УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ


The Presentation inside:

Slide 0

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: «ЛИШАЙНИКИ» Автор: учитель биологии МОУ СОШ № 2 с. Арзгир Сологуб Елена Владимировна


Slide 1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: рассмотреть особенности организации лишайников, показать многообразие, их роль; РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать умения и навыки работать с источниками информации; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ответственное отношение к выполнению заданий; экологическое воспитание.


Slide 2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: Учащиеся должны знать: строение слоевища лишайника; понятие симбиоза; способы размножения лишайников; значение лишайников в природе, использование их человеком. Учащиеся должны уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза; объяснять фразу: «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха».


Slide 3

ПЛАН УРОКА: ОРГАНИЗА- ЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Slide 4

ВОПРОС ? Кто такие сфинксы ? С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, туловищем льва и крыльями птицы – о сфинксе. И само чудовище таинственное, к тому же оно постоянно подстерегало путников и загадывало им загадки. Поэтому слово «сфинкс» - стало символом чего-то таинственного и загадочного.


Slide 5

ИСТОРИЯ. Но есть и другие «сфинксы»: К.А.Тимирязев назвал «сфинксами» лишайники. И не случайно – лишайники загадали людям множество загадок. Одни считали мхом, другие - разновидностью гриба, третьи - водорослью. В старину их называли «лишаями». И только в 1867 году было доказано: это и гриб и водоросль, живущие вместе около 70 млн. лет. Что же такого особенного в этих небольших (от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров) и, с виду ничем не примечательных организмах? Лишайники обычно pассматpиваются отдельно от грибов, хотя и принадлежат к ним, являясь специализированной группой. Они довольно многообразны по внешнему виду и окраске и насчитывают 26 тысяч видов, объединённых более чем в 400 pодов.


Slide 6

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: ГЕТЕРОТРОФЫ. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.


Slide 7

МИКОРИЗА. ГРИБНИЦА. Симбиоз грибов с корнями высших растений.


Slide 8

ПАРАЗИТИЗМ. Тип гетеротрофного питания, когда один организм живет в другом организме или на его поверхности, и получает от него питательные вещества.


Slide 9

ТИПЫ СЛОЕВИЩ ЛИШАЙНИКОВ: Среди лишайников тоже есть свои «травы», «кустарники» и «деревья».


Slide 10

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ. НАКИПНОЙ –ПИСЬМЕННЫЙ.


Slide 11

ЛИСТОВАТЫЙ - ПАРМЕЛИЯ


Slide 12

ЛИСТОВАТЫЙ - ПЕЛЬТИГЕРА ПУПЫРЧАТАЯ


Slide 13

КУСТИСТЫЙ - КЛАДОНИЯ


Slide 14

КУСТИСТЫЙ –КЛАДОНИЯ.


Slide 15

КУСТИСТЫЙ - ЯГЕЛЬ «ОЛЕННИЙ МОХ»


Slide 16

КУСТИСТЫЙ – «БОРОДАЧ»


Slide 17

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ НА ЗЕМЛЕ. Лишайники чрезвычайно широко распространенны в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики: на голой почве, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках


Slide 18

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЛИШАЙНИКОВ Лишайники вездесущи. Они могут выживать в условиях среды, столь не неблагоприятных для любой другой формы жизни. Антарктида


Slide 19

ГНЕЗДО КОЛИБРИ НА МЕРТВОЙ ВЕТКЕ ДЕРЕВА ПОКРЫТОЕ ЛИШАЙНИКОМ ПАРМЕЛИЯ.


Slide 20

СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКА: Под микроскопом они похожи на ковер, основная войлокоподобная ткань которого состоит из бесцветных нитей – грибных гифов, а рисунок – из вкраплений отдельных окрашенных клеток – водорослей


Slide 21

РАЗМНОЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ: Размножение лишайников осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами. В результате полового процесса образуются споры гриба лишайника, которые развиваются в закрытых плодовых телах. Пpоpосшие споры, встретив соответствующую своему виду водоросль, образуют с ней новое слоевище. Вегетативное размножение заключается в pегенеpации слоевища из небольших его участков (обломков, веточек). У многих лишайников есть специальные выросты – изидии, которые легко отламываются и дают начало новому слоевищу. В других лишайниках образуются крошечные гранулы (соредии), в которых клетки водоросли окружены плотным скоплением гиф; эти гранулы легко разносятся ветром. .


Slide 22

ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише, тише. Деревцо все выше, выше.


Slide 23

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ В ПРИРОДЕ.


Slide 24


Slide 25

БЕЛКА ОБЫКНОВЕННАЯ Поедает семена ели, сосны, орехи, почки, побеги, кору, лишайники, грибы,


Slide 26

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ Большую часть года олени поедают лишайники, богатые углеводами


Slide 27

ОВЦЕБЫК Пища овцебыка – лишайники, трава, мхи.


Slide 28

ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ – ПИОНЕРЫ СУШИ Впервые поселяясь на бесплодных местах, лишайники образуют при отмирании перегной, на котором потом могут поселиться другие растения.


Slide 29

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ


Slide 30

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.


Slide 31


Slide 32

ОХРАНА ЛИШАЙНИКОВ. Лишайники – это организмы-биоиндикаторы; они растут только в экологически чистых местах, поэтому их не встретишь в больших городах и промышленных зонах. Если воздух отравлен заводами, фабриками, выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают.


Slide 33

ЛИШАЙНИКИ НАШЕГО СЕЛА Ученица 10 класса Чернышова Мария проводит исследование «Индикация степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников»


Slide 34

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ДОПОЛНИТЕ СХЕМУ:


Slide 35

ДОПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Лишайники – это __________ организмы. Они состоят из гриба и ___________. Зеленая _________ образует _________ вещества, используемые ________, который снабжает ________ водой и растворенными в ней ________ солями. Лишайники размножаются в основном _________ - частями слоевища.


Slide 36

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 1. Лишайники – это организмы-симбионты. 2. Тело лишайника называется слоевищем, или талломом. 3. Различают два основных типа слоевищ лишайников. 4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый. 5.Автотрофный компонент лишайника – гриб. 6.Лишайники размножаются только половым путем. 7.Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.


Slide 37

Рассмотрите рисунок строения лишайника, подпишите названия его частей. 1. __________________ 2. ________________. 1 2


Slide 38

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА. Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, - это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».


Slide 39

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Изучить параграф №13, выполнить задание №45 в рабочей тетради.


×

HTML:





Ссылка: