Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению


The Presentation inside:

Slide 0

Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению


Slide 1

Выразительное чтение в методике преподавания К.Д.Ушинский М.А.Рыбникова С.И.Львова Л.А.Введенская А.С.Макаренко Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Саади «Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий». Л.А.Введенская


Slide 2

совершенствование навыка чтения (правильность, беглость, сознательность); формирование читательских умений по работе с текстом; развитие речи, мышления, воображения учащихся; нравственное и эстетическое воспитание учащихся Задачи выразительного чтения


Slide 3

Средства выразительного чтения


Slide 4

Интонационные средства выразительности Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия


Slide 5

Логическое ударение Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский Основные правила постановки логического ударения (В.Аксёнов «Искусство художественного слова»): 1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. 3. При сопоставлении постановка логического ударения предыдущему правилу не подчиняется. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? 5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.


Slide 6

Пауза, темп, ритм речи


Slide 7

Мелодика речи Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. К.С.Станиславский Мелодика речи – это движение голоса по звукам разной высоты. Знаки препинания являются в том числе и указателями мелодических рисунков (фигурами мелодии). Мелодика сводится к трем мелодическим типам: Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром выступает ударный слог слова. Некоторые конструкции произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная произносится на более низком тоне.


Slide 8

Основные свойства голоса Тембр – это природная специфическая окраска голоса, придающая речи экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса». Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Благозвучность голоса - чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.).


Slide 9

Техника речи (по М.А.Рыбниковой) дыхание дикция орфоэпия свободное, глубокое, частое, незаметное ясное, отчётливое произношение звуков нормативное произношение


Slide 10

Невербальные средства Правила использования: при чтении следует избегать механических жестов, не оправданных психологически; характер неязыковых средств должен зависеть от ситуации и содержания высказывания; неточное, чрезмерное использование невербальных средств затрудняет восприятие текста


Slide 11

Методические рекомендации Методист Б.А. Буяльский предлагает для работы по обучению выразительному чтению продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке: вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста; вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину; вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения; вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению; вопросы, подталкивающие учащихся к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.


Slide 12

Использованная литература и интернет-ресурсы: Астафьева О.В., Денисова А.В. Детская литература: Выразительное чтение. – Москва: Академия, 2007. Бродовский М.М. Руководство к выразительному чтению. – СПб.: Интеллект, 2004. Кубасова О.В Выразительное чтение: методика обучения детей. – Москва: Академия, 1997. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Альфа, 2004. Найденов Б.С. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1997. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie02.html http://www.bestreferat.ru/referat-204378.html http://enc-dic.com/pedagogics/Vyrazitelnoe-CHtenie-320.html


Slide 13

Автор презентации – методист по русскому языку и литературе МОУ ГИМЦ Токаева Наталья Викторовна Брянск -2011


×

HTML:





Ссылка: