Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе» Скрипкина Елена Михайловна учитель начальных классовМБОУ «СОШ №14» Сергиев Посад Московской области


The Presentation inside:

Slide 0

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе» Скрипкина Елена Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14» Сергиев Посад Московской области


Slide 1

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"- сказал Л.Н.Толстой. Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. 


Slide 2

Самыми значимыми мыслительными операциями являются: Анализ – это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.


Slide 3

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.


Slide 4

Активизация органов зрения: карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или ребята определённое время (мелькающие карточки) 67 + ? = 90 х : 6 = 42 23 + 14 – 25 + 28 – 40 = использование ИКТ; демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей.


Slide 5

Активизация органов слуха: выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры); учитель даёт задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким); задания с дисков; высказывания ответов на ушко.


Slide 6

Активизация моторики и двигательной активности: выполнение чертежей, схем, таблиц; моделирование из бумаги; лепка из пластичных материалов. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается. Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:


Slide 7

Особо интересны детям игры, связанные с двигательной активностью: «Лови мяч», «Живые цифры», «Решето».  Игра "Решето"  Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете"


Slide 8

Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и во внеурочной деятельности различных технологий.


Slide 9

Использование технологии проблемного обучения. На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.


Slide 10

– Из примеров на умножение составьте все возможные примеры на деление. 4 • 7 = 28 6 • 1 = 6 8 • 0 = 8 – Какие примеры вы составили к первому выражению? ( 28 : 7 = 4 , 28 : 4 = 7 ) – Какие примеры вы составили ко второму выражению? ( 6 : 1 = 6 , 6 : 6 = 1 ) – Какие примеры вы составили к третьему выражению? ( 0 : 8 ) – Почему вы составили только один пример? ( На ноль делить нельзя) – Почему вы не смогли вычислить ответ в примере 0 : 8 ? (Не изучали правила деления нуля на число.) – Сформулируйте тему и задачи урока. ( Умножение и деление с числами 1,0 . Деление нуля на число. Научиться решить примеры и задачи по теме урока.)


Slide 11

Использование поискового метода. Найти несколько решений одной задачи. – Брат и сестра хотят купить несколько карандашей по цене 3 р. за карандаш. У брата есть 6 р., а у сестры – 9 р. Сколько карандашей они могут купить на все деньги? ( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 ) Найти периметр прямоугольника разными способами. Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.


Slide 12

Использование метода сотрудничества. Работа в парах; Работа в группах; Работа в коллективно.


Slide 13

Использование метода проектов. Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках» Проект: « Весёлый счёт. Число и цифра 9» Проект: «Узоры и орнаменты на посуде» Проект: «Математическая сказка», «Меры длины» Проект «Мир в движении»


Slide 14

Использование игровых методов Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: "Кто первым получит 10;


Slide 15

Использование нетрадиционных уроков Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала. 


Slide 16

Урок-путешествие  Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.  Урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»  (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского) 


Slide 17

Урок-сказка  Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).  В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом. 


Slide 18

Урок-игра  Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды. 


Slide 19

В процессе обучения математике перед нами состоит задача не только обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. 


Slide 20


Slide 21

Литература. 1. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.: 1998г. 2. «Веселые задачи», Перельман Я.И., М., АСТ*Астрель, 2005. 3. Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., 2005. 4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.,М.,2002. 5. Безручко, Л. В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики [Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа, №8, 2007.- С. 50-53


×

HTML:





Ссылка: