Готовность выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом


The Presentation inside:

Slide 0

Готовность выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург


Slide 1

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.» К.Д. Ушинский


Slide 2

«Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира» (фонд Маккинзи) Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей


Slide 3

Современные контексты профессиональной деятельности учителя Изменившиеся требования к образовательным результатам учащихся Изменившиеся характеристики детей Изменившийся социальный заказ к учителю


Slide 4

Требования к образовательным результатам предметные результаты: формирование опыта предметной деятельности метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий у обучающихся личностные результаты: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся


Slide 5

Предметные и метапредметные результаты (Россия в международных исследованиях)


Slide 6

Предметные и метапредметные результаты


Slide 7

Личностные результаты духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся


Slide 8

Личностные результаты духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся


Slide 9

СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК В СОЦИАЛЬНОМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ Понизилась креативность, энергичность мышления, волевые качества. Возрос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки. Наблюдается рост психических заболеваний детей. 25% младших школьников можно отнести к группе социально некомпетентных детей. Появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще, дети стали хуже понимать тексты. Все больше появляется одаренных детей в личностной, интеллектуальной сфере, художественно одаренных детей и детей с высокой спортивной одаренностью. (Из доклада Д.И.Фельдштейна, апрель 2010, исследования РАО)


Slide 10

Глава 7. Учитель «Стресс и отчуждение учителей в настоящее время, как никогда, высоки…» «Диапазон образовательных целей и ожиданий от школ, передача школе семейных и социальных проблем, вкупе с внедрением бесчисленных разрозненных инноваций, создают просто невыносимые условия для поддержания развития системы образования и для работы, приносящей удовлетворение».


Slide 11

Что происходит с учителями «… все больше и больше (педагогов) сталкиваются с этническим и языковым разнообразием детьми со специальными потребностями семьями, где есть только один родитель с поразительно высоким уровнем социальных и академических ожиданий относительно обучения в школе.»


Slide 12

Какова сфера ответственности и влияния учителя в новой образовательной реальности? (данные интернет-опроса «Какого учителя ждут в нашей Новой Школе?», 2011) «За все» Сегодня родители ожидают, что учитель возьмёт большую часть функций на себя. Сфера ответственности и влияния приравнивается к ответственности родителей. Ответственность, возложенная на учителя сегодня, не имеет границ.


Slide 13

Профессиональный стандарт определяет основные требования к квалификации учителя Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 


Slide 14

Новые компетенции учителя Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.


Slide 15

Структура профессионального стандарта Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Трудовые функции: Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность


Slide 16

Область применения Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться: а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти; в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.


Slide 17

Новые компетенции учителя Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.


Slide 18

От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил


Slide 19

Результаты международного исследования педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS (Teachers Education Study), 2008


Slide 20

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Большинство российских будущих учителей математики уверены в своей готовности к профессиональной деятельности в достаточной или даже значительной степени по основным позициям. Области, по которым 20% студентов или более отметили недостаточность подготовки: использование компьютеров и ИКТ в преподавании математики; стимулирование учащихся к размышлениям о математике; создание поддерживающего окружения при изучении математики; обеспечение родителей полезной информацией об успехах учащихся в математике; оказание позитивного влияния на трудных и немотивированных учащихся; работа в тесном контакте с другими преподавателями.


Slide 21

Изменения в педагогическом образовании (Герценовский университет) Коррекция программ учебных дисциплин и практик Вариативные модули, встраиваемые в образовательные программы (38 модулей): Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия Технологии психологической помощи семье Технологии гармонизации межвозрастных отношений


Slide 22

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ При приеме на работу работодатели ориентируются на документ об образовании - 86,0 % на впечатление, полученное при собеседовании - 67,7 % на профессиональные планы претендента - 50,6 % Способ отбора кандидатов на должность: собеседование - 51,6 % наличие и содержание портфолио претендента - 46,2 % ситуации реального взаимодействия с учащимися - 40,9 % Факторы, влияющие на принятие решения уровень образования претендента - 68,8 % уровень квалификации претендента - 59,1 % коммуникативная компетентность - 58 % опыт профессиональной деятельности - 57 % знание преподаваемого предмета - 47 % профессиональные намерения - 31,2 % внешний вид - 22,6 %


Slide 23

Трудности молодых учителей (мнение работодателей) осуществление взаимодействия с родителями учащихся - 64,5 % необходимость поддерживать дисциплину в классе - 52,7 % проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей - 38,7 % владение предметом на высоком уровне -38,7 % осуществление диагностики педагогического процесса - 30,1 % ясное объяснение предмета - 26,8 %


Slide 24

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Отдельные учителя должны осознавать имеющиеся в их работе недостатки. В большинстве случаев это предполагает осознание не только своих методов работы, но и того, что лежит в их основе. Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик. Этого можно добиться только за счет наблюдения таких методик в действии в реальной обстановке. Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть высокие ожидания разделяемое всеми понимание цели коллективная вера в общую способность улучшить образование детей, которым они служат


Slide 25

«Будущего нет — оно делается нами» Л.Н.Толстой


×

HTML:





Ссылка: