Исследование


The Presentation inside:

Slide 0

Исследование Волкова Л.А.- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО


Slide 1

Исследование- это характерный для науки, как специализированной формы познавательной деятельности, способ производства нового знания « Умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. Различие здесь в степени , а не в роде. Школьник изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя наподобие учёному – физику, чем делать, что- то ещё». Дж. Брунер в кн. Кларина М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998, 180 стр.


Slide 2


Slide 3

Вопросы исследователю Какова цель моего «следования», на какой вопрос я хочу получить ответ в конечной точке пути? (цель) Так ли это значимо и важно? Если «да», то чем я могу это аргументировать? (актуальность) Какой путь (трассу, маршрут) приведёт меня к цели? (задачи) Какой способ передвижения мне стоит выбрать, чтобы путь был по силам и вёл к цели? (методы) В какой портфель, я буду складывать свои находки? (формы фиксации результатов).


Slide 4

Учебное исследование Типовой алгоритм исследовательской деятельности Формулирование проблемы Постановка целей и задач Выделение объекта и предмета исследования. Предварительный анализ имеющейся информации, условий и способов решения задач данного класса. Формулирование гипотез. Планирование и организация эксперимента. Анализ и обобщение данных исследования Обобщение полученных данных, выводы Научные прогнозы. ________________________________________


Slide 5

Алгоритм исследования для начальной школы Рассказ учителя о трудности, которую без исследования не разрешить. Объяснение детям задач исследования. Беседа о том, что мы знаем об исследуемом предмете и чего не знаем. Высказывание детьми предположений о том, что не известно, но что можно узнать . Составление вместе с детьми плана исследования или объяснение учителем действий детей по плану. Обобщение полученных данных исследования, выводы. Беседа о том, как и где новые знания могут пригодиться.


Slide 6


Slide 7

Эмпирическое исследование: Исследовательские методы: Наблюдение Описание Опыт Эксперимент Экспертиза Индукция


Slide 8

Методы эмпирического исследования: 1.Наблюдение - целенаправленное восприятие объектов в результате, которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта. Исследователи различают «включённое» и «не включённое» наблюдение. 2.Описание - закрепление и передача результатов наблюдений устным или письменным способом. Различают описание, статичных и подвижных объектов. 3.Опыт ( эксперимент)- практическая проба, практический способ ответа на вопрос исследования, конкретное действие с целью получения заданного результата. 4.Экспертиза - (франц. expertise - от лат. expertus - опытный), оценка объекта компетентным специалистом (экспертом), в педагогике понимается, как совокупность способов получения информации об объекте. 5. Индукция - (от лат. inductio - наведение), метод исследования, на котором общий вывод строится на основе частных посылок. Рассуждение и обобщение строится от единичного достоверного к общему вероятностному. 6.Аналогия - (от греч. analogia - соответствие), вид умозаключения; сопоставление объекта исследования с другим объектом имеющим те же характеристики.


Slide 9

Наблюдение- целенаправленное восприятие объектов в результате которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта


Slide 10

Модель исследования на основе наблюдения за объектом. Сформулировать цель и задачи наблюдения. Определить объект (объекты) наблюдения; Определение периода и периодичности наблюдения; Определение условий и способов наблюдения (включённое или не включённое наблюдение); Выбор способов фиксации характеристик наблюдаемого объекта; Анализ материалов; Обобщение;


Slide 11

Исследование феномена Перед нами , что- то не совсем понятное. Спросите у детей, что бы это могло быть? Спросите их, что они чувствуют, глядя, думая об «этом»? Спросите чем это отличается от много другого, от других похожих явлений. ( можно сравнивать с чем- то конкретным) Спросите у детей, какие вопросы можно задать феномену, чтобы узнать его лучше. Составьте вместе с детьми план своего дальнейшего исследования феномена. Предложите детям версию, гипотезу, объясняющую феномен. Помогите детям сделать вывод из Проведите рефлексию совместной деятельности и потренируйте детей на самооценку в этой деятельности. Тема для исследования феномена: «Это не жираф, ни крокодил, а что- то другое»


Slide 12

Описание Описание - закрепление и передача результатов наблюдений устным или письменным способом. Различают описание, статичных и подвижных объектов.


Slide 13

Модель исследования объекта на основе его описания. Выбрать объект для описания. Определить статичный или подвижный объект будет подвергнут описанию. Определить цель описания объекта Составить план описания. Составить словарь используемых терминов. Выбрать стиль описания. Определить приблизительный объём описания (если необходимо) Описать объект. Сделать выводы (произвести обобщения) Уточнить детали описания объекта, добавить комментарии и ссылки, если необходимо.


Slide 14

Модель исследования объекта на основе его описания. Выбрать объект для описания. Определить статичный или подвижный объект будет подвергнут описанию. Определить цель описания .Объяснить детям для чего нужно описывать объект. Сообщить детям по пунктам план описания. Объяснить неизвестные слова. Привести пример описания. Описать объект. Сделать выводы (произвести обобщения) Уточнить детали описания объекта, добавить комментарии, внести поправки, если необходимо.


Slide 15

Опыт (эксперимент) Опыт- практическая проба, практический способ ответа на вопрос, действие с целью получения заданного результата. Эксперимент- это один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и направляемых условиях исследуются явления действительности. (Педагогическая энциклопедия)


Slide 16

Опыт (эксперимент) Практическая проба, практический способ ответа на вопрос, действие с целью получения заданного результата


Slide 17

Модель исследования объекта на основе опытнической деятельности. Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Проработать процедуры опыта. Определить условия, в которых будет производиться опыт. Определить количество и периодичность и продолжительности опытнических процедур; Выбрать способы и форму фиксации информационных данных, полученных в результате опыта; Произвести анализ и обобщение результатов. Обобщить данные. Соотнести с гипотезой.


Slide 18

Модель исследования объекта на основе экспериментирования. Изучить теоретические основы, которые являются основанием для проведения эксперимента. Определить актуальность эксперимента для данного учебного заведения, населённого пункта, конкретных детей и т.д. Определить цель, задачи, гипотезу эксперимента. Определить условия, в которых будет проходить эксперимент (лабораторные, естественные), дополнительные характеристики. Составить план (указывает на временные рамки и последовательность действий) и программу (указывает на приоритетные задачи суть того, что должно быть исполнено) эксперимента. Разработать процедуры эксперимента. Разработать или подобрать формы фиксации результатов. Осуществить эксперимент Произвести обобщения.


Slide 19

Аналогия от греч. analogia - соответствие, вид умозаключения; сопоставление объекта исследования с другим объектом имеющим те же характеристики.


Slide 20

Аналогия


Slide 21

Модель исследования объекта на основе аналогии. Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Выбрать объект исследования. Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Описать его существенные характеристики, особенности, основные функции (назначение). Выявить подобные объекты и сопоставить с исследуемым объектом. Найти аналогичное и разное (условия, ситуация). Простроить модель предполагаемых изменений объекта с учётом информации об аналогичном объекте.


Slide 22

Идентификация –совпадение по всем признакам


Slide 23

Индукция Метод исследования, на котором общий вывод строится на основе частных посылок ?


Slide 24

Модель исследования на основе индуктивного метода. Выделить объект для исследования. Сформулировать цель исследования. Получить данные об объекте посредством наблюдения и (или) экспериментирования, опыта. Обобщить имеющуюся и полученную в результате исследования информацию об объекте. Соотнести (классифицировать) исследованный объект с категорией других объектов данного типа. выделить существенные признаки исследованного вами объекта и других объектов данной категории; выделить общие существенные признаки объектов; сформулировать обобщение на уровне понятий (суть) Сформулировать общее умозаключение.


Slide 25

Экспертиза (Оценка) Совокупность способов получения информации об объекте. Обобщение существенной информации.


Slide 26

Модель исследования объекта на основе экспертизы.   Сформулировать цель экспертизы. Описать (найти) эталонные (идеальные, допустимые) характеристики аналогичного объекта. Собрать общие сведения об объекте. Составить программу поэтапной экспертной деятельности. Установить регламент экспертных процедур (время, периодичность, условия) Выбрать и обосновать процедуры (способы) исследования. Выделить вопросы, требующие более детального изучения и консультаций со специалистами. Произвести экспертизу. Обобщить данные. Сопоставить с эталоном. Выявить отклонения. Сделать выводы, составить экспертное заключение  


Slide 27

Теоретическое исследование: Исследовательские методы: Анализ Синтез Формализация Аксиоматика Дедукция Абстрагирование


Slide 28

Анализ Разделение с целью понимания ? ? ? ?


Slide 29

Типовая модель исследования на основе анализа Сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования. Разделить объект на структурные элементы (смысловые части). Выделить элементы для исследования (сравнения, дополнительного изучения и т.д.) Составить план, (программу) исследования элементов объекта. Выделить в элементах объекта существенные характеристики. Охарактеризовать каждый из выбранных элементов по этим признакам. Найти общие, отличительные характеристики, особенные характеристики в элементах объекта. Определить, какие элементы должны быть подвержены изменению. Составить программу изменений. Произвести обобщение.


Slide 30

Сравнительный анализ Ознакомьтесь с информацией (текстом, таблицами, наглядностью и т. д.) Выделите элементы для сравнения Определите критерии (признаки) для сравнения, выделите в них существенное. Охарактеризуйте каждый из выбранных элементов по этим признакам. Найдите общие и отличительные характеристики. Обобщите выводы.


Slide 31

Динамический анализ Определите объекты, которые будите отслеживать в динамике (развитие, изменение во времени). Определите задачу слежения. Определите временной интервал слежения. Выберите способ фиксации результатов. Определите разницу с первоначальным состоянием, сделайте вывод об изменениях объекта.


Slide 32

Проблемный анализ Ознакомиться с информацией. Разделить содержание на группы по критериям. Занести информацию в формулу: С одной стороны…, с другой стороны… Рассмотрение вариантов решения выявленного противоречия. Выбор варианта решения. Выявление, при каких условиях проблема разрешима. Составление алгоритма действий.


Slide 33

Анализ эффективности (выражается в %) Конечный результат сравнивается с целью (задачей) деятельности, возможно с эталоном. Производятся математические процедуры по вычислению процента. По полученному результату делается вывод: является ли результат 100% или его эффективность значительно ниже.


Slide 34

Системный анализ Ознакомьтесь с информацией, Найдите идею, смысл, основную цель и т.д. Разделите информацию на части. Текст на смысловые части, озаглавьте их (назовите)- признаки системы. Есть ли отсутствующие элементы? Какие? Можно ли их восстановить? Определите, есть ли лишние элементы? Какие? Есть ли дублирующие элементы? Можно ли их объединить? Взаимосвязаны ли элементы? В чём заключается данная взаимосвязь? Создайте аналогичную систему.


Slide 35

Поэлементный анализ Выделите один из элементов системы. Опишите его вцелом. Найдите существенные признаки и функции элемента. Предположите, что будет с системой, если этот элемент изъять? Предположите, какова роль и место элемента в системе? В какой системе, по вашему, встречается также данный элемент?


Slide 36

Синтез Соединение из частей целого ? ? ? ?


Slide 37

Формализация Построение абстрактных моделей, предъявление информации в виде знаков и формул. A+B=C


Slide 38

Дедукция Доказательство от «общего» к «частному» ? !


Slide 39

Аксиоматика Исходные положения не требующие доказательств, на основе которых строится (выводится) новое знание. Истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия.


Slide 40

Абстрагирование Отвлечение от ряда свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений


Slide 41

Типы учебного исследования Теоретический тип (в основе исследования- умозаключения) 1Самостоятельное (групповое) выстраивание версий (гипотез) 2.Самостоятельное составление учащимися алгоритма деятельности. 3.Выращивание, логическое достраивание информации, идеи. 4.Анализ, синтез, аналогия, абстрагирование ит.д. 5.Проектирование, коррекция проекта и деятельности. Моделирование, конструирование 6.Теоретическое обобщение: Самостоятельное формулирование закона, закономерности, правила. Эмпирический тип ( В основе исследования опора на опыт и наглядную информацию) 1.Рассмотрение , предложенных учителем версий, гипотез. 2.Использование предоставленного учителем алгоритма для деятельности 3.Собирание (накопление) информации. 4.Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация. 5.Использование типовых схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, ит.д. 6. Эмпирическое обобщение полученной информации.


×

HTML:





Ссылка: