Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов


The Presentation inside:

Slide 0

Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования


Slide 1

2 Основные принципы и распределение ролей (международные тенденции) Признание необходимости профессиональных стандартов государством как фактора обеспечения конкурентоспособности экономики и поддержка их разработки (нормативно-правовая и финансовая) Центральная роль работодателей


Slide 2

3 Профессиональный стандарт Устанавливает требования к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности. Отражается в присуждаемых свидетельствах, выходных квалификациях. Ориентирован на оценку деятельности или практического опыта.


Slide 3

4 Профессиональный стандарт Многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию трудовой деятельности, условиям ее осуществления, и уровню квалификации работника


Slide 4

5 Что обеспечивают профессиональные стандарты Согласованные требования к качеству труда в интересах: повышения качества и производительности труда повышения качества подготовки работников в системе ПО развития обучения на производстве оценки потребности в повышении квалификации действующих работников обоснованной оценки кандидатов на рабочие места при найме персонала проведения аттестации персонала сертификации компетенций и квалификаций


Slide 5

6 Разработка профессиональных стандартов На основе: данных мониторинга и анализа развития отрасли опросов предприятий консенсуса относительно предъявляемых требований Профессиональные стандарты могут: утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании ОС и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды).


Slide 6

7 Процесс разработки и обновления профессиональных стандартов Исследование потребности Утверждение Доработка стандартов Консультации в отрасли Разработка стандартов Разработка функциональной карты Формирование группы экспертов Принятие решения о разработке и финансировании


Slide 7

8 Методика разработки ПС Основной принцип: От анализа области трудовой деятельности к формированию требований к работникам


Slide 8

9 Что нужно Классификация областей профессиональной деятельности, отличная от МСКО и существующих классификаторов Область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, основанных на однородных компетенциях, направленных на единый общий результат и объединенных схожими или общими средствами и предметами труда.


Slide 9

10 Классификация профессиональной деятельности Общие положения: Необходимость согласования различных систем классификаций профессиональной деятельности Пример: Великобритания – разработка ПС по областям профессиональной деятельности, определенных работодателями. Затем – формальная привязка к международным и национальным классификаторам.


Slide 10

11 Примеры Великобритания: Сельское хозяйство, огородничество, садоводство и животноводство Бизнес, администрирование и право ИКТ Искусство, СМИ и издательская деятельности Здравоохранение, коммунальные услуги Науки и математика Инженерное дело/машиностроение и промышленные технологии Строительство, планирование Розничная торговля и коммерческие предприятия Досуг, путешествия и туризм История, философия, теология Социальные науки Языки, литература и культура Образование и обучение Подготовка к жизни и трудовой деятельности


Slide 11

12 Примеры Досуг, путешествия и туризм - Обслуживание клиентов - Менеджмент и лидерство - Азартные игры - Лицензированная розничная торговля спиртными напитками - Услуги в области путешествий и туризма - Организация мероприятий - Подготовка к и приготовление продукции питания - Обслуживание (подача еды и напитков) - Домашнее хозяйство - Услуги фронт офиса - Охрана труда и здоровья - Безопасность продукции питании


Slide 12

13 Методика разработки ПС Функциональный анализ Последовательное описание профессиональной деятельности с точки зрения функций, необходимых для ее осуществления и обеспечения ее экономической эффективности. Разработан в Великобритании. Используется в: Испании, Ирландии, Германии, Швеции, Португалии, Австралии, странах Ближнего Востока, Южной Африке и др.


Slide 13

14 Методика разработки ПС Функциональный анализ Описывает функции с точки зрения результатов, что делает его особо пригодным для использования при проектировании образовательных стандартов и программ. ФА признан наиболее надежным методом из-за ориентации на результат


Slide 14

15 Функциональный анализ Цель: Установить требования работодателей к стандартам деятельности в рамках определенной области профессиональной деятельности


Slide 15

16 Основные принципы разработки ПС на основе ФА


Slide 16

17 Функциональный анализ Позволяет обоснованно и прозрачно связать: - Спецификацию сферы труда - Спецификацию образования - Спецификацию оценки Потому что описания спецификации сферы труда, отраженные в единицах стандарта, могут проецироваться на модули обучения и критерии оценки


Slide 17

18 Другие методики разработки ПС DACUM – (1997 г.) - выявление профессиональных задач, решаемых в трудовой деятельности, и определение требований к знаниям и умениям, поведению работников, необходимых средств труда. Способ – мнения группы экспертов. Используется как основа для проектирования программ обучения. Задачи – более узкие, чем при разработке ПС на основе ФА


Slide 18

19 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования 109240 г. Москва Ул. Гончарная, д.27/6 Тел.: (495) 580 92 80 E-mail: [email protected]


×

HTML:





Ссылка: