Трансакционные издержки


The Presentation inside:

Slide 0

Трансакционные издержки Лекции 3 и 4


Slide 1

План Трансакционные издержки Классификации трансакционных издержек Издержки измерения Трансакционные блага Трансакционные издержки и издержки перехода к новым нормам


Slide 2

Трансакционные издержки в экономическом анализе Коуз (1937) Издержки функционирования рыночного механизма «Я убежден, что без понятия трансакционных издержек…невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы, и нет основания для определения политики» (Коуз) Трансакционные издержки в широком смысле Издержки при заключении любых сделок


Slide 3

Трансакционные издержки: определение Издержки функционирования рыночного механизма И не только рыночного! Издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов Эрроу: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономических систем («трение») Бакли и Чэпмен: трансакционные издержки – это забавная штука – большая часть из них существует не в реальности, а … в мирах, которым не удалось стать реальностью.


Slide 4

Классификация ТИ Норта-Эггертссона издержки поиска информации издержки ведения переговоров издержки заключения контракта издержки контроля за соблюдением контракта издержки принуждения к исполнению контракта издержки защиты контракта от третьих лиц Основа классификации: последовательность действий при заключении сделок Ex ante Ex post


Slide 5

Издержки поиска информации Что искать? Информацию о цене товара Информацию о качестве товара Информация о контрагентах Где искать?


Slide 6

Издержки ведения переговоров Издержки коммуникации Общение (прямые издержки переговоров) Переводчики Стратегические издержки Сигналы для потенциальных партнеров «Забастовки» Издержки отложенных переговоров «Срочность» Типовые контракты Аукционы как способ определения цены


Slide 7

Издержки заключения контракта Оплата юристов 3% ВВП США До 15% от суммы контрактов Договор присоединения


Slide 8

Издержки мониторинга Оппортунистическое поведение (Уильямсон) Информация о действиях партнера Предотвращение оппортунистического поведения (стимулирующий эффект) Плюсы и минусы мониторинга


Slide 9

Издержки принуждения к исполнению контракта Репутационный механизм Предпосылки Условия эффективности Контрактный механизм Формализация Привлечение третьей стороны Но: издержки использования судебной системы


Slide 10

Издержки защиты от третьих лиц Кто может быть «третьим лицом»? Конкуренты «Преступники» Государство Кто может защитить от третьих лиц?


Slide 11

И еще раз классификация: издержки поиска информации издержки ведения переговоров издержки заключения контракта издержки контроля за соблюдением контракта издержки принуждения к исполнению контракта издержки защиты контракта от третьих лиц


Slide 12

Взаимосвязи Как можно минимизировать трансакционные издержки? Как связаны трансакционные издержки ex ante и ex post? Какие факторы влияют на уровень и структуру трансакционных издержек?


Slide 13

Уровень и структура ТИ: Норт Размер рынка Персонифицированные/обезличенные отношения Необходимость измерений Сложность товаров и степень неопределенности Система принуждения Частное/государственное Идеологические установки индивидов Распространение информации о формальных правилах Эффективность неформальных правил


Slide 14

Уровень и структура ТИ: Кутер и Улен Стандартизованный или уникальный товар/услуга? Права собственности специфицированы? Количество сторон? Характеристики сторон? Мгновенный или растянутый во времени обмен? Низкие издержки мониторинга и наказания


Slide 15

Сети и трансакционные издержки Коалиции в средневековой торговле Greif (1989) Средневековая торговля, асимметрия информации, ограниченность государственного принуждения Репутационный механизм, который позволял создать credible commitment Устойчивость фирмы к изменениям на рынке Uzzi, 1996, Fashion industry, NYC Исследовал наличие связей между производителями одежды и тканей (доверие, передача информации, совместное решение проблем) У фирм, у которых больше таких связей, больше вероятность пережить кризис Поиск работы Pellizzari (2004) Большая часть рабочих мест заполняется по рекомендациям (и поиск работы, и поиск сотрудников) «informal contacts are a better channel to transmit information between job applicants and potential employers and should therefore lead to matches of better quality that pay higher wages» Зависит от характеристик рынка труда, возможностей проводить отбор (тоже издержки), и др.


Slide 16

Что нам дают сети? Jones, Hesterly, Borgatti (1997): Что нам дает сеть? ограниченное количество участников взаимодействия > мониторинг легче и проще > проще и быстрее обмениваться информацией > рекомендации, поиск контрагентов некоторые общие ценности, в соответствии с которыми объединяются, или которые формируются > convergence of expectations > common language > rules for behavior возможность коллективных санкций и репутация > повышаются издержки оппортунистического поведения > создаются стимулы для мониторинга


Slide 17

Сети и издержки Включение в сеть Поиск информации Барьеры входа Установление репутации Существование в сети Поддержание существующих связей Мониторинг Коллективные санкции


Slide 18

Предыстория Бизнес и власть: В России не меньше 87% общей стоимости акций МФБ приходится на компании тесно связанные с кремлем (Фисман и Мигель). Индекс политической ангажированности. Ценность политических связей. Англия: Когда председатель правления компании Роллс-Ройс получил место в палате Лордов – акции компании никак не отреагировали. Италия: В ответ на избрание в Сенат главы корпорации Fiat акции компании подскочили в цене. Индекс политической ангажированности. «президент Медведев в очередной раз высказал недовольство сращением бизнеса и власти в России и предложил вывести профильных чиновников из руководства госкомпаний» «выводить чиновников из бизнеса придется семьями»


Slide 19


Slide 20

Теория графов L – общее число ребер g – общее число вершин Степень вершины – число ребер, выходящих из вершины Средняя степень вершины Центральность актора Степень вершины С поправкой на размер группы Плотность графа Власть в сети: Инструментарий


Slide 21


Slide 22

The measure of betweenness (power in the network): для П9 = 0,38 для П21 = 0,55


Slide 23

Классификация трансакционных издержек Милгрома и Робертса Издержки координации Передача информации Координация действий работников/партнеров/клиентов Издержки мотивации Издержки мониторинга Вследствие неполноты и несовершенства информации И оппортунизма Основа классификации: проблемы, которые необходимо решить Внутрифирменные отношения Потенциальные источники издержек


Slide 24

Трансакционные блага Институты и технологии, доступ к которым хозяйствующий субъект может приобрести бесплатно или за определенную цену с целью снижения собственных трансакционных издержек Типовые формы контрактов Система принуждения к исполнению контрактов Стандарты качества Титулы собственности Судебная система Правовая и статистическая информация


Slide 25

Трансакционные блага - 2 Налоги как трансакционные издержки Проблема безбилетника Низкий уровень налоговых сборов Недопроизводство трансакционных благ


Slide 26

Проблема безбилетника (матрица игры)


Slide 27

История Жители платят налоги ? государство обеспечивает защиту прав собственности. Максимальный уровень дохода (20) Только один житель платит налог ? возможны грабежи Меньше совокупный уровень дохода (12) Никто не платит налог ? беспредел Низкий совокупный доход (4) Налог, который платит каждый: 5


Slide 28

Проблема безбилетника (матрица игры)


Slide 29

Равновесие по Нэшу-1


Slide 30

Равновесие по Нэшу-2


Slide 31

Равновесие по Нэшу-3


Slide 32

Равновесие по Нэшу-4


Slide 33

Равновесие по Нэшу – результат NE


Slide 34

Издержки измерения Неоклассика: два измерения товаров Институциональная теория: разные качественные характеристики Поисковые товары Экспериментальные товары Доверительные товары


Slide 35

Типы товаров Поисковые товары Экспериментальные товары Доверительные товары


Slide 36

Снижение издержек измерения Репутация Торговые марки Гарантии Стандартизация Лицензирование


Slide 37

Другие виды трансакционных издержек Издержки спецификации и защиты прав собственности Информационные издержки Агентские издержки


Slide 38

Трансакционные издержки и «издержки перехода» Переход на правостороннее движение в Швеции Высокие издержки перехода (85% населения против): новые дорожные знаки, автобусные остановки, общественный транспорт Но: все соседние страны – правостороннее движение Институциональные изменения и поправки к законам (Pejovich) Новое правило (законы) должны быть встроены в существующую систему формальных и неформальных правил Если сразу не удалось подстроить, приходится вносить уточнения и поправки Количество поправок зависит от соотношения между существующими неформальными правилами и новым формальным Чем больше поправок – тем выше трансакционные издержки Институциональные ловушки (Полтерович)


Slide 39

Институциональные ловушки Устойчивые неэффективные нормы Как формируются нормы? Фундаментальные факторы Организационные факторы Социетальные факторы Как нормы закрепляются? Эффект координации Эффект сопряжения Эффект обучения Культурная инерция В процессе закрепления нормы трансакционные издержки и издержки перехода меняются в противоположных направлениях Пример: коррупция


Slide 40

Оценка трансакционных издержек Сложности оценки Граница между производственными издержками и трансакционными Альтернативный характер издержек (анализ отвергнутых альтернатив) Примеры Норт и Уоллис: оценка сектора трансакционных услуг в экономике США Де Сото: кейсы


×

HTML:





Ссылка: