Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров


The Presentation inside:

Slide 0

Особенности стихосложения. Определение стихотворных размеров урок-практикум №1 интерпритация стихотворного текста


Slide 1

В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему. Русский народный стих – тонический Ранний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевый Классический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к.xixв) –силлабо-тонический В стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стих Современная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем немного истории


Slide 2

Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения. Силлабическое стихосложение (от гр. «слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii –н.xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира. В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе: «Расколы и ереси / науки суть дети; Больше врет, кому далось / больше разумети; Приходит в безбожие, кто / над книгой тает»,- Критон с четками в руках / ворчит и вздыхает. А. Кантемир « К уму своему» Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг. В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов- метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными: Буря мглою небо кроет… А.С. Пушкин трехсложные – один ударный и два безударных: В полном разгаре страда деревенская… Н. Некрасов. Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина): Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный-стольный Киев – град, Вы постойте-тко за церквы ты за Божии, Вы поберегите –тко князя Владимира И со той Опраксой королевичной! «Илья Муромец и Калин-царь»


Slide 3

На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять: Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Хорей: Горные вершины Спят во тьме ночной… М. Лермонтов Ямб: Люби, Адель, Мою свирель. А.Пушкин Дактиль: Кубок янтарный Полон давно… А. Пушкин Амфибрахий: О, буйные ветры, Скорее, скорей! Ф. Тютчев Анапест: Так и рвется душа Из груди молодой! А. Кольцов


Slide 4

Задание: определите стихотворные размеры Мой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету… (Я. Полонский) хорей К чему бесплотной тени Две розы, две слезы? (К. Павлова) ямб Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М. Лермонтов) хорей Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал… (Н. Некрасов) дактиль Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною… (М. Лермонтов) дактиль Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов) анапест Хорей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Он у каменной башни стоял под стеной; И я помню, на нем был кафтан дорогой… (Я. Полонский) анапест Средь шумного бала, случайно, В тревогах мирской суеты… (А. Толстой) амфибрахий Слыхали ль вы за рощей в час ночной Певца любви, певца своей печали? (А. Пушкин) ямб


Slide 5

Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из равностопных стихов. Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно. Например: Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки – баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. М. Лермонтов (разностопный-трех и четырех –стопный хорей) Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи. Например: Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное Зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая!...» И. Крылов ( В этом примере первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным, третий – четырехстопный, четвертый – трехстопным ямбом)


Slide 6

Окончания стихотворной строки. Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин – КЛАУЗУЛА. Созвучие клаузул в стихотворении называется РИФМОЙ. Их четыре типа: МУЖСКАЯ – с ударением на последний слог в стихе (обозначается – аа-): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал… А. Пушкин ЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается – АА-): Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье… А. Пушкин ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем от конца стиха слоге (обозначается – А,А,-): Клятвы, днем глубоко затаенные, И еще,-еще глаза влюбленные… В. Брюсов ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге ( обозначается –А,,А,,-): Ветки, темным балдахином свешивающиеся, Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся В. Брюсов 23.05.2017 7


Slide 7

Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом. ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) – рифмуются две соседние строки:аа Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда… А. Пушкин ПЕРЕКРЕСТНАЯ – стихи рифмуются через строчку: АбАб Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог… А. Пушкин КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) – смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Над морем город основался А. Пушкин основные виды рифмовок:


Slide 8

Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1.Каким метром написано стихотворение; 2.Каким размером; 3.Тип рифмы; 4. Особенности рифмовки. Определим особенности построения стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии…»: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою… СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: аБаБ __ __/__ __/__ __ __ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/ __ __ __ __/ __ __ __/__ __ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ Стихотворение написано разностопным ямбом. 1 и 3 строка соединены мужской рифмой, 2 и 4 – женской. Рифмовка перекрестная. Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц зеркальный»: Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине. СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: АББА __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ Стихотворение написано пятистопным дактилем. Все рифмы женские. Опоясывающая рифмовка.


Slide 9

Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф. 1-й вариант В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» 2-й вариант Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» 3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе»


Slide 10

Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф. 1-й вариант В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямб Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей 2-й вариант Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямб Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб 3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей


×

HTML:





Ссылка: