ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ


The Presentation inside:

Slide 0

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ


Slide 1

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА 7-я Всесоюзная конференция по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР, г. Москва, 1965г. второе детство 8 – 12 8 – 11 подростковый возраст 13 – 16 12 - 15 юношеский возраст 17 – 21 16 - 20


Slide 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА В. Квинн, 2000г. детство – 6 – 12 лет подростковый (юношеский) возраст – 12 – 18 лет Г. Крайг, 2000г. среднее детство – 6 – 12 лет подростковый и юношеский возраст – 12 – 19 лет Ф. Райс, 2000г. ранний подростковый – 11 – 14 лет старший подростковый – 15 – 19 лет


Slide 3

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА Э. Эриксон, 1963г. школьный возраст или латентная стадия – 6 – 12 лет подростковый и юношеский возраст – 12 – 19 лет     Д. Бромлей, 1966г. Цикл «юность» старшее школьное детство – 11 – 15 лет поздняя юность – 15 – 21 год


Slide 4

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА Аршавский Илья Александрович, 1975г. младший школьный возраст – 7 – 12 – 13 лет юношеский – 17 – 20-21 год Д.И. Фельдштейн, 1999г. подростковый и первый период юности – 10 – 17 лет второй период юности – 17 – 21 года


Slide 5

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА Специфика периода – половое созревание. Происходят изменения в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.


Slide 6

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - это пора достижений, наращивания знаний, умений, становления нравственности, открытия «Я», обретения новой социальной позиции, НО это и возраст потерь…


Slide 7

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА Формирование устойчивых черт характера и способов эмоционального реагирования. Формирование образа «Я». Формирование комплекса взрослости. Становление самооценки.


Slide 8

Концепция Р.Хэвигхерста Восемь главных задач развития   принятие своей внешности и умение эффективно владеть своим телом формирование новых и зрелых отношений со сверстниками обоего пола принятие мужской и женской социально – сексуальной роли достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость подготовка к вступлению в брак и семейной жизни появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, т.е. формирование собственной идеологии. (цит. по Ф. Райсу, 2000).


Slide 9

Концепция Э.Эриксона Пятая стадия развития – возраст от 13 до 18 лет – основная трудность состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода – поиск ответа на вопросы «КТО Я?» и «КАКОВ МОЙ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ?» Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми.


Slide 10

Основные задачи развития по Э.Эриксону Обретение чувства времени и непрерывности жизни. Развитие уверенности в себе. Принятие соответствующей своему полу роли. Экспериментирование с различными социальными ролями. Выбор профессии. Формирование личной системы ценностей и приоритетов. Поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском символа веры».


Slide 11

Проявления симптомов подросткового кризиса (кризис независимости)


Slide 12

Проявления симптомов подросткового кризиса (кризис независимости)


Slide 13

Проявления симптомов подросткового кризиса (кризис независимости)


Slide 14

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11 – 14 ЛЕТ ДЕВОЧКИ. 11 и 12 лет – послушные, зависимые, тревожные, озабоченные. 13 лет – реактивные, несдержанные, с низким самоконтролем. 13 и 14 лет - появляется чувство независимости, самостоятельности. 11 – 14 лет – замкнутые, обособленные, эмоционально неустойчивые, робкие, напряженные. МАЛЬЧИКИ. 11 – 14 лет – на выборке в целом не выявлено явной личностной динамики.


Slide 15

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (начальный этап обучения) ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Подростки отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, серьезностью и реалистичностью. ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Девочки характеризуются активностью, самостоятельностью, независимостью. Для мальчиков характерна личностная незрелость, проявляющаяся в неуверенности в себе, робости и застенчивости.


Slide 16

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (начальный этап обучения) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ. Девочки отличаются высокими показателями самоорганизации, но низкими показателями активности поведения. Для мальчиков характерна личностная незрелость, проявляющаяся в неуверенности в себе, робости и застенчивости. ПРАКТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ. Подростки отличаются несформированностью функции самоконтроля, низкой самооценкой, эмоциональной неустойчивостью.


Slide 17

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (через два года обучения) ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. У подростков на фоне сохранения таких черт как открытость, уверенность в себе, оптимизм, появляется самоуспокоенность, самоудовлетворенность, уверенность в себе. ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Продолжается формирование личностной зрелости девочек и наибольшие изменения происходят в личностных характеристиках мальчиков, у которых формируется самоконтроль поведения, повышается уверенность в себе и самостоятельность.


Slide 18

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (через два года обучения) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ. В личностном развитии подростков отмечается появление обособленности, озабоченности, напряженности, неудовлетворенности стремлений. ПРАКТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ. Неблагоприятное развитие личности отмечается у подростков практических классов. У них формируется низкая социальная нормативность, жесткость, обособленность, зависимость от группы, пренебрежение социальными нормами.


Slide 19

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА Д.Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка, отличающих его от мышления конкретными операциями, типичного для стадии среднего детства:   Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно. Опережающее мышление, планирование. Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это – одна из особенностей научного мышления. Мышление о мышлении. Так называемое метапознание, или мышление второго порядка. Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.


Slide 20

СТАДИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ПО Ж.ПИАЖЕ) способен наложить логику суждений на логику классов и отношений, может с помощью индуктивных рассуждений систематизировать свои мысли подвергнуть их критическому анализу, сформулировать определенный взгляд на них, может проверить свои теории с помощью логических и научных методов, учитывая сразу несколько переменных, открывать для себя истины научно, путем дедуктивных рассуждений.


Slide 21

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ ОТ 11 ДО 14 ЛЕТ


Slide 22

Степень прироста интеллектуальных показателей от 11 до 14 лет (I – 11-12 лет, II – 12-13 лет, III – 13-14 лет).


Slide 23

Структуры внутрифункциональных связей интеллектуальных показателей подростков 11 – 12 лет


Slide 24

Структуры внутрифункциональных связей интеллектуальных показателей подростков 13 – 14 лет


×

HTML:





Ссылка: