людям необходимо привнести в работу, чтобы выполнить указанные аспекты работы на требуемом уровне компетенций Разведение понятий «компетенция» и «компетентность»


Slide 11

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ Диаграмма соответствия Глагол, определяющий суть действия (3-е лицо единственного числа)


Slide 12

универсальные (общие) Различают компетенции двух типов предметные (для школы) предметно специализированные (профессиональные) – для вуза


Slide 13

Группа универсальных компетенций характеризует выпускников образовательных учреждений ВПО всех уровней - бакалавров, специалистов и магистров. Их состав и содержание варьируются в соответствии с указанными уровнями и в целом могут иметь «матрёшечную» структуру


Slide 14

В качестве базовых оснований классификации универсальных компетенций выбраны ключевые субъекты/объекты воздействия/взаимодействия ( или объекты освоения в ВПО) в профессиональной деятельности и социальной жизни : ЛЮДИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНФОРМАЦИЯ. Каждый из названных субъектов/объектов подразделяются на подгруппы, по отношению к которым и систематизируются универсальные компетенции..


Slide 15

Подгруппы субъектов /объектов освоения в ВПО


Slide 16

Последовательность шагов в процессе моделирования компетенций в форме деловой игры


Slide 17

© Борисова Н.В., Кузов – 2005г Динамика компетентности педагогического менеджера традиционное инновационное Информационно-виртуальное очное заочное очное дистанционное Транслятор знаний и умений в условиях непосредственного общения Организатор деятельности и транслятор информации в условиях непосредственного общения Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения Лектор Игротехник Тьютор


Slide 18

Общие правила проектирования образовательного процесса © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Проектирование образовательного процесса предполагает наличие у преподавателя не только знаний в области предмета/дисциплины, но и определённых методологических и сценических умений, личностных качеств и ценностных ориентаций. В этом контексте преподаватель может рассматриваться как менеджер и режиссёр +


Slide 19

© Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Общие правила проектирования образовательного процесса Представляется оптимальным такой способ проектирования образовательного процесса, при котором: Преподаватель выступает в роли менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации Основной акцент делается на организацию различных видов познавательной деятельности студентов.


Slide 20

© Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Общие правила проектирования образовательного процесса Информация используется как средство организации, а не цель обучения Студент выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его профессионально-личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей


Slide 21

. Качество образования – еще одна бомба, мелкие и более крупные взрывы которой мы периодически ощущаем на себе: - недовольство обществом состоянием дел в образовании в целом; - критика со стороны выпускников и работодателей, не получающих то, на что рассчитывали или что ожидали; - снижение требований к поступающим в ВУЗы и выпускникам школ; - уход педагогических кадров в другие сферы деятельности и нежелание молодых приобщаться к работе в области образования……


Slide 22

В этом смысле образовательная технология выступает как измеримый показатель качества управления учебным заведением и качества образования в целом. Технология начинается с целеполагания, результатом которого должны выступать спроектированные компетенции / компетентности, иерархически выстроенные и деструктированные с уровня общедидактических на уровне компетентностной модели через предметы, дисциплины, а лучше модули на уровень конкретных разделов и тем.


Slide 23

управленца, склонного к инновационной деятельности творческого преподавателя мотивированного студента В руках эффект от образовательной технологии может во много раз усиливаться


Slide 24

Возникает вопрос: обладает ли образовательное сообщество компетенциями и компетентностью для достижения указанных усложняющихся целей? ?


Slide 25

EDWARD DE BONO Некоторым правилам не надо подчиняться, но полезно держать их в уме. Цель любого правила – напоминать нам о том, что лежит за пределами этого правила


×

HTML:





Ссылка: