Исследовательский ПРОЕКТ:


The Presentation inside:

Slide 0

Волшебная водичка! Воспитатель МикишоваЕ.Б. МБДОУ д/с №10 «Белочка» комбинированного вида Исследовательский ПРОЕКТ: Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе (3-4 года)


Slide 1

Организация опытно-экспериментальной деятельности в свете реализации положений ФГОС ДО. Ученые выделяют деятельность экспериментирование - как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка. Дошкольник проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности (экспериментированию) . Оно пронизывает все сферы детской деятельности ( прием пищи, игру, занимательное дело, прогулку). Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 3-4 лет : педагог ставит проблему и намечает методы ее решения. Поиск решение предстоит осуществить детям Совместно с педагогом и самостоятельно. Также в этот проект были включены сюжетно-ролевые игры, а любая игра ребенка — это проект. Даже игра в семью. У него есть собственный замысел, он должен обдумать обстановку, то как он будет играть, что ему нужно для игры. Он привлекает других детей — если это не режиссерская игра, а сюжетно-ролевая. В игре определенным образом распределяются роли. Возникают общественные отношения, коммуникации, связи. Происходит реализация замысла — проекта. Если игра не идет, надо понять, почему. Например, замысел был один, а происходит все по-другому. Почему? Поэтому игра необходима для того, чтобы развивалась проектная деятельность. При участии ребенка в проекте, возникает возможность его социализации и включения самосознания, самооценки и самопроизвольности.


Slide 2

организация увлекательного дела (эксперимент) с детьми младшего дошкольного возраста совместно с педагогом и самостоятельно в свободной деятельности; интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие; реализация проекта в течении месяца ; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Экспериментирование и фиксирование результата происходило в игровой форме, чтобы ребенок сам захотел принять участие в деятельности (эксперименте) и сюжетно-ролевых играх; педагог выступает в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту; экспериментирование призвано развивать познавательный интерес, как потенциал естественнонаучного образования (1 ступень образования- это дошкольное образование); свободное общение и перемещение детей во время деятельности, с учетом безопасного поведения во время эксперимента; время деятельности не ограничено временным интервалом, исключая режимные моменты; закрепление полученных знаний и умений происходит в режимные моменты; Положения ФГОС ДО реализуемые в проекте:


Slide 3

Познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие и социального, эмоционального интеллекта). Речевое развитие (владение речью как средством общения и культуры). Художественно-эстетическое развитие (становление эстетического отношения к окружающему миру, умение отражать объекты природы в лепке и рисовании). Интеграция областей развития:


Slide 4

инициативность (ребенок предлагает свои пути решения проблемы, высказывает свое мнение, предположение); бытовую и интеллектуальную самостоятельность (в процессе эксперимента ребенок все пробует делать сам); уверенность в себе («могу, мое мнение уважают», снимается страх перед ошибкой); развитие воображения (всякое эмоциональное возбуждение ведет к работе воображения); волевое усилие (ребенок учиться сдерживать себя, чтобы дать возможность другому высказать свою точку зрения); любознательность.; разносторонние интересы. Реализация данного проекта развивает у детей:


Slide 5

Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой. Обогащать представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении, связи между живым и неживым в природе; Развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Развивать проектную деятельность Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям; Развивать эмпатию, желание помочь другим ;умение ребенка работать вместе, сообща. Развивать мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию. Активизировать связную речь и обогащать словарь детей Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями; Закреплять культурно-гигиенические навыки. Задачи проекта:


Slide 6

Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы ( цвет, величина, форма), постановка проблемной задачи, выполнение эксперимента. Игры-экспериментирования с водой, камешками, снегом, льдом, растениями. Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек. Продуктивная деятельность ( делаем из воды лед, лепим снежную фигуру, разукрашиваем ее подкрашенной водой). Использование в проектной деятельности природного материала (вода, камешки, растения, снег, лед). Методы освоения задач проекта:


Slide 7

Постановка исследовательской задачи ( при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте); Уточняем правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента; Выполнение эксперимента ( под руководством воспитателя) Наблюдение результатов эксперимента; Фиксирование результатов эксперимента; Формулировка выводов ( при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте). Этапы опытно-экспериментальной деятельности:


Slide 8

Тема: « Для чего нужна вода?» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям; Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями; Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать аккуратность. Материал: вода. Оборудование: комнатные растения, лейка, емкость для воды, игрушки(ванна, куклы, полотенце, овощи, кухня). Постановка проблемной задачи: Кукла испачкалась , что нужно сделать? Что нужно делать , чтобы быть чистыми и аккуратными? Выполнение эксперимента: Уточняем правила безопасности: комнатные растения нельзя брать в рот. Игровая ситуация: « Давай искупаем куклу», «Давай помоем овощи». Ситуация в быту: «Давай польем растения и помоем их». Фиксирование результатов эксперимента: Чтобы кукла была чистая нужно ее помыть водой; -Овощи грязные, чтобы они стали чистые нужно их помыть водой; растения не могут без воды, нужно их поливать ; ( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем). Вывод: Чтобы быть чистыми и аккуратными надо купаться и мыть руки . Нельзя есть немытые овощи, надо их сначала помыть. Комнатные растения надо обязательно поливать и мыть.


Slide 9

Цели: развивать познавательную активность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы, учить различать холодную и горячую воду, развивать речь детей, активизировать их словарь (жидкость, холодная, горячая); воспитывать аккуратность. Материал: вода. Постановка проблемной задачи: Педагог предлагает детям пройти в умывальную комнату и поэкспериментировать с водой. Выполнение эксперимента: Уточняем правила безопасности (вода из крана бывает горячая!!!) -Где живет вода в группе?» (в водопроводном кране). -Почему нет воды? (закрыт кран) -Что нужно сделать чтобы полилась вода? (открыть кран). Что нужно сделать чтобы перестала течь? (закрыть). Почему два крана? (холодная и горячая вода). Почему опасна горячая вода? (можно обжечься). Что будет если открыть два крана? (теплая вода). Для чего нужна вода? ( чтобы быть чистыми). - Как нужно относится к воде? (бережно). Фиксирование результатов эксперимента: - Чтобы полилась вода нужно открыть кран , перестала течь- закрыть кран; из крана с синим колпачком течет холодная вода, а из крана с красным колпачком- горячая. - горячая вода- опасна; (сделать фотографии, для закрепления полученных знаний в дальнейшем). Вывод: Вода бывает горячая, холодная и теплая Тема: «Вода бывает холодная и горячая»


Slide 10

Тема: «Вода - прозрачная» Цель: развивать познавательную активность детей ,способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды -прозрачность . Активизировать речь и обогащать словарь детей (жидкость, прозрачная, бесцветная). Материал: вода, молоко, камешки. Оборудование: 2 стакана. Постановка исследовательской задачи: Можно ли увидеть предмет сквозь воду или нет? Выполнение эксперимента: В одном стакане молоко, в другом - вода, в оба стакана опускаем по камешку. В стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная. В стакане с молоком – не видно, значит , молоко – непрозрачное. Воспитатель предлагает детям повторить : « Вода – прозрачная». Фиксирование результатов эксперимента: - Сквозь воду можно увидеть предметы , а сквозь молоко нет ( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем). Вывод: Вода – прозрачная. Молоко – непрозрачное.


Slide 11

Тема: «Вода жидкая» Цель: развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Активизировать связную речь и обогащать словарь детей ( течет, пустой, полный),познакомить со свойством воды- текучестью. Материал: вода. Постановка исследовательской задачи: Можно ли переместить предмет или воду из одного стакана в другой? Как это сделать? Выполнение эксперимента: Уточняем правила безопасности: воду нельзя брать в рот. Переливание воды из одной емкости в другую. Один сосуд становится полным, другой пустым. - Почему так происходит? (вода жидкая, она может течь). Можно ли кубик перелить из одного сосуда в другой? (нет). Кубик перемещается целиком. Переливание воды из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Предмет переместился из одного сосуда в другой, а вода перелилась. Один сосуд стал полным с водой и кубиком, а другой - пустым. Фиксирование результатов эксперимента: - Вода перетекает из одной емкости в другую, предмет перемещается. Одна емкость становится пустой, а другая полной ( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем). Вывод: Вода жидкая, она может течь. Оборудование: Столик для игр с водой, камушки, лодочки, стаканчики, твердый предмет – кубик, камешки.


Slide 12

Давайте сбережём это чудо на нашей Земле!


Slide 13

1) « Детство» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2011 г 2) «Организация Опытно-Экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.» Авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова . Изд. «Учитель» Волгоград 2013 г 3) «Методологические проблемы пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Кларина Любовь Матвеевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИПППД РАО, г. Москва. 4) «Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования» Литература:


×

HTML:





Ссылка: